Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В мире всего два коммерческих авиалайнера смогли превысить скорость звука во время горизонтального полета. Один из них - «Конкорд», который разработали Великобритания и Франция, а другой - Ту-144. Он стал первым сверхзвуковым самолетом в мире и в соперничестве с «Конкордом» установил ряд мировых рекордов.
Немного больше «Конкорда»?
В настоящее время американский стартап Boom Technology разрабатывает сверхзвуковой пассажирский самолет под названием Overture. Если вы не имеете отношения к армии (и даже в этом случае это практически невозможно), единственный способ для обычного человека испытать на себе полет на сверхзвуковой скорости — это заплатить огромную сумму денег за путешествие в космос, но в будущем ситуация может измениться.
Пока только два коммерческих авиалайнера смогли превысить скорость звука на крейсерской скорости во время горизонтального полета. Один из них — это «Конкорд», разработанный Великобританией и Францией, а другой — Ту-144, созданный советским КБ «Туполева» и ставший первым сверхзвуковым самолетом в мире.
Других сверхзвуковых авиалайнеров не существует, и даже в США, авиационной сверхдержаве, были только проекты, которые так и не реализовали.
Ту-144 — более крупный, чем «Конкорд» самолет с большим фюзеляжем, длина которого составляет 65,7 метра, что на четыре метра больше, чем у «Конкорда». Ту-144 и «Конкорд» дебютировали в одном и том же году, но советский авиалайнер был настолько похож на французский, что в условиях холодной войны Запад иронично окрестил его «Конкордский».
В то время СССР стремился стать лучшим в мире не только в авиации, но и во всех других областях. Разработка сверхзвукового авиалайнера была частью этого национального вектора, и вполне естественно, что разработку поручили КБ «Туполева», опытному производителю самолетов.
В случае успеха самолет мог быть также применен и в военных целях. Ту-144, также известный как «Конкордский», не только больше «Конкорда», но и отличается по конструкции.
В чем отличия между Ту-144 и «Конкордом»?
Одно из главных отличий советского Ту-144 от «Конкорда» заключалось в том, что советский самолет был оснащен складывающимися передними крыльями-канардами, расположенными по обе стороны носа для более эффективного вертикального маневрирования. Канарды раскрывались во время взлета и посадки — они были главной особенностью Ту-144.
При этом крылья обоих самолетов относятся к типу «готическое крыло», который объединяет два длинных треугольника, образуя дельтавидное крыло с изломом передней кромки.
Такая форма вызвана необходимостью обеспечить прочность, поскольку конус маха, который распространяется от носа к задней части фюзеляжа, создает ударную волну, когда самолет переходит в сверхзвуковой полет.
Между тем в СССР, помимо КБ «Туполева», в разработке сверхзвукового авиалайнера принимало участие КБ «Мясищева», имевшее опыт создания больших самолетов, но проект так и не был завершен.
В соперничестве с «Конкордом» Ту-144 установил ряд мировых рекордов, опередив зарубежный аналог.
31 декабря 1968 года Ту-144 совершил свой первый полет, на три месяца раньше «Конкорда». В июне 1969 года он стал первым в мире гражданским самолетом, совершившим полет на сверхзвуковой скорости, превышающей два маха. Ту-144 также стал первым в мире сверхзвуковым транспортным самолетом. Однако, честно говоря, трудно сказать, можно ли считать Ту-144 пассажирским авиалайнером.
Он действительно перевозил пассажиров, но большинство его рейсов были грузовыми, а «Конкорд» начали эксплуатировать в качестве пассажирского самолета раньше. Кроме того, Ту-144 совершил всего около 100 пассажирских рейсов.
Перевоплощение Ту-144 после вывода из эксплуатации
Ту-144 разрабатывался в СССР в качестве рекламного щита, но в итоге два самолета были потеряны в результате аварий — одна на Парижском авиасалоне. Авиалайнер находился в эксплуатации всего около трех лет с 1975 года.
В свою очередь, Великобритания и Франция, которые разрабатывали и эксплуатировали «Конкорд» в течение длительного времени, поставили на карту свой престиж, а Ту-144 оказался далеко не на высоте.
Тем не менее после вывода из эксплуатации Ту-144 претерпел загадочную трансформацию. В 1990-х годах НАСА получило Ту-144 в свое распоряжение и модифицировало его для испытаний сверхзвуковых авиалайнеров следующего поколения.
По информации НАСА, в начале 1990-х годов КБ «Туполева» предложило использовать самолет для испытаний. Ту-144 НАСА, который в некотором смысле символизировал конец холодной войны и СССР, совершил 27 полетов в России под маркировкой Ту-144ЛЛ (ЛЛ — «летающая лаборатория»).
Затем проект свернули из-за отсутствия финансирования. Позже Ту-144ЛЛ выставили на продажу на интернет-аукционе, но сделка не состоялась.
Сегодня Ту-144 можно увидеть в различных музеях мира. Помимо Центрального музея военно-воздушных сил в Монино, есть еще немецкий Музей техники в Зинсхайме, где выставлен не только Ту-144, но и «Конкорд», а также другие интересные самолеты.
Кстати, как я отметил выше, Ту-144 широко известен как «Конкордский», однако во время холодной войны западные страны давали кодовые имена НАТО советским самолетам из соперничающего коммунистического блока. Ту-144 из-за его классификации в качестве транспортного самолета получил название Charger, что означает зарядное устройство.
Комментарии читателей:
Qq6
У обоих самолетов нос при взлете и посадке складывается, чтобы улучшить обзор пилотам. В таком виде они напоминают Лопроса из «Вавилон-2».
Off
Когда я был маленький, то видел «Конкорд» в Японии с президентом Франции на борту. Двигатели звучали невероятно громко!
Ттк
Я был в немецком музее. «Конкорд» и Ту-144 стоят бок о бок на крыше здания, поэтому их очень удобно сравнивать. В Музее техники в Шпайере есть советский космический аппарат «Буран».
Mit
У «Конкорда» и Ту-144 одинаковая форма, поскольку она продиктована аэродинамикой. Просто «Конкорд» стал настолько знаменит, что Ту-144 прозвали «Конкордский». Истребители F-86F Sabre и МиГ-19 также очень похожи — форма обусловлена задачами.
Kix
Ту-144 называли «Конкордский», но технически это был совершенно другой самолет. Единственное, что было одинаковым — это концепция сверхзвукового авиалайнера.
Per
Канарды Ту-144 используются только для взлета и посадки, а во время полета складываются обратно в фюзеляж. Российские (советские) самолеты примечательны тем, что имеют механизмы, которые выдвигаться только при использовании и складываться, когда они не нужны.
Gre
Когда я был маленьким, мы с друзьями смеялись над Ту-144, поскольку думали, что это копия «Конкорда», но теперь очень интересно находить различия. Я не знал, что НАСА приобрело советский самолет. У меня ностальгия по той эпохе, когда ради престижа шла гонка разработок.
Кэнсацу
В детстве я собирал пластиковую модель Ту-144. Был в восторге от футуристического дизайна. Думал, что Japan Airlines и All Nippon Airways будут эксплуатировать этот самолет, и я буду путешествовать на нем или летать в командировки. Жаль, что моя мечта не сбылась.
Dfabi
Я был внутри «Конкорда», который выставлен в Сиэтле. Там шесть мест в ряд, и пространство как в экономическом классе. Первый класс в «Боинге-777» компании ANA лучше!
Sint
Ту-144 не имеет ничего общего с «Конкордом». Это — совершенно другой самолет, поэтому некрасиво называть его «Конкордский».