Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США не хотят участвовать в войне на Украине в случае «российского вторжения» и надеются на дипломатическое урегулирование кризиса, отмечает Дэвид Игнатиус в статье WP. Однако помочь Киеву оружием администрация Байдена совсем не против. Некоторые читатели газеты настроены воинственно, а другие призывают президента США не пересекать «красные линии» Путина.
Администрация Байдена анализирует вопрос о том, смогут ли Соединенные Штаты оказать поддержку антироссийскому повстанческому движению на Украине, и как они это сделают, если президент Владимир Путин нападет на нее и захватит значительную часть ее территории.
По словам одного информированного чиновника, такое планирование включает меры по поставке оружия и предоставлению иной помощи украинской армии для оказания сопротивления российским силам вторжения, а также по оказанию аналогичной материально-технической поддержки группам повстанцев на тот случай, если Россия свергнет правительство в Киеве, и начнется партизанская война.
Соединенные Штаты могут поставить им переносные зенитно-ракетные комплексы. ЦРУ поставляло такое оружие в Афганистан (это были ПЗРК «Стингер»), и оно произвело колоссальный разрушительный эффект на советские войска во время десятилетней афганской войны, длившейся с 1979 по 1989 годы.
Специальная рабочая группа из администрации, куда входят представители ЦРУ и других ключевых ведомств, изучает, как было организовано повстанческое движение против Советов в Афганистане и против поддерживаемых Москвой правительственных войск в Сирии, а также против США в Ираке и Афганистане. Это ирония судьбы, показывающая, как кардинально иногда меняется ситуация. Сейчас американцы анализируют вопрос о том, как нанести потери аналогичные тем, которые в последние годы несли американские войска.
В состав рабочей группы вошли юристы, анализирующие, как можно предоставить помощь украинскому повстанческому движению, не нарушая американское законодательство и нормы международного права.
Основная цель администрации — покарать Россию в случае путинского вторжения на Украину без непосредственного участия американских войск. Такое участие президент Байден исключил. Представители Белого дома считают, что угрожать прямой военной интервенцией неправильно, так как Байден не желает создавать риск всеобщей войны из-за Украины. Тактика серых зон в данном случае предпочтительнее.
Планирование помощи повстанцам является дополнением к другим попыткам администрации Байдена повысить ставки для Путина. Американские официальные лица предупреждают, что США и их европейские союзники введут суровые экономические санкции, которые подорвут российскую экономику. А НАТО на прошлой неделе объявила, что планирует выдвинуть войска вперед в направлении России, если Путин проигнорирует предостережения. Из-за этого Россия после вторжения будет намного уязвимее для западного военного давления. Это прямая противоположность тому, чего намерен добиться Путин.
Составляя такие планы действий в чрезвычайной ситуации, администрация пытается создать некий баланс. Белый дом хочет сдержать вторжение, не давая при этом предлог Путину для усиления кризиса. Если будет слишком много военной истерии, возникнет такой сценарий, которого Вашингтон хочет избежать.
«Мы готовы рассмотреть ряд мер, которые не рассматривали в прошлом, и результаты таких мер очень пагубно отразятся на Российской Федерации. Но вдаваться в детали я не стану», — сказал в пятницу репортерам высокопоставленный представитель администрации. У США есть мощный арсенал кибероружия, однако администрация такой вариант не обсуждала.
Осторожное балансирование также проявляется в попытках администрации добиться дипломатического урегулирования кризиса. Соединенные Штаты заявляют, что готовы вести переговоры о таком урегулировании в рамках Минских соглашений от 2014 и 2015 годов. Это может означать предоставление квази-автономии русскоязычным сепаратистам на востоке Украины в Донбассе. Но Путин требует большего, включая гарантии того, что Украина никогда не вступит в НАТО. Байден отказался поддаться такому диктату, хотя Вашингтон не стремится принять Украину в ряды Североатлантического альянса.
Отвергая максималистские предложения Путина о сферах влияния в Восточной Европе, администрация хочет продолжить переговорный процесс. Говоря в пятницу о требованиях Путина, один высокопоставленный руководитель отметил: «Русские знают, что в этих документах есть вещи, которые будут неприемлемы. <…> Но есть там другие элементы, с которыми мы готовы работать, которые заслуживают обсуждения».
В военном плане украинская армия неровня российским вооруженным силам, но сейчас она в два раза больше, чем в 2014 году, когда Россия захватила Крым. Кроме того, некоторые источники сообщают, что с 2014 года около 500 000 украинцев прошли военную подготовку и что на руках у населения как минимум миллион единиц оружия. Это хорошая основа для начала партизанской войны. Американская рабочая группа планирования обсуждает создание схронов с оружием и прочие меры материального обеспечения, которые помогут сформировать мощную «повстанческую сеть» на случай российского вторжения.
