Всемирная организация здравоохранения назвала привычку к компьютерным играм «диагностируемым расстройством». Но многие эксперты даже не уверены, что такое расстройство существует.
В прошлом месяце Всемирная организация здравоохранения включила в свой список психиатрических диагнозов «расстройство от интернет-игр». Однако реакция на такое решение оказалась, скажем так, неоднозначной.
Сегодня, когда миллионы взрослых людей обмениваются шутками и остротами с приложениями «Сири» и «Алекса», такой диагноз кажется весьма своевременным и даже запоздалым, не правда ли?
Положите свой телефон и посмотрите вокруг. Если половина окружающих вас людей идет по улице или едет в автобусе, уткнувшись в маленький экран, можно без преувеличения сказать, что часть из нас, особенно молодежь мужского пола, крепко запала на игры Fortnite, League of Legends или World of Warcraft и никак не может проснуться — разве что для того, чтобы слегка перекусить.
Они попали в западню. Они спят, упав головой на клавиатуру. Им нужно отвлечься, подышать свежим воздухом. Им нужна помощь.
Но занесение привычки к интернет-играм в категорию психических расстройств чревато определенными опасностями. Многие психологи сомневаются, что «расстройство от интернет-игр» вообще существует в качестве самостоятельной и отдельной проблемы. Критерии диагностики весьма неопределенны, а возможностей преувеличить опасность — великое множество.
«Расстройство от интернет-игр» — пример того, что происходит, когда ученые начинают верить в превращение дурной привычки в нечто совсем иное — в болезнь. Исследований на эту тему становится все больше, и такое представление начинает жить собственной жизнью. Но иногда предполагаемым «пациентам» оно кажется не очень убедительным.
«Вопрос в том, какова разница между вредной привычкой и расстройством, и где провести разграничительную линию», — сказал профессор психологии из Университета Эмори Скотт Лильенфельд (Scott Lilienfeld).
«Кое-кто, например, я, считает, что четкой разницы нет. Другие с нами не согласны. Дело в том, что здесь надо действовать очень аккуратно, чтобы нуждающиеся в помощи люди поверили в ее необходимость», — отметил он.
Определение, которое ВОЗ дала расстройству от игр, совершенно невразумительно и малопонятно:
«Закономерности игрового поведения, характеризующиеся нарушением контроля над процессом игры, когда приоритет отдается игре в ущерб иной деятельности до такой степени, что игра становится важнее других интересов и повседневной деятельности, и человек продолжает играть или даже играет активнее вопреки проявлению негативных последствий».
В качестве диагноза это потенциальный блокбастер. А если учесть, что такой диагноз можно поставить 9% всех геймеров, то можно сказать, что десятки миллионов людей во всем мире страдают от психического расстройства.
Конечно, некоторые из них действительно больны, каковы бы ни были причины.
С ним согласны многие другие психиатры, которые утверждают, что успешно лечат это навязчивое влечение. Но Американская ассоциация психологов и другие организации возражают против такого диагноза.
Ассоциация утверждает, что определение ВОЗ слишком расплывчатое и неконкретное и что проблемы настроения могут на самом деле предшествовать чрезмерному увлечению играми, а не наоборот. Критики говорят, что новый ярлык стал отражением «моральной паники», необоснованного страха перед новыми технологиями, и что раньше родители и некоторые эксперты точно так же предупреждали об опасных последствиях телевидения, а до этого — радио.
«В том, что говорят эти люди, есть зерно правды, — заявляет психолог из Стетсонского университета Кристофер Фергюсон, который скептически относится к опасностям, приписываемым играм. — В этом что-то есть, хотя на самом деле мы знаем недостаточно и не понимаем проблему во всей ее полноте».
Опубликованные на сегодня научные материалы на эту тему не успокаивают, говорит он. Возьмите в качестве пример поиски признаков этого расстройства в головном мозге.
Группа ученых из Китая и Европы недавно провела исследование, попросив 38 человек, у которых они нашли пресловутое «расстройство от интернет-игр», засунуть головы в компьютерный томограф.
По сравнению с теми, у кого отсутствует пагубное влечение к видеоиграм, у данной группы «была обнаружена значительно меньшая плотность коры головного мозга в левой продольной глазнично-лобной зоне, в теменной нижней дольке, в клине, в восходящей лобной извилине и в правой средней височной извилине», заявили исследователи.
Авторы другого исследования, также использовавшие томографию головного мозга, пришли к выводу, что у людей с расстройством от интернет-игр слабее связь между левым миндалевидным телом и левой средней лобной и предцентральной извилиной.
Звучит очень диковинно и непонятно. Но все эти выводы и заключения практически бессмысленны, потому что никто не знает, как эти области взаимодействуют между собой и почему у одного геймера клин толще, чем у другого.
В другом исследовании ученые сосредоточились на вопросах лечения, причем не каким-нибудь рядовым лекарством, а «Бупропионом», как называется антидепрессант, облегчающий отвыкание от курения. Они выяснили, что спустя 12 недель «уменьшились симптомы депрессии, улучшились внимание и импульсивность», а также показатели по так называемой «молодежной шкале интернет-зависимости». Но в исследовании нет ни слова о том, научились ли пациенты твердо контролировать свои игровые привычки.
«Когда есть решение, что существует расстройство, специалисты начинают искать его в мозгу у человека и пытаются уничтожить его, как опухоль головного мозга», — сказал Лильенфельд. Но конечно же, в данном случае никакой опухоли нет.
И наконец, авторы еще одного исследования недавно намекнули, что для выхода из игрового транса фанатов экрана надо сажать в седло.
После семидневного «курса терапии с верховой ездой» группа взрослых людей с игровым расстройством показала улучшения «по таким показателям, как отказ от игр и беспокойство», сделали вывод исследователи.
Верховая езда, обычно в сопровождении физиотерапевта, дающего указания и подбадривающего пациента, полезна для людей с аутизмом, черепно-мозговыми травмами и посттравматическим стрессом.
А теперь и для геймеров.
Пока нет ответа на вопрос о том, к чему приведет решение ВОЗ включить игровую зависимость в перечень расстройств. Будет больше исследований, произойдет стандартизация лечения, надежно меняющая поведение?
Но пока трудно винить фанатов джойстика в том, что они отрицают наличие у них психического расстройства. Вредная привычка — это плохо. Но чтобы избавиться от нее, им не нужны томографы, антидепрессанты и скачущие лошади.
В конце концов, скакать на компьютерной лошади намного безопаснее. А еще там можно саблей помахать.
Бенедикт Кэри работает в «Таймс» научным репортером с 2004 года. Он написал книгу о когнитивистике " Как мы учимся" (How We Learn), а также две книги для школьников о загадках науки.