Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Газовый голод в Германии, отсутствие стратегии у Байдена и беззубость НАТО — из-за всего этого Украина оказалась беззащитной перед "российским вторжением", пишет The Telegraph. Но читатели издания не верят в возможность российской "агрессии". "Нет никаких доказательств, что планируется вторжение", — указывает один из них.
Рынки, похоже, не верят, что Европа близка к крупнейшему военному конфликту с 1945 года, хотя президент США предупредил, что такой слом международной системы скорее вероятен, чем нет, и он может случиться, как только почва достаточно промерзнет для российского бронетанкового вторжения на Украину.
Поразительное спокойствие противоречит и британским разведданным, которые подтвердили американские чиновники, что Владимир Путин планирует установить в Киеве марионеточное правительство под руководством людей из ближайшего окружения домайданного режима Януковича.
Базовая цена на газ марки TTF в Европе упала вдвое после всплеска паники незадолго до Рождества. Цена на февральские контракты вернулась к 79,50 евро (66,47 фунтов стерлингов) за МВтч — то есть уровню четырехмесячной давности.
Фондовые рынки просели из-за опасений, что центральные банки ужесточат политику на фоне сверхдоходов технологических гигантов, однако по историческим меркам все равно раздуты.
Либо инвесторам нет никакого дела до Украины, либо они полагают, что Путин театрально блефует в надежде на уступки, — по последним подсчетам он сосредоточил у границы с Украиной более 125 тысяч человек вместе с ударными вертолетами и перебросил с Балтики на Черное море десантные корабли.
Возможно, они решили, что Кремль ограничится, как выразился Джо Байден, "незначительным вторжением" в расчете на бездействие расколотой Европы, которая категорически не намерена действовать.
Но такая беззаботность не берет в расчет ни положение на поле боя, ни необычайный миг стратегического преимущества Кремля. Путин оказался в ситуации "сейчас или никогда". Звезды удачно сошлись, чтобы низвергнуть миропорядок, сложившийся после Второй мировой.
Путин с июля играет с Европой в газовые кошки-мышки: сначала тормозит поставки на том основании, что "Газпрому" якобы нужно пополнить собственные запасы, а затем выдает ровно столько, чтобы подстегнуть дальнейшие надежды.
Этот метод "варки краба живьем" во многом работает: сегодня хранилища заполнены лишь на 43% — примерно на 12% ниже, чем полагается в январе.
Но одна нехватка газа — это еще не ежовые рукавицы. От собственных просчетов Европу отчасти спасли мягкая зима и поставки сжиженного природного газа.
Однако тем же частичным преимуществом Кремль пользуется и на военно-политическом фронте. Европейская часть НАТО разоружилась за годы жесткой экономии и сейчас почти достигла дна, тогда как Россия уже десять лет как перевооружается.
Белый дом прослыл тряпкой после того, как в июле прошлого года отказался от своих возражений против газопровода "Северный поток — 2" после сомнительной сделки с Германией, которая подорвала жизненно важные интересы Украины, — историки считают ее "мюнхенским сговором" наших дней.
А поскольку Китай бряцает оружием из-за Тайваня, Байден оказался лицом к лицу с двумя континентальными кризисами одновременно.
Но серьезное экономическое возмездие Путину не грозит.
На финансовый "ядерный вариант" — отключение России от международной платежной системы SWIFT — Германия по сути наложила вето.
Берлин предостерег, что такие санкции срикошетят — причем ассиметрично. США они практически не коснутся, те ограничатся скромными потерями. Основной удар примут на себя немецкие и европейские компании с крупными интересами в России.
Остаются лишь "хирургические" санкции против российских банков и другие незначительные трения. "Я не вижу на экономическом фронте ничего, что могло бы всерьез напугать Путина", — заявил бывший британский посол и специалист по вопросам безопасности Иан Бонд (Ian Bond), ныне сотрудник Центра европейских реформ.
Если Путин и впрямь собрался атаковать, ему лучше не тянуть резину. У него есть лишь "форточка" для общевойскового вторжения с танками и буксируемой артиллерией, пока пресловутая rasputitsa не превратила землю в кашу.
Военный императив заключается в том, чтобы ринуться вглубь Украины и нанести сокрушительный удар до середины марта. Это непросто: даже на то, чтобы зачистить с боями чеченскую столицу Грозный, российским силам понадобилось шесть недель. А Киев, Харьков, Днепр, Запорожье и Одесса все гораздо крупнее.
