Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если Байден пойдет на уступки России и согласится с некоторыми из ее требований, больше всех от этого проиграет Китай, пишет SCMP. По мнению автора статьи, именно Поднебесной выгодно "российское вторжение" на Украину. Оно бы позволило сместить фокус американского внимания с Пекина на Москву. При этом китайское правительство действует крайне осторожно и сдержанно в отношении Украины.
Вторжение России на Украину принесет пользу Китаю, но поощрение этой позиции вызовет негативную реакцию ЕС, прибавит международной поддержки Тайваню и оставит Пекин без пространства для маневра, если Путин не отступит.
Пекин хоть и находится в 6500 километрах от Киева, столицы Украины, но геополитические ставки Китая в ходе эскалации украинского кризиса не могут стать еще выше.
Если Россия вторгнется наУкраину и спровоцирует затяжной конфликт с Соединенными Штатами и их западными союзниками (хотя прямая военная конфронтация маловероятна), Китай, очевидно, только выиграет.
Америке потребуется перераспределить стратегические ресурсы, чтобы противостоять России, а европейские союзники станут еще меньше прислушиваться к просьбам присоединиться к ее антикитайской коалиции.
Но, если президент США Джо Байден пойдет на смягчение кризиса, выполнив некоторые требования президента России Владимира Путина, вероятно, в худшем стратегическом положении в конечном итоге окажется именно Китай. В то время как Путин будет пожинать плоды своей агрессивной дипломатии, а Байден избежит вероятности увязнуть в трясине в Восточной Европе, Китай останется единственной целью американской стратегии национальной безопасности.
Что еще хуже: после того, как Путин умело использует одержимость Штатов Китаем, чтобы восстановить сферу влияния России, стратегическая ценность его ставки на КНР может значительно снизиться.
Для Путина использовать страх Байдена быть втянутым в конфликт с второстепенным противником (Россией) для получения Кремлем важных уступок в области безопасности — рискованный, но разумный шаг. Но отдавать приказ о вторжении на Украину — и, таким образом, фактически добровольно стать главным геополитическим противником Америки, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе — вряд ли в интересах Кремля.
Новые парализующие западные санкции и высокие затраты на подавление протестов на Украине почти наверняка значительно ослабят Россию и снизят популярность Путина внутри страны, сделав его более зависимым от председателя Китая Си Цзиньпина.
Любопытно, что, несмотря на высокие ставки Китая в украинском кризисе, китайское правительство крайне осторожно совершало какие-либо шаги в этом направлении.
В то время как в заголовках западных СМИ чувствуется растущая напряженность, Украина мало освещается в официальной китайской прессе. Примечательно, что редакционные статьи или комментарии, выражающие китайскую поддержку России, также отсутствуют.
Shukan Gendai (Япония): истинные причины, почему Путин не боится СШАМир продолжает пристально следить за действиями России у границ Украины. Японский эксперт Кэнъити Тацудзава в статье Shukan Gendai называет "истинные причины" происходящего. Он связывает это с падением авторитета США и приходит к выводу: Путин не боится Америки, потому что знает о ее поражении.
04.02.202200
Еще более интригующим является то, что в отчете о встрече Путина и Си, опубликованном Кремлем, утверждалось, что Си поддерживает требование Путина о западных гарантиях безопасности, исключающих дальнейшее расширение НАТО на восток, но китайская версия, обнародованная правительственным информационным агентством "Синьхуа", не содержит такой информации.
Вместо того, чтобы открыто поддержать позицию Путина, заявление Си было расплывчатым и полным пустых слов об "оказании твердой взаимной поддержки по вопросам, затрагивающим основные интересы друг друга".
Подобная стратегия продолжилась и 27 января во время переговоров министра иностранных дел Китая Вана И и госсекретаря США Энтони Блинкена. Западные СМИ охарактеризовали заявление китайского министра по Украине как выражение поддержки Путина. Однако на деле Ван высказался лишь о дипломатических ставках Китая, а в поддержку Путина лишь косвенно отметил, что "разумные опасения России в области безопасности должны быть приняты всерьез и решены".
Сдержанность Китая в отношении Украины означает, что Си стремится подстраховаться. Безусловно, агрессивная дипломатия Путина служит интересам Китая, по крайней мере, на данный момент. Если он решит вторгнуться на Украину и отвлечь стратегическое внимание США от Китая, это принесет Пекину только пользу.
Но при условии, что Си не знает истинных намерений Кремля в отношении Украины (сомнительно, что Путин поделился ими со своим китайским коллегой), он благоразумно также не раскрывает своих карт. Любое выражение безоговорочной поддержки Китаем требований Путина может оставить Пекину в дальнейшем мало пространства для маневра.
В худшем случае подталкивание Путина к войне может быть истолковано в некоторых дипломатических кругах в Москве как дьявольский заговор Китая с целью использовать Россию в качестве стратегической пешки в китайско-американской холодной войне. И наоборот, если Путин решит получить некоторую прибыль во имя спасения престижа и попытки избежать потенциальной катастрофы, Китай будет выглядеть глупо, поддержав невыполнимые требования Кремля.
Если оставить в стороне стратегическую неопределенность, китайские чиновники знают, что явная поддержка Путина почти наверняка спровоцирует вражду с Европейским союзом, который сейчас является вторым по величине торговым партнером Китая. В стратегических расчетах китайских политиков жизненно важно не допустить, чтобы США завербовали ЕС в свою антикитайскую коалицию.
