Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В хорватском общественном создании насаждается представление о России как о враге, пишет Jutarnji list. Но это совершенно не так, отмечает автор статьи. Загреб не во всем согласен с Москвой, но готов способствовать умиротворению ситуации и будет действовать конструктивно. Этому будет посвящен визит министра иностранных дел Хорватии Гордана Грлича Радмана в Москву, добавляет журналист.
Желько Трканец (Željko Trkanjec)
В пятницу Министерство иностранных и европейских дел Хорватии объявило о поездке министра Гордана Грлича Радмана: "Министр подчеркнул важность билатеральных контактов с Россией и заявил, что визит в Москву поспособствует снижению напряженности, развитию диалога и раскрытию единой позиции Европейского Союза".
В воскресенье российское Министерство иностранных дел на своем сайте сообщило, что министры обсудят "весь спектр двустороннего сотрудничества, включая вопросы взаимодействия в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях, а также проведение обмена мнениями по актуальным сюжетам региональной и глобальной повестки дня с акцентом на ситуацию на Западных Балканах, проблематику поддержания мира и стабильности в Европе".
В хорватском общественном сознании насаждается представление о России как о враге Хорватии. Это совершенно не так. Скорее, так можно сказать о Великобритании или Франции времен президента Франсуа Миттерана, но точно не о Москве. Многие забывают, что именно самолет "Аэрофлота" прорвал блокаду Загребского аэропорта весной 1992 года. Нет, это не означает, что Загреб должен во всем соглашаться с Россией и разделять ее мнение о Косово - Россия его не признает. И все-таки даже с теми странами, с которыми мы расходимся по многим пунктам, стоит поддерживать хорошие отношения, и это целое искусство, подтверждающее мудрость внешней политики.
Россия останется на Черном море, на границах ЕС и НАТО, и у Хорватии должен быть открытый канал коммуникации с Москвой, и при этом мы не должны отклоняться от согласованной европейской и натовской политики. Как говорят в МИДе Хорватии, с русскими нужно разговаривать откровенно и ясно дать им понять то, что не обсуждается. Например, территориальная целостность Украины. Сергей Лавров, влиятельный глава российской дипломатии, много раз говорил, что хочет именно такую модель диалога.
19.01.202200
Не стоит ожидать, что Хорватия сыграет судьбоносную роль в решении текущего кризиса вокруг Украины. Сейчас этим в Москве занимается немецкий министр иностранных дел Анналена Бербок. Но можно, как заявили в нашем МИДе, передать послания и способствовать умиротворению ситуации, действуя по согласованию с большинством и конструктивно.
Совершенно по-другому обстоят дела, если говорить об отношениях в регионе. По этим вопросам Хорватия должна вести с Россией стратегический диалог. Москва изо всех сил призывает "сохранить первоначальные Дейтонские соглашения", но понимать ее нужно так: "Сохраните государство внутри государства". Речь идет о государстве Милорада Додика, сербского члена Президиума Боснии и Герцеговины. Хорватская политика, как можно судить по ряду шагов в последние месяцы, теперь направлена на укрепление доверия хорватов и боснийцев органам Боснии и Герцеговины. И мы должны сохранить эту линию, а также занять более жесткую позицию в отношении Додика, что нам не всегда удается. Россия поймет такой подход, и для Хорватии и хорватов в Боснии и Герцеговине он будет полезен.
Важный аспект билатеральных отношений, который отмечает Москва, — это "тесное сотрудничество в банковском секторе".
"По линии ПАО Сбербанк и Банка ВТБ (ПАО) осуществлена масштабная (около 1,5 миллиардов евро) кредитно-финансовая поддержка концерна "Агрокор" (с 1 апреля 2019 года выступает под наименованием Группа "Фортенова"), которому принадлежит крупнейшая на Балканах торгово-производственная сельскохозяйственная инфраструктура", — напомнили в российском Министерстве иностранных дел. Получается, компания "Ина" в отношениях почти не имеет значения.