Печат (Сербия): казахстанский эпилог — большая победа России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Что бы ни вызвало конфликт в Казахстане: внешнее вмешательство или внутренняя политическая борьба, главным победителем там стала Россия, пишет "Печат". Автор статьи поражается скорости реакции Москвы, которой, по его мнению, позавидовали бы в НАТО.
Александр Джокич (Александар Ђокић)
Протесты в Казахстане распространялись с молниеносной скоростью. Они привели к беспорядкам, а кроме того, заставили впервые активировать четвертый пункт Договора о коллективной безопасности. Так ОДКБ законно вмешалась в события в этой среднеазиатской стране. Вопрос, что произошло сейчас, вероятно, менее важен, чем вопрос о том, какие перемены в регионе повлекут за собой эти события.
Казахстан — государство, четко разделенное на север и юг в экономическом, демографическом и политическом плане. Остальное обширное пространство между этими двумя полюсами населено слабо и представляет собой пустынные степи. Можно выделить еще один популяционный островок на западе, где находятся нефтяные и газовые месторождения, играющие жизненно важную роль в экономике Казахстана. Исторически политический центр казахов, народа, по имени которого государство получило свое название, находился на юге. Казахи, как и все тюркские народы степей, были кочевниками, для которых характерна родоплеменная структура общества. Свой образ жизни казахи поменяли только в процессе массовой урбанизации, начавшейся в 1930-е годы и продолжавшейся еще не одно десятилетие. Разделение на городское и сельское население — важная черта казахстанского общества. Уже несколько поколений людей, проживающих в городах, ломают традиционные родовые связи и идут в ногу со временем, тогда как сельское население по-прежнему в основном верны прежней модели. Проблемы возникают, когда убогость и неразвитость сельской отрасли заставляет большое количество молодых людей переселяться в города. Тогда они переносят туда свои социальные связи. Понятно, что в городских условиях родовые связи зачастую используются в криминальных целях, а поскольку Казахстан — исламская страна, экономическая отсталость вместе с перенаселенностью городов создают благоприятную почву для исламистской агитации. Зреет потенциал для вооруженного восстания, который лишь стоит направить в желаемом направлении.
Центр современной политической структуры Казахстана находится на севере страны в Астане, которая после формального ухода Нур-Султана Назарбаева с поста президента, была переименована в Нур-Султан. Главные площади казахстанских городов, где раньше возвышались статуи Ленина, сегодня украшают памятники Назарбаеву. Так местный идол заменил советского. Подобные откровенные излияния идолопоклонства выглядят отвратительно с современной европейской перспективы, но для Средней Азии это нормально. Там не редкость и золотые статуи, воздвигнутые президентами самим себе. Назарбаев специально выбрал Астану в качестве центра, чтобы вывести главные структуры власти из перенаселенных южных регионов страны, подальше от нестабильного города Алма-Аты. Как когда-то великие ханы степей, он построил себе огромную юрту — только на этот раз из стекла и стали, как подобает исторической эпохе, и утвердил себя в качестве неприкосновенного лидера. Вплоть до январских беспорядков Назарбаев оставался главной политической фигурой в этой стране, а влиятельным человеком он стал еще во второй половине 80-х годов прошлого века.
Ни одно восстание на юге или западе Казахстана не может увенчаться успехом без удара по Астане, а ее непосредственно контролируют правящие круги. Неважно, социальный ли это бунт, восстание ли обиженных периферийных кланов, нападение ли исламистских террористов, предательство ли локальной элиты или городская цветная революция. Любой из этих сценариев неизбежно должен охватить и Астану. Если север государства останется непоколебим, не поддержит восстание, а правительство в Астане откажется передавать власть, то любой из этих сценариев приведет к гражданской войне. Назарбаев намеренно создал предпосылки для этого, чтобы сохранить власть в своих руках любой ценой. На севере государства также проживает большое количество этнических русских, которые, конечно, не будут участвовать в казахских восстаниях против собственных лидеров, каким бы ни был их характер. Поэтому север Казахстана, если смотреть на ситуацию через призму теории Макиавелли, идеален для Назарбаева. Если представить, что по какой-то причине центр власти остался бы в Алма_Ате, власть в Казахстане поменялась бы уже несколько раз, как в Киргизии, с которой он граничит.