Группа бывших военных офицеров и стратегов из Атлантического совета предупреждает, что Путин за последнюю неделю "создал условия для проведения многосферной атаки высокой интенсивности".
Это подразумевает развертывание систем ПВО, платформ радиоэлектронной борьбы, баллистических ракет средней дальности "Искандер-К" и подразделений боевого обеспечения.
Россия уже устроила из предстоящих учений с Белоруссией прикрытие для переброски современных истребителей Су-35 и ракет класса "земля-воздух" С-400. Однако убедительных доказательств, что начался призыв военнослужащих запаса, пока нет.
Вашингтонский Центр стратегических и международных исследований изложил вероятные варианты для Кремля в эссе ветерана ЦРУ Филипа Василевски (Philip Wasielewski) и главы службы безопасности центра Сета Джонса (Seth Jones).
Путин мог бы захватить побережье Черного моря и установить сухопутный коридор в Крым, — а возможно, дойти аж до Одессы и лишить Украину всего ее побережья. Однако Великобритания в субботу предположило, что он стремится полностью обезглавить украинское государство.
Путин может захватить всю православную Восточную Украину до Днепра. Но даже оставшееся охвостье выживет как враждебное государство и останется вечной головной болью.
Поэтому под власть России должен перейти Киев, главный путинский трофей. В своей овеянной мифами этнонационалистической трактовке истории он отводит Киевской Руси роль колыбели русской нации. В своем прошлогоднем манифесте из 7 000 слов Путин напрочь отказывает украинскому государству в праве на жизнь, называя его изобретением советских картографов.
Центр стратегических и международных исследований полагает, что Путин может пойти еще дальше и аннексировать всю страну, за исключением преимущественно католических земель на западе (бывшей Галиции). Эти бывшие владения Габсбургов настроены наиболее антироссийски, и удержать их будет труднее всего.
Путин может попытаться захватить вообще все и объявить трехсторонний славянский союз России с Украиной и Белоруссией, восстановив "Великия, Малыя и Белыя России" из титула русских царей. Но для этого потребуется безжалостная русификация методами Екатерины Великой или Сталина.
Энергетическая зависимость превратила стержневую Европу в сообщника. Сегодня Россия поставляет по всем трубопроводам либо в виде СПГ примерно 120 миллиардов кубометров газа. Российский газ обеспечивает половину нужд немецкой промышленности, выработки электроэнергии и отопления, а в ряде стран ЕС этот показатель еще выше.
Если поставки иссякнут (что проблематично для России без ущерба для ее собственных газовых месторождений), брешь можно будет заткнуть лишь за счет глобальных источников. "Потребуется 160 танкеров СПГ в месяц, а их всего-то 400", — сказал бывший глава отдела энергетической безопасности министерства экономики Франции Тьерри Бро (Thierry Bros).
"Это будет нечто вроде Берлинского воздушного моста. В принципе выполнимо, но намного сложнее, чем кажется на бумаге", — сказал он. Экспортные заводы по сжижению газа в США уже работают на 95% мощности. Большая часть глобальных поставок СПГ в Азию осуществляется по фиксированным контрактам.
Перенаправлять грузы в таких огромных масштабах возможно лишь по форс-мажорным обстоятельствам. Цены подскочат до небес, в Европе и Азии введут промышленное нормирование, и пострадают мировые поставки.
Европа к такому эксперименту не готова. Руководство Социал-демократической партии Германии не желает снимать "Северный поток — 2" с повестки дня, даже если Путин полностью уничтожит Украину. Министр обороны Кристина Ламбрехт (Christine Lambrecht) заявила, что между этими двумя вопросами "нет никакой связи".
Канцлер Олаф Шольц запоздало согласился с Вашингтоном и своими "Зелеными" партнерами по коалиции, что некая взаимосвязь все же нужна, но его половинчатые обязательства слишком расплывчаты и серьезного сдерживающего потенциала не имеют. К тому же он по-прежнему настаивает на том, что трубопровод — предприятие сугубо "коммерческое".
Германия, пятый экспортер вооружений в мире, не только отказывается продавать жизненно важное оружие Украине, но и активно мешает союзникам по НАТО.
На Европу Путин может не обращать внимания. Что его должно беспокоить, так это события на самой Украине. Он не может знать наверняка, какая часть ее населения примет славянский аншлюс.