Независимость и безопасность Украины имеют решающее значение для ЕС, и усилия Китая по оказанию помощи Путину вызовут негативную реакцию в Европе. Как минимум ЕС может заставить Китай заплатить высокую цену, если ограничит передачу технологий и выразит большую дипломатическую поддержку Тайваню.
В частности, восточноевропейские члены ЕС, у которых меньше торговых связей с Китаем, но которым больше всех угрожает агрессивная позиция России, находятся в гораздо более выгодном положении, чем крупные государства-члены, и могут успешно разыграть тайваньскую карту в качестве ответного удара. Вероятно, что мало кто в китайском руководстве сочтет этот риск оправданным.
Китайские лидеры — реалисты и знают, что они мало что могут сделать, чтобы повлиять на исход кризиса на Украине, даже если решат публично вмешаться. Поскольку у Путина на руках большинство козырей в этом противостоянии, открытая дипломатическая поддержка Китая вряд ли изменит стратегические расчеты главных действующих лиц в Вашингтоне, Брюсселе или даже в Москве.
Влияние Пекина резко возрастет только в том случае, если Путин все-таки решится и вторгнется в Украину, потому что тогда ему потребуется полная экономическая поддержка Китая, чтобы смягчить влияние западных санкций.
Но пока для председателя Си все это лишь гипотетически. Несмотря на то, что Китай является сверхдержавой, сейчас он временно превратился в стороннего наблюдателя, который с тревогой и надеждой наблюдает за развитием украинского кризиса.
Автор: Миньсинь Пэй (Minxin Pei) — профессор государственного управления в колледже Клермонт МакКенна, является старшим научным сотрудником-нерезидентом Немецкого фонда Маршалла в США.
The New Yorker (США): исторические споры вокруг угрозы вторжения на УкраинуThe New Yorker пишет, что за украинским конфликтом стоит стремление России переписать итоги холодной войны. По мнению автора, Путин полон решимости добиться возврата к ситуации с НАТО в Европе в 1997 году. "Он хочет исправить политические ошибки Горбачева и Ельцина перед Западом. И может преуспеть в этом", - пишет автор.
31.01.202200
Комментарии читателей
Rocky B.
Настоящая причина, по которой у КНР либо связаны руки, либо вмешательство китайцев неуместно, заключается в том, что Китай не может вести последовательную стратегию. Немногие союзы являются тактическими, если уж на то пошло. Как я неоднократно говорил, к огорчению поклонников КПК, именно Путин сейчас борется за власть в мире, и он блестяще использует Си и КНР, чтобы улучшить свое положение в геополитическом плане. То, что произошло в Казахстане, является первым примером, где КНР была полностью отстранена, поскольку Путин отдавал все приказы.
Fernando G.
Российское вторжение на Украину — это фикция, в которую не верит даже президент Украины.
Meow K.
Байдену и Борису Джонсону очень нужна война, чтобы спасти свою карьеру. У обоих серьезные проблемы в их странах, поскольку их народная поддержка резко упала. Только война с Россией сделает их героями. Уже же были новости, что они инициировали отправку войск и летального оружия на позиции близ Украины.
liberalbast**@******
Статья явно нацелена на западных читателей, которые считают, что Китай просил Россию не присоединять Украину во время Олимпийских игр. Другими словами, это чистая пропаганда.
Joey S.
Статья полный бред, очень похожа на ошибочную идею того, что Китай попросил Россию не вторгаться во время Зимних Олимпийских игр в Пекине. Неважно, как поступит Китай, негативная реакция ЕС и тайваньская карта будут использованы Западом, особенно США, для создания беспорядков и шумихи. Китай это знает и принимает решения в интересах национальной безопасности страны.
Dennis L.
Автор этой статьи упускает из виду тот факт, что Россия и Китай очень плотно координируют свои действия в Европе. Больше похоже на принятие желаемого за действительное правительством США, чем на тщательный анализ.
Tingling L.
В статье предполагается, что российское вторжение отвлечет внимание США. Это неверно, их внимание по-прежнему будет приковано непосредственно к Китаю, а вот ЕС наверняка может сосредоточить внимание на России. Во всяком случае российское вторжение поможет Америке, поскольку, если Москва вторгнется на Украину, Штаты смогут угрожать своим бездействием русским, а ЕС — думать, присоединиться ли к американской антикитайской коалиции. Американцы не воспринимают Украину как что-то ценное, а русских не воспринимают как серьезную угрозу.Если русские не вторгнутся, тогда только Китаю будет лучше всего, поскольку в этом случае ЕС не придется выбирать между ним и США.
Jenny K.
Если США не собираются прислушиваться к России, то почему Блинкен и другие лезут на встречи и постоянно названивают российским политикам? Явный признак того, что и НАТО, и США проигрывают эту игру. Теперь все, что они делают, — пытаются восстановить доверие к себе, используя влияние в СМИ, чтобы доказать, что они были правы, когда рассказывали про агрессивность России. Пешкой в этой игре является Украина, за которой последует НАТО, если США не смогут сразу добиться желаемых результатов. Трамп уже продемонстрировал, что США нельзя доверять в соблюдении подписанных ими соглашений. Байден только вновь подтвердил это в связи с расширением США и НАТО на восток вдоль границ России.