Природа протестов

На эту тему уже высказывалось много предположений. Наиболее часто упоминались три сценария: спонтанный социальный бунт, борьба внутри правящей элиты и внешнее вмешательство. На официальном уровне нарратив представителей России менялся по мере развития событий. Хотя в нефтяном регионе на западе Казахстана вспыхнул социальный бунт из-за резкого роста цен на газ для потребителей, в России сначала не уделяли ему большого внимания. Новогодние праздники в России празднуются бурно даже во время пандемии, и в этот период интерес к другим темам невелик. Когда мятеж охватил множество городов на юге Казахстана, а из Алма-Аты начали поступать драматичные кадры, шокировавшие зрителей на всем постсоветском пространстве, российские руководители сделали первые заявления. Пятого января бунт достиг кульминации и уже не напоминал те демонстрации, которые ему предшествовали. Утром того дня Россия сформулировала свою позицию, которая сводилась к фразе: "Это внутреннее дело Казахстана". Исход борьбы за Алма-Ату неизвестен, хотя все говорит о том, что город пал почти без обороны. К вечеру пятого января Алма-Ата почти полностью вышла из-под контроля властей в Астане. И если на юге разворачивалась катастрофа для клана Назарбаева, север оставался под жестким контролем. Все провокации быстро пресекались и не носили массовый характер.
Seznam zprávy (Чехия): должник Путина. «Казахстан привязал себя к российской орбите», — говорит экспертСвоим политическим выживанием Токаев отчасти обязан Путину, пишет эксперт по Средней Азии Эдвард Лемон в статье Seznam zprávy. По мнению автора статьи, теперь после вмешательства ОДКБ новому казахстанскому правительству придется пойти на уступки России. А значит страна останется накрепко привязана к российской орбите.
Второе лицо государства Касым-Жомарт Токаев демонстрировал решимость, которой недоставало ему в предыдущие дни. Одним махом он убрал Назарбаева со всех постов, которые он занимал, и, главное, с поста председателя Совета национальной безопасности. Эту должность Назарбаев создал специально под себя после того, как оставил президентский пост, сменив оливковую ветвь мира в руках на меч. Токаев попытался ослабить социальные протесты обещаниями, а затем и символическими перестановками в исполнительной власти. Когда у него ничего не получилось, перед ним встал выбор: или остаться и бороться за власть, или покидать президентский пост и бежать. Токаев решил противостоять протесту, а вместе с тем и ограничить влияние Назарбаева. Днем он, вероятно, провел закулисные консультации с Москвой и вечером того же судьбоносного пятого января призвал на помощь объединенные силы военного блока ОДКБ, центральную роль в котором играет Россия. С этого момента российские власти изменили нарратив: разговоры о внутренних делах Казахстана прекратились. Теперь события там трактовались как внешняя опасность, исходящая от международного терроризма, который представляет угрозу для суверенитета и территориальной целостности братского государства.
Заручившись поддержкой России, Токаев начал чистки в политическом аппарате и органах безопасности Казахстана. Он заменил многих членов элиты, которые еще оставались лояльны Назарбаеву, и слишком амбициозных лидеров, которые не оказали Токаеву поддержку, когда пала Алма-Ата. Самым известным из тех, кто попал под чистки, стал Карим Масимов, председатель Комитета по национальной безопасности, высшего координационного органа в этой чрезвычайно важной сфере. Риторика Токаева, по мере развития событий пятого января, тоже менялась. В утреннем обращении к нации он назвал протестующих "заговорщиками", а в вечернем выступлении, когда уже обеспечил поддержку Москвы, он назвал их "международными террористами". Уже на следующий день, шестого января, после того как Россия поддержала Токаева, протесты почти полностью прекратились. Алма-Ату, которая еще вчера пала без борьбы за 24 часа, власти вернули под контроль, сообщив о минимальном сопротивлении. Все государственные здания, которые захватили мятежники, были оставлены без единого выстрела, а заговорщики или террористы исчезли. Когда конфликты в основном завершились (16 января), вышло официальное заявление казахстанских властей, где говорилось об 11 погибших бойцах сил безопасности в боях за крупнейший город страны. Алма_Ата была охвачена пламенем, захвачена иностранными террористами, и даже аэропорт перешел под их контроль, но при всем при этом официально погибли всего 11 полицейских и военных?
Цифры говорят о том, что большинство сотрудников сил безопасности просто уступили нападавшим, а "расправа", которую Токаев устроил в политическом секторе и органах безопасности, объясняет и причины этого. Часть элиты предала власть. Но остается открытым вопрос зачем? Ради борьбы за власть или под внешним влиянием? Соединенные Штаты, Великобританию или Турцию, которых можно подозревать, официально не упоминают ни власти Казахстана, ни лидеры России. Если Запад подкупил часть казахской элиты, то удивительно отсутствие медиа-поддержки протестующих в момент, когда горела Алма-Ата. Западные СМИ просто не стали преподносить террористов как борцов за свободу, как это было в Ливии или Сирии. Не звучали заранее заготовленные заявления и угрозы санкциями Токаеву, Назарбаеву или России, если та вмешается в конфликт. Нам не показывали красочных сюжетов о массовых преступлениях казахстанских сил безопасности, подавляющих мирное население. На самом деле казалось, что столкновения в Казахстане ошеломили коллективный Запад так же, как и Россию. Если в данном случае Запад действительно напрямую и успешно вмешался в события, то перед нами совершенно новая модель интервенции, которую необходимо изучить, когда новые данные станут доступны.

