Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На Играх в Пекине в женском фигурном катании господствуют россиянки, пишет Vox. Но автор статьи жалуется, что техническая сторона в этом виде спорта приобрела ключевое значение в ущерб артистизму. Он приводит мнение профессоров физики, которые недоумевают, как вообще фигуристы совершают сложнейшие прыжки и не падают.
Система оценок в фигурном катании подталкивает спортсменов к тому, чтобы они совершенствовали прыжки – порой в ущерб артистизму.
На Зимних Олимпийских играх в Пекине будут представлены 15 видов спорта и будет разыграно 109 комплектов медалей, но жемчужиной этих игр, разумеется, станет красивый, бескомпромиссный и удивительно сложный вид спