Политика (Сербия): обыкновенная российская исключительность

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Кремль считает вмешательство в дела других государств величайшим американским грехом, пишет "Политика". Однако, по мнению автора статьи, у Москвы своя доктрина Монро, которая предписывает "держаться подальше от постсоветского пространства". О том, что речь идет о безопасности России, автор не упоминает.
Елена Стеванович (Јелена Стевановић)
"Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось", — заявил в 2013 году Владимир Путин в своей статье в "Нью-Йорк Таймс", выступив против американского интервенционизма.
Путин высказался в связи с тем, что тогдашний глава Белого дома Барак Обама подчеркивал американскую исключительность, считая, что она дает Вашингтону право вмешиваться в события по всему миру, в том числе в сирийскую гражданскую войну, после того как правительство президента Башара Асада применило химическое оружие против протестующих.
Комментируя международную политику, представители Кремля чаще всего заявляют, что одно из величайших зол на планете — это когда какая-нибудь страна воображает себя мировым полицейским. Насколько искренни сетования Путина по поводу интервенционизма, лучше всего понятно по тому, что Россия — причем, в момент пика презренной американской однополярности — сама вмешалась в дела Сирии, от которой отваживала Обаму. И точно так же было в Грузии, на Украине и в Казахстане. Похоже, что американцы не единственные, кто считает себя исключительной нацией.

Стреляй и не спрашивай

На этой неделе Москва вывела войска из Казахстана, где Россия недавно вмешалась в происходящее, чтобы защитить автократическую проросийскую власть от демонстрантов. Если американцы оправдывали свои интервенции демократизацией и защитой прав человека, то российские интервенции в Сирии и Казахстане оправдываются антитеррористическими операциям. Как объяснил хозяин Кремля, это была антитеррористическая операция против внутренних и внешних деструктивных сил и "цветной революции" по образцу Майдана. В отличие от самовольных американских интервенций российское вмешательство в Сирии и Казахстане последовали за приглашением местных властей, но это не делает их хоть сколько-нибудь более легитимными. Путин вмешался, чтобы стабилизировать недемократические режимы в Сирии и Казахстане. Иностранные силы пришли на помощь казахстанскому президенту Касыму Жомарту Токаеву, который отдал распоряжение "стрелять в протестующих без предупреждения". Следуя примеру всех автократов, он назвал участников протеста "бандой террористов", которые "попытались совершить государственный переворот" и действовали "будто по одной команде". Трагическая судьба Сирии не повторилась, но в Казахстане все равно убиты более 160 человек. Вмешательство российских "миротворцев", как их назвал глава российской дипломатии Сергей Лавров, объяснили тем фактом, что две страны Организации Договора о коллективной безопасности обязаны помочь союзнику, подвергшемуся нападению. Единственное, чего мы не узнали, — что за иностранные войска напали на Казахстан.

Путинская доктрина Монро

Московские официальные лица громко отстаивают суверенитет, а вмешательство в дела других государств считают величайшим американским грехом. Но ведь и Россию никто не приглашал вторгаться в Грузию в 2008 году и на Украину в 2014, а также брать под свой контроль Абхазию, Южную Осетию и Донбасс. Ее никто не просил присоединять Крым и мешать суверенным государствам сближаться с Западом и вступать в Североатлантический альянс.
Seznam zprávy (Чехия): должник Путина. «Казахстан привязал себя к российской орбите», — говорит экспертСвоим политическим выживанием Токаев отчасти обязан Путину, пишет эксперт по Средней Азии Эдвард Лемон в статье Seznam zprávy. По мнению автора статьи, теперь после вмешательства ОДКБ новому казахстанскому правительству придется пойти на уступки России. А значит страна останется накрепко привязана к российской орбите.
В прошлом году Россия потребовала от США и западного военного союза письменно гарантировать ей, что Украина и постсоветские республики не войдут в НАТО. Об этом россияне и американцы говорили на текущей неделе. Поскольку США и НАТО не согласились на требования Кремля, Москва назвала переговоры "разочарованием".
Вот уже некоторое время Киев предупреждает, что Россия сосредоточила танки и сто тысяч солдат на границе, и в любой момент может напасть на Украину. Москва отрицает подготовку к удару и утверждает, что вправе на своей территории размещать армию, где ей угодно. Но в пятницу Лавров все-таки заявил, что у россиян "кончается терпение" и что они "работают над подготовкой к любому исходу".
Москва по сути поддерживает еще одну американскую идею — доктрину Монро, которая в оригинале запрещала кому бы то ни было вторгаться в американское западное полушарие, а на русский она "переводится" так: "Держитесь подальше от постсоветского пространства".

Не то полушарие

Американский Госсекретарь Энтони Блинкен отверг российские требования, заявив, что ни у одного государства нет права диктовать другим, какую политику им вести и в каком оборонном союзе состоять. "Ни у одной страны нет права на зону влияния", — заявил глава американской дипломатии. Вашингтон больше не поддерживает полюса времен холодной войны, так как считает, что его сфера интересов — весь мир. Поэтому США подошли к российским границам. Нет никого, кто бы поверил, что США прислушаются к совету Блинкена и позволят мексиканскому правительству, например, вступить в ОДКБ и пустить российские войска в Тихуану.
Лавров не исключил возможности новых операций, таких как в Казахстане. В то время как Кремль требует от НАТО вывести войска и вооружения из восточных стран-членов альянса, заместитель Лаврова Сергей Рябков в четверг заявил, что не исключает возможности отправить оружие в Венесуэлу и на Кубу, две страны, которые не хотят мирно жить под американским колпаком. И все это время Россия держит у виска Украины пистолет.
"Тревожит то, что вооруженные интервенции в другие государства превратились для США в рутину", — сказал как-то Путин и напомнил Америке, что сила "неконструктивна бессмысленна" и что она не принесет США положительных результатов в долгосрочной перспективе. Путин потрудился и написал статью для самой авторитетной американской газеты, но он мог бы просто сказать: "Оставьте что-нибудь и нам!"
Обсудить
Рекомендуем