Результаты восстания

Что бы ни вызвало конфликт в Казахстане: внешнее вмешательство или внутренняя политическая борьба, можно сделать вывод о том, что главным победителем тут стала Россия. Во-первых, она продемонстрировала эффективность военного блока ОДКБ. Силы быстрого реагирования были мобилизованы в рекордные сроки и так же быстро переброшены в Казахстан. Контингент ОДКБ был численно ограничен и, по официальным данным, не превышал 3800 бойцов. Но поражает скорость реакции, которой позавидовал бы и НАТО. Много говорилось о неэффективности ОДКБ во время карабахского конфликта, когда территория Армении периодически подвергалась нападениям со стороны азербайджанской артиллерии и беспилотников. Тем не менее Армения не потребовала официально помощи у ОДКБ, хотя ее представители не исключали такой возможности в беседах со СМИ. Но эти заявления, по-видимому, предназначались преимущественно армянскому электорату. Вмешательство ОДКБ в Казахстане показало всему миру, что у этого военного блока есть перспективы.
Кроме того, Россия предотвратила гражданскую войну в Казахстане, которую нельзя было допускать ни в коем случае. Перед Москвой встал выбор: остаться в стороне, пока Токаев удерживает власть на севере, а протестующие захватили юг, или быстро вмешаться, оказав поддержку Токаеву. Россия выбрала второй вариант — меньшее из зол. На то, что Токаев не собирается превращаться в чью-то марионетку, несмотря на военную помощь России, указывают два факта. Во-первых, Токаев потребовал, чтобы силы ОДКБ покинули его государство (официально операция продолжалась с пятого по 15 января). Во-вторых, на место министра информации в новом правительстве он назначил откровенного русофоба Аскара Умарова, которого откровенно критиковали директор Россотрудничества Евгений Примаков и директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин (они оба представляют течение "ястребов" в российском истеблишменте). На первый взгляд может показаться, что Токаев использовал Россию, чтобы провести чистки в рядах элиты и присвоить себе всю власть. Но у России были свои собственные цели. Москва вмешалась исключительно для того, чтобы предотвратить гражданскую войну в Казахстане, которая повлекла бы за собой непредсказуемые политические, экономические и демографические последствия и плохо повлияла бы на безопасность в регионе. Если бы Казахстан погрузился в войну, рухнула бы вся интеграционная евразийская стратегия Кремля.
Zona (Казахстан): «Иван, спасибо, до свиданья»Россия опять не подвела и спасла очередного ненадёжного союзника — Казахстан, пишет Zona. Но ее все равно все ругают, отмечает автор статьи. По его мнению, Казахстан полностью провалился как суверенное государство. Журналист пытается ответить на вопрос: как теперь изменятся отношения между Нур-Султаном и Москвой?
В-третьих, Россия укрепила свою позицию на стратегических переговорах о коллективной безопасности с Вашингтоном. Понятно, что НАТО не вернется в свои границы до расширения 1997 года, но и Россия не вернет свои войска, стоящие близ украинской границы, в казармы. Тем не менее у переговоров есть шансы на успех, если оценивать их как средство для предотвращения Третьей мировой войны. Благодаря казахстанским событиям Россия продемонстрировала силу, пусть даже с ограниченным контингентом в три тысячи человек. Все равно это, несомненно, важно. Успешно вмешавшись в события в Сирии, Россия изменила международные отношения и вернулась на арену после нескольких десятилетий. События же в Казахстане показали, что она готова обеспечивать стабильность на своих границах.
В-четвертых, члены ОДКБ продемонстрировали солидарность, а это крайне важно с точки зрения интеграционной евразийской стратегии. Подобной солидарности сегодня вряд ли можно ожидать от членов НАТО, а также от стран Европейского Союза. Армения, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан единодушно поддержали Россию в ее стремлении принести мир и процветание в макрорегион Средней Азии. Я напомню, что нынешнего премьера Армении обвиняют в приверженности Западу, а лидера Киргизии критикуют за то, что в позапрошлом году он пришел к власти с помощью того же Запада в результате цветной революции. Похоже, лидеры, которых якобы привел к власти Запада, теперь перешли на сторону России и откровенно это демонстрируют. Получается, Запад чаще громко лает, да небольно кусает.
В заключении отмечу, что в будущем всем участникам евразийского проекта стоит следить за социальной обстановкой и потенциальными очагами восстаний, чтобы их государства не превращались в идеальное место для контролируемых и неконтролируемых протестов. Как отметил Федор Лукьянов, директор по научной работе форума "Валдай", череда внутриполитических кризисов на постсоветском пространстве еще очень далека от завершения.
Обсудить
Рекомендуем