А сражаться ему предстоит с закаленной в боях украинской армией, оснащенной американскими и британскими противотанковыми ракетами, и при поддержке 900 000 резервистов. Ее отчаянное сопротивление взвинтит политические издержки Путина внутри России.
У Кремля имеется подавляющее превосходство в воздухе, но США повышают ставки ракетами "Стингер", которые могут сбивать самолеты.
Подмога пришла слишком поздно и не в силах изменить непосредственный расклад сил на поле боя, но она все же сигнализирует, что после российского вторжения США намерены вооружить повстанческое движение в стиле моджахедов.
Вашингтон стряхивает пыль с доктрины Рейгана 1980-х. Тогда США совершенно верно рассудили, что могут обескровить Советский Союз, вооружая движения сопротивления везде, где у Советов намечалось перенапряжение. В итоге каждый потраченный доллар обошелся Москве в десять.
Смирится ли украинский народ с политикой истощения, в которой ему придется заплатить высшую цену? Это именно те неизвестные, из-за которых Путин еще может передумать.
Инвесторы никак не могут оценить это необычайное противостояние. Рынки всегда с трудом приспосабливаются к геополитическим конвульсиям. Теплится рефлекторное ожидание, что переговоры все же предотвратят немыслимое и что статус-кво восстановится.
Несколько недель перед Первой мировой в 1914 году на лондонских и парижских биржах тоже царило затишье. Биржевики не могли взять в толк, чем это Сараево так уникально, что немецкое командование назвало его "Марсовым подарком".
Возможно, рынки рассчитывают, что их прибыли не пошатнутся, даже если произойдет вторжение.
Справедливо рассчитывать, что Европа схлопнется, как это было после Крыма. Отчаявшись, Вашингтон смирится со свершившимся фактом и отправится зализывать раны. Такой бесславный исход вполне вероятен.
Комментарии читателей:
michael oflaherty
Киев и Русь — это никакая не мифология, а исторический факт. Плюс ни слова о простой просьбе русских к НАТО: прекратите окружать наши границы войсками и ракетами... Решите этот простой вопрос, и мы станем с русскими друзьями, но нет: американская военная промышленность и глубинное государство не видит в этом никакой выгоды, а Брэндон (Let’s go Brandon или "Вперед, Брэндон" — популярный эвфемизм по созвучию вместо непечатного ругательства в адрес Джо Байдена,- Прим. перев.) — марионеточный генеральный директор.
barry thompson
Не бойтесь, армия ЕС уже в пути. Их девиз: "Какая разница, кто победил".
Will Podmore
"Беззубая НАТО"? Чего? А средства ядерного сдерживания США куда подевались? Сплошная паника. Еще в 2014 году нам твердили, что Россия вот-вот нападет. Бессчетное количество раз талдычили. Украинские лидеры раз за разом лгали, что российские войска уже на Украине. И из-за этой бредятины нам снова воевать?
Ken Muir
И это при том, что ВВП России размером с испанский. Подумайте только, какую агрессию они бы устроили, будь у них побольше денег. Кстати, Путин тоже не подписывается на эту чепуху про конец углеводородов. Так что у азербайджанцев повод понервничать. Богатая нефтью страна у России под боком? Явная мишень.
David Lewis
Путин — престарелый диктатор-параноик, у которого совсем нет друзей.
Статья смехотворна даже по жалким, самовлюбленным и ханжеским меркам автора и не выдерживает ни малейшей критики.
Если действительно предстоит вторжение, то пусть Путин поторопится, а то мы тут все со скуки перемрем.
Noel Stevens
Давайте-ка сделаем паузу и перечтем еще разок вступительные слова этой статьи.
Когда это было, чтобы рынки так ошибались? И почему из нас вьет веревки старикан из Вашингтона, который наверняка не знает, где Украина вообще находится? Нет никаких доказательств, что планируется вторжение: войска сосредоточены на территории суверенной страны. Я не поверю, пока конфликт не начнется. Скоро пресса выдохнется и будет выглядеть очень глупо.
Radek Uzel
А что вообще такое "европейский стратегический порядок", а? Украина (и Белоруссия) всегда входили в сферу влияния России. Только глупые аппаратчики из ЕС этого не понимают. А НАТО по окончании холодной войны лишилась всякой цели. Симпатии самих украинцев не однозначны. Не уверен, что надо поддерживать одну из сторон только чтобы доказать, что Великобритания якобы "независима".