Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Прибалтика помнит «страдания» советской эпохи и не хочет возвращаться в прошлое, пишет Foreign Policy. Но «московские реваншисты» уцепились за идею о том, что они имеют право на страны Балтии, хотя те обрели независимость еще 30 лет назад, утверждает автор статьи. Имен этих людей, как и примеров их агрессивных высказываний, он не приводит.
Агрессивность Москвы возрождает старые страхи у ее соседей
Это были весьма бурные месяцы для Прибалтики. Если вы знаете историю, для вас вряд ли станет неожиданностью тревога прибалтийского общества по поводу России и суматохи на постсоветском пространстве. Прибалтика в составе Эстонии, Латвии и Литвы была оккупирована сначала Российской империей, а затем Советским Союзом после непродолжительного периода независимости между двумя мировыми войнами. Московские реваншисты уцепились за идею о том, что они имеют право на прибалтийские государства, хотя те обрели независимость еще 30 лет назад.
Миграционный кризис, спровоцированный пользующимся российской поддержкой диктатором Александром Лукашенко на границах Белоруссии (в первую очередь с Польшей, а также с Литвой и Латвией), возможная эскалация конфликта на Украине и даже хаос и жесткие репрессии в Казахстане, имеющие место прямо сейчас, — все это служит мрачным напоминанием о том, что в данный момент прибалтийские государства уже не могут жить как обычно, поскольку такая стратегия выживания сегодня не действует. Необходимо сосредоточить внимание на коллективной безопасности в регионе, серьезно воспринимать угрозы и думать о военном бюджете.
На уровне государства такая обеспокоенность хорошо заметна. В своем ежегодном отчете Служба государственной безопасности Латвии сделала вывод, что в 2021 году угрозой номер один для безопасности страны были российские спецслужбы, а соответствующие ведомства Китая и Белоруссии занимали второе и третье место. В то же время 21 декабря 2021 года министры обороны Эстонии, Латвии и Литвы (Калле Лаанет (Kalle Laanet), Артис Пабрикс (Artis Pabriks) и Арвидас Анушаускас (Arvydas Anusauskas), соответственно) выступили с совместным заявлением после встречи в литовском Каунасе. Там они призвали искать совместные подходы «для противодействия попыткам России и Белоруссии дестабилизировать безопасность Европы».
Прибалтийские министры также раскритиковали российские попытки «установить сферы влияния в Европе и лишить суверенные государства права самостоятельно определять свое будущее». При этом они сослались на общую историю Прибалтики и на то, чем все обернулось в прошлый раз, когда произошло нечто подобное. В заявлении отмечается, что прибалтийские государства очень обеспокоены «сосредоточением вооруженных сил России на границах Украины». Самая важная часть заявления заключается в том, что Прибалтика солидарна с Украиной: «Учитывая срочную необходимость укреплять обороноспособность Украины, [министры] заявили о своей готовности немедленно предоставить ей помощь, включая все имеющиеся военные и невоенные инструменты, в том числе летальные вооружения».
В заявлениях такого рода нет ничего нового. Прибалтийские государства постоянно тревожат их взаимоотношения с восточным соседом — и бывшим захватчиком. У России теплые отношения только с теми соседними странами, где существуют серьезные проблемы с коррупцией и демократией. В этом нет ничего удивительного. В исторической памяти российских соседей хорошо отложилось подавление Пражской весны в 1968 году и венгерской революции 1956 года. Они все еще помнят страдания советской эпохи: массовые депортации в лагеря ГУЛАГа, жестокое подавление послевоенного сопротивления и постоянный страх перед тем, что тебя схватят прямо на улице и бросят в автозак КГБ, внешне похожий на обычную хлебовозку или почтовый грузовик.
Болезненные воспоминания о прошлом заставляют граждан Прибалтики беспокоиться, так как они видят, что в российской политике по сравнению с советскими временами мало что изменилось. Владимир Путин уже побил рекорд Леонида Брежнева, который после Сталина дольше всех находился у власти. Произошедшее в Грузии в 2008 году в ходе так называемых пограничных конфликтов очень напоминает Зимнюю войну, когда Советы напали на Финляндию. А захват Крыма в 2014 году проходил по тому же сценарию, что и оккупация прибалтийских государств Советским Союзом в 1940 году. Отправленные в Казахстан для подавления народных протестов войска вызывают в памяти воспоминания о подавлении восстаний в Венгрии и Чехословакии. Как говорится в старом анекдоте, ОДКБ, как и Варшавский договор, является оборонительным альянсом, потому что нападает он только на своих членов.