Соединенные Штаты поставили украинской армии ПТРК «Джавелин», поначалу установив жесткие меры контроля. Наверное, аналогичные меры будут распространяться и на зенитно-ракетное оружие, чтобы оно не попало в руки к террористам. США вряд ли будут поставлять зенитно-ракетные системы напрямую, но могут осуществить такие поставки через союзников или партнеров.
Небольшое количество военнослужащих американского спецназа работает инструкторами и советниками у украинцев в составе американской военной группы численностью 150 человек. У ЦРУ тоже имеется военизированная структура, обладающая опытом организации повстанческих движений в Афганистане и Сирии.
Когда в 2003 году американские войска вышли на границу с Ираком, руководство США не думало, что ему предстоит длительная и изнурительная антипартизанская война. Администрация Байдена полагает, что Путин вот-вот совершит похожую ошибку на Украине. Она надеется, что Россия не сделает неверный выбор, но, если Кремль все же совершит вторжение, США хотят причинить ему боль.
Комментарии читателей
Estor
Груз 200, отправляемый в больших количествах в Россию, дестабилизирует кремлевскую банду!
Emilio Ramirez
Украинское правительство должно получить поддержку и содействие от европейцев. Не надо полагаться только на американцев.
Andrew Clifford
Европейцы не намерены втягиваться в войну из-за Украины. И это правильно, поскольку они не считают, что проблема Украины относится к жизненно важным интересам ЕС.
ABthree
Немцы могут начать с закрытия «Северного потока — 2», пока Путин угрожает Украине.
Ron William
Байдену надо просто предложить европейцам СПГ по той же цене, по которой Путин поставляет газ, или сказать, пусть субсидируют газ в счет своих военных расходов. У Пентагона бюджет почти триллион долларов, и несколько сотен миллиардов, чтобы обанкротить Россию, — это вполне приемлемо. Или захватить активы путинских олигархов на Западе, чтобы найти на это деньги.
Kilchis Gray
Это все предположения. Если Путин нападет и аннексирует Украину, пойдут ли украинцы в партизанское сопротивление? Нет никакой гарантии, что нападение вообще состоится, а если и состоится, партизанское движение вряд ли возникнет.
Curmudgeon
А пресс-конференция и публичное заявление будет, когда примут решение?
Sapozhnik
Администрация Байдена сталкивается с почти невыполнимой задачей. В итоге может получиться так, что она не сумеет спасти Украину от России. Но это точно будет невозможно, если мы будем только «думать» об этой проблеме, пока наше внимание не отвлечет какой-нибудь новый кризис. Это олицетворение слабости, и именно это нужно Путину.
Администрация должна поставить оружие и обеспечить подготовку незамедлительно, а не когда-нибудь потом. Среди прочего, она должна помочь Украине с созданием военизированных формирований для потенциальной партизанской армии. А еще она должна укрепить натовских союзников из числа прифронтовых государств, развернув там американские войска в достаточном, а не в номинальном количестве. И наконец, нам надо проводить более решительную дипломатию, не ведя переговоры с Кремлем о его заведомо неприемлемых предложениях, а излагая минимальные политические, военные и экономические последствия в случае российского наступления.
Путина удастся сдержать, если он посчитает, что издержки от оккупации слишком велики. Но его не удастся сдержать, если люди будут «думать» о том, что бы сделать. Если мы будем и дальше проявлять слабость, усилится вероятность того, что Путин отдаст приказ на наступление в середине января.
Andrew Clifford
Администрация должна поставить оружие и обеспечить подготовку незамедлительно, а не когда-нибудь потом. Среди прочего, она должна помочь Украине с созданием военизированных формирований для потенциальной партизанской армии.
Путин четко заявил, что его «красные линии» — это продолжение милитаризации Украины Америкой и НАТО. Это значит, что не стоит увеличивать поставки оружия и калибр поставляемого на Украину оружия. Это значит, что надо отказаться от модернизации украинских портов, проводимой для того, чтобы там могли швартоваться американские и британские военные корабли.
Если бы Байден прислушался к вашим рекомендациям, он начал бы именно то, что хочет предотвратить, а именно, войну.
ABthree
Какой ужас, какая невероятная фантастика, что мы должны рыть окопы и надевать противогазы из-за ссоры в какой-то далекой стране, о которой ничего не знаем.
История может повториться, как говорил Марк Твен, но воспоминание о Чемберлене и Чехословакии — это не лучший пример угрозы вторжения на Украину.