Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Американская нация больна как никогда, пишет American Conservative. Средняя продолжительность жизни в Соединенных Штатах снижается, при этом растет число людей в состоянии патологического страха и депрессии. По мнению автора статьи, в обществе все больше тех, кто «падает», и все меньше тех, кто готов после этого «подняться» и продолжить свое дело.
В Америке растет количество случаев депрессии, самоубийств и ожирения, причем не только из-за социальных сетей и коронавируса.
Американская нация больна как никогда. Средняя продолжительность жизни в Соединенных Штатах продолжает падать. Все больше людей находятся в состоянии патологического страха и депрессии. И прежде чем винить в этом COVID-19 и локдауны, важно вспомнить, что эти проблемы существовали задолго до того, как из-за пандемии жизнь во всем мире резко затормозилась. Сильно ли ухудшила пандемия ситуацию? Бесспорно. Тем не менее, согласно недавнему отчету организации Mental Health America (MHA), в 2019 году, незадолго до того, как страну поразила пандемия, психическими заболеваниями страдало около 50 миллионов взрослых американцев.
Приходится констатировать, что растет процент людей, испытывающих суицидальные настроения. С 2011-2012 гг. показатель среди взрослого населения растет из года в год, как отмечают авторы MHA. Молодежь, в частности, переживает не лучшие времена, многие живут с тяжелой депрессией. В 2020 году более 15% молодежи хоть раз столкнулись с депрессивным эпизодом. На сегодняшний день с тяжелой депрессией в США живут 2,5 миллиона молодых людей.
Кто-то, прочтя это, обвинит соцсети. Они, конечно, играют определенную роль, как и коронавирус. Но нельзя же просто во всех бедах общества обвинять Instagram и TikTok. Речь идет о более серьезных проблемах. Как отмечают авторы MHA, более 60% молодежи с тяжелой депрессией не получают вообще никакого лечения. Даже в штатах с наиболее широким доступом к психологической помощи без лечения обходится практически каждый третий. Последнее место по данному показателю занимает Техас, где психиатрической помощи не получают почти три четверти страдающей депрессией молодежи. А в масштабах всей страны регулярную психиатрическую помощь получает менее трети молодежи с тяжелой формой недуга. Усугубляет ситуацию растущий уровень употребления психоактивных веществ как среди молодежи, так и среди взрослых. Эта тревожная тенденция проявилась еще до пандемии. В 2020 году «7,74% взрослых и 4,08% молодежи США страдали расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ».
В человеческой природе заложено искать виноватых и перекладывать вину на других. Виноват кто угодно: работодатель, правительство, Марк Цукерберг — и не исключено, что так оно и есть. Они, может, и виноваты. А может, и нет. А может, виноваты мы сами? Когда дело доходит до самосовершенствования, первым шагом должен быть самоконтроль и готовность нести ответственность за свои поступки. Здорово, конечно, иметь поддержку со стороны друзей и семьи, но в основном перемены идут изнутри. У человека есть свобода выбора.
В 2015 году психотерапевт Джонатан Альперт написал статью для Chicago Tribune с вопросом: «Превратились ли мы в страну эмоциональных слабаков?» «Наша нация, — писал Альперт, — эмоциональную боль снимает лекарствами». Он поведал о внушающем тревогу уровне употребления подростками и взрослыми антидепрессантов, а также о том, что подобные препараты принимают аж 10% американцев. Среди женщин в возрасте от 40 до 50 лет, отмечал он, этот показатель был ближе к 25%. Действительно ли все эти люди нуждались в лекарствах, спросил он тогда. И сам же дал отрицательный ответ. И он до сих пор отрицательный. Нуждаются ли эти люди в лекарствах? Некоторые — да, но не все. С момента публикации статьи Альперта зависимость Америки от антидепрессантов возросла довольно значительно.
Я обратился к этому колоритному психотерапевту за комментариями, и он с готовностью согласился. В своей роли психолога-эксперта Альперт отметил извращенную манеру некоторых людей превращать депрессию, тревожность, стресс и недостаток сна в некий почетный знак, чуть ли не воспевая их. Он спросил меня: «Как часто вам приходилось слышать, что люди хвастают, как проработали 60 часов в неделю или испытывают нервное напряжение?»