Из-за такого общего прошлого Прибалтика готова помогать Украине и поддерживать ее, насколько это возможно. Прибалтийские страны уяснили допущенные ошибки и понимают, что единственной надеждой на выживание для них является коллективная безопасность. К членству в НАТО они относятся крайне серьезно, и, только вступив в альянс, они смогли вздохнуть с облегчением. В Прибалтике даже отъявленные евроскептики и популисты, которые не доверяют Брюсселю и США во многих вопросах, не высказывают никакой критики по поводу того, что их страны являются членами НАТО, и не отрицают необходимость военных расходов. И конечно, в свете последних действий России поддержка членства в альянсе только усиливается.
Однако существуют важные различия между Прибалтикой и их западными партнерами. Это различия в отношении.
Теперь уже намного слабее старая уверенность в том, что «Россия не нападет на прибалтийские государства, потому что мы в НАТО». Появилась и окрепла новая убежденность: когда (не если, а когда) Россия придет снова, мы сможем защититься, и второго 1940 года не будет. Особенно в это верит молодежь и те, кто связан с военными. В Прибалтике резко увеличивается количество членов организованных военизированных формирований, которые примерно равноценны национальной гвардии США. В прошлом году оно выросло на 11,5%.
Военное командование всегда настороженно смотрело на Россию. В 2018 году я брал интервью у офицера национальной гвардии Латвии, который в советское время служил в Афганистане. Он сказал прямо и резко: «Будет война. Я не знаю, когда и как это произойдет, но она приближается. Так было всегда, и, если в России не произойдет нечто из ряда вон выходящее, так будет всегда». Мнение людей на постсоветском пространстве такое: русские снова направят в наши страны своих солдат. В прошлом такое мнение часто называли паранойей, особенно до нападения на Грузию и Украину. Прибалтов называли паникерами, особенно когда они высказывали озабоченность в связи с заявлениями различных политиков, в связи с действиями России в Чечне, и когда она подавляла внутреннюю оппозицию. Но опять же, как говорят граждане прибалтийских стран, «мы все это уже видели, и мы всегда относимся к угрозам очень серьезно».
Одна из причин заключается в том, что большинство населения в Прибалтике говорит по-русски. Это был государственный язык Советского Союза, обязательный повсюду. В советское время его навязывали этим странам в ходе масштабной кампании русификации. Так, в Латвии для 37% населения русский является родным языком; еще больше людей бегло говорят на нем. Многие жители Латвии смотрят российские СМИ, как официальные, так и нет. И если западные средства массовой информации игнорируют популистов и клоунов типа лидера Либерально-Демократической партии России и хорошо известного деятеля «управляемой оппозиции» Владимира Жириновского, который призывает без промедлений бомбить Киев, то в Прибалтике за такими людьми пристально следят.
Один из самых известных российских журналистов Александр Невзоров, работающий ведущим на радиостанции «Эхо Москвы», недавно заявил: «Российские СМИ переполнены информацией о том, как наши соседи должны нас бояться, как мы можем превратить весь мир в радиоактивное кладбище, как наши военные могут захватить их менее чем за день, как мы должны восстановить границы если не СССР, то уж точно Российской империи, как все это принадлежит матушке России. А потом мы удивляемся, когда наши соседи действительно слушают и верят нам, принимают это во внимание и протестуют».
Мне эти слова кажутся лучшим объяснением настроений и ситуации в Прибалтике и, соответственно, на всем постсоветском пространстве. Мы это уже видели. Сейчас это Казахстан и Украина. Завтра может настать наша очередь. И если мы не поможем и не поддержим Украину сейчас, то как мы сможем надеяться на то, что кто-то поддержит нас? В 1940 году мы ничего не делали, а просто забились в угол, надеясь, что все пройдет само собой. Не прошло. К нам с ревом ворвался Сталин и учинил такую трагедию, которую наши страны никогда не забудут. Поэтому мы прислушиваемся к тому, что говорит Россия, и верим ей. Пока у нас есть для этого все основания.