Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
«Северный поток — 2» угрожает безопасности поставок газа в ЕС, нарушает правила конкуренции, не обеспечивает континент дополнительным объемом газа, пишет «Европейська правда». Вместо российского газопровода автор предлагает активнее задействовать ГТС Украины и местные подземные хранилища. Однако, доказательств ненадежности российско-германского проекта он не приводит.
Борьба вокруг запуска «Северного потока — 2» продолжается
Процесс сертификации российского газопровода станет экзаменом для ЕС. Он должен показать действенность законодательства, на котором построено европейское сообщество.
Украина противодействует запуску «Северного потока — 2», руководствуясь не только собственными интересами. Один из ключевых принципов европейского законодательства — это принцип энергетической солидарности, который воспринимается в том числе в контексте предотвращения потенциальных кризисных ситуаций. Этот принцип распространяется также и на Украину через соглашение об ассоциации (ст. 338).
В то же время сертификация компании-оператора Nord Stream AG напрямую влияет на способность ЕС и Украины решать потенциальные кризисные явления и, таким образом нивелирует нашу возможность помогать другим на основе принципа солидарности.
Напомним, что украинский рынок газа интегрирован в газовый рынок ЕС. Украина уже смогла воспользоваться этим преимуществом и доказала, что способна помогать ЕС в предотвращении и урегулировании газовых кризисов. Поэтому оценка Украины как надежного партнера Энергетического сообщества чрезвычайно высока.
Сейчас сто одиннадцать нерезидентов активно используют украинские подземные хранилища газа, имеющие объем тридцать три миллиарда кубометров.
Украинское правительство уже выступило с предложением использовать их как «европейский сейф» для хранения дополнительных объемов газа. Вполне реально, объединив усилия с европейскими партнерами, создать газовый фонд, который будет стабилизировать возможные кризисы или пиковое потребление в зимние периоды.
О нашей роли, как уникального гаранта безопасности поставок в ЕС свидетельствует недавний пример: первого ноября произошел взрыв на Трансбалканском газопроводе в Болгарии (на участке газопровода Ветрино — Граброво).
В Венгрию прекратилась подача необходимых объемов газа через Болгарию и Сербию, но сбалансировать систему удалось через Украину. Трейдеры страны смогли оперативно увеличить экспорт в Венгрию из украинских подземных хранилищ. Фактически из-за аварии мы стали для них своеобразным бэкапом.
Что показал этот инцидент? Если газопровод — всего лишь одна труба, то это ненадежно.
В тоже время украинская газотранспортная система (ГТС) — это разветвленная система, с четырьмя параллельными трубами на большинстве участков. Даже если что-то произойдет на нашем газопроводе, мы мгновенно можем перевести объемы прокачки на другую нить.
За всю историю транзита газа через нашу ГТС ни разу не было случая, когда бы мы по техническим причинам остановили транспортировку. Более того, мы неоднократно подстраховывали других.
В этом году суд Европейского союза в Люксембурге вынес показательное решение относительно газопровода OPAL, являющегося наземным продолжением «Северного потока — 1». Суд согласился с польским оператором ГТС PGNiG, который оспаривал монопольное использование «Газпромом» газопроводов, в нарушение принципа солидарности в энергетической отрасли.
Все страны ЕС руководствуются принципом энергетической солидарности согласно Договору о функционировании ЕС (ст. 122 и 194). На наш взгляд, принцип энергетической солидарности требует, чтобы компетентные органы Германии приняли во внимание фактор безопасности поставки также и для других стран-членов ЕС, выступающих против сертификации Nord Stream — 2 AG.
Соответственно, немецкое законодательство обязывает компетентные органы Германии обеспечить эффективную и добросовестную конкуренцию в сфере поставок газа для имплементации и выполнения законодательства Европейского сообщества в сфере сетевого энергоснабжения.
Напомним, в Договоре о функционировании ЕС, в частности, говорится о том, что политика Союза в области энергетики в духе солидарности между государствами-членами должна обеспечить функционирование энергорынка и безопасность энергоснабжения, способствовать энергоэффективности, энергосбережению и развитию новых и возобновляемых источников энергии, а также способствовать объединению энергетических сетей (ст. 194).
Поэтому новая немецкая коалиция имеет уникальную возможность защитить региональную стабильность и определиться в соответствии с принципами солидарности ЕС.
«Северный поток — 2» не увеличит мощности, но он точно уменьшит альтернативные возможности доставки и лишит рынок гибкости.
Именно эти аргументы и будем использовать для озвучивания позиции Украины.
Этот проект угрожает безопасности поставок газа в Европу, нарушает правила конкуренции, не обеспечивает Европу дополнительным объемом газа и не преследует обоснованную коммерческую цель.