«В моем понимании, — добавил он, — над подобными вещами нужно работать и исправлять их, а не восхвалять. Переутомление и хронический стресс не делают вас лучше. Изменив общественное мнение, люди смогут начать стремиться к меньшему стрессу и беспокойству и приблизиться к достижению идеального баланса в своей жизни».
Здесь я позволил себе не согласиться. Да, многие американцы все еще носят «почетные знаки» тревоги и стресса — многие, но не все. Людям катастрофически не хватает стрессоустойчивости, которую психологи определяют как способность адаптироваться перед лицом невзгод, травм и трагедий. Это способность встать и отряхнуться после падения. К сожалению, в США все больше тех, кто падает, чем тех, кто способен подняться. Если сомневаетесь, позвольте привести в качестве примера университетские городки, где во главу угла поставлен не сам процесс обучения, а наличие безопасных пространств и предупреждений о том, что материалы могут провоцировать болезненные переживания или вызывать воспоминания о пережитых травмах.
Альперт согласился, а затем задал несколько риторический вопрос: «Что случилось со стремлением человека к превосходству и потребностью выкладываться по полной?» Хороший вопрос. «В свое время достойными восхищения были такие черты, как стрессоустойчивость, самоотдача и умение работать в стрессовых условиях — продолжал он. — А сегодня почестей и похвалы могут удостоить спортсмена мирового класса, спасовавшего перед какими-то проблемами и не выступившего на соревнованиях». Альперт, разумеется, имел в виду Симону Байлз, спортсменку, которая не постеснялась рассказать о своей борьбе с разного рода расстройствами психического здоровья.
Похоже, что во многих отношениях США — действительно страна «эмоциональных слабаков». В физическом плане при этом тяжеловесов значительно больше. В 2020 году уровень ожирения населения составил 42,4%. Это был первый в истории случай, когда данный показатель превысил отметку в 40 процентов. Новая, бесславная веха. Пандемия, безусловно, усугубила кризис, но и до нее он развивался годами, если не десятилетиями.
Как бы очевидно это ни прозвучало, но ожирение не несет в себе ничего, абсолютно ничего хорошего. Наоборот, оно только все ухудшает. Существует прочная связь между ожирением и тревогой, ожирением и депрессией, ожирением и суицидальными настроениями, ожирением и шизофренией. Что является причиной, а что — следствием? Вопрос спорный. Что обсуждению не подлежит, так это роль ожирения при различных расстройствах психического здоровья. Однако и оно, как ни странно, стало для многих американцев «знаком почета». Травлю и фэтшейминг оправдывать ни в коем случае не следует, но и одобрять ожирение не должно. Существует разница между положительным отношением к своему телу и бредовым мышлением. Ожирение — это не то, что следует восхвалять. Но попробуйте рассказать об этом ряду весьма влиятельных знаменитостей и изданий, многие из которых не жалеют сил на пропаганду нездорового образа жизни.
Как выразился Альперт, «принимая все типы телосложения, мы приняли ожирение и избыточный вес». И хотя специалист выступает за поощрение положительного отношения человека к себе и своему телу, всему есть предел. Он прав. «По определению, ожирение есть превышение такого веса, который считается здоровым для роста данного конкретного человека. И все же цифру на весах не следует приносить в жертву физическому состоянию, поскольку путь этот чреват опасностями».
Что правда, то правда. Все больше американцев идут по этому опасному пути. В настоящее время ожирением страдает около 21% подростков в возрасте 12-19 лет и 20% детей в возрасте 6-11 лет.
Налицо стечение крайне неблагоприятных обстоятельств. Обладая низкой стрессоустойчивостью и постоянно растущей талией, Соединенные Штаты сами загоняют себя в катастрофу. Звучит как преувеличение, но в действительности это не так. Миллионам американцев вес даже мешает работать. И да, коронавирус, безусловно, сыграл определенную роль в атомизации общества, а соцсети бесконечно подливают масла в огонь, но однажды нам придется взять на себя ответственность за собственные своенравные поступки. Тогда и только тогда возможны перемены. Соединенные Штаты больны, невероятно больны, и лучше им, похоже, не становится.
Джон Мак Глионн — исследователь и эссеист. Его работы публиковались такими респектабельными изданиями, как New York Post, Sydney Morning Herald, Newsweek, National Review, Spectator US и другими.