Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Имя Станислава Петрова, героя, которого весь мир может благодарить за спасение наших жизней, не особо известно даже на родине, в России. А ведь этот смелый и мудрый человек принял решение, которое, как считают многие, предотвратило потенциальную ядерную войну, пишет издание «Труд». Он «просто выполнял свою работу».
«Я просто выполнял свою работу» — это слова человека, предотвратившего начало мировой ядерной войны.
Станислав Петров, неизвестный герой, которого весь мир может благодарить за спасение наших жизней, умер в 2017 году во Фрязине в возрасте 77 лет. 26 сентября 1983 года этот смелый и мудрый человек принял решение, благодаря которому, как считают многие, была предотвращена потенциальная ядерная война. Вскоре после полуночи прозвучал сигнал о том, что Соединенные Штаты выпустили межконтинентальные баллистические ракеты, и 44-летнему полковнику нужно было быстро решить, было ли нападение на Советский cоюз реальным.
Предотвращение атомной атаки
«Я понял, что должен принять решение, однако, по моему мнению, вероятность того, что сигналы тревоги достоверны, составляла 50 на 50», — вспоминает Петров. Несмотря на тревожные данные с советских спутников над США, Петров предположил, что это может быть ложная тревога. Перед ним стояла серьезная задача: если бы он решил, что это настоящее нападение, советские лидеры отдали бы приказ о ядерном нападении на Соединенные Штаты.
Это был чрезвычайно напряженный период холодной войны: Советский cоюз действительно опасался внезапного нападения США. Более того, всего за месяц до этого Советы сбили пассажирский самолет, летевший из США в Южную Корею, потому что сочли, что он шпионит.
После серии провокационных военных маневров США стали планировать крупное учение НАТО «Умелый стрелок» (Able Archer 83) — по сути, подготовку к ядерной атаке.
Его роль в истории не принесла ему славы
На родине роль Петрова в мировой истории не принесла ему славы — он продолжил жить в той же квартире, где провел большую часть своей жизни. Вспоминая ту роковую ночь, когда он работал в секретном диспетчерском центре «Серпухов-15», он говорил, что не забудет вой сирены, прорезавший тишину. Все были в шоке — несмотря на то, что из-за этого они там и собрались, никто не мог поверить. Петров встал и заметил, что все растерянно смотрят на него.
«Все были на грани паники, и тогда мне пришло в голову, что, если мы запаникуем, все будет кончено. У меня не было времени думать о том, буду ли я человеком, начавшим Третью мировую войну, мне нужно было решить, насколько точен компьютер». Он еще не принял твердого решения, как спустя несколько минут прозвучала еще одна сирена, предупреждающая, что была выпущена еще одна ракета, а затем еще и еще — по данным компьютера, с американской земли взлетели пять атомных бомб.
Верное решение
Петров решил сообщить своему начальству, что система выдала ложную информацию, хотя не был уверен в том, что говорил. Он обосновал свое решение на том факте, что советские наземные радары не подтвердили запуск. Радары могут обнаруживать атакующие ракеты не сразу после их запуска, но Петров знал, что они намного надежнее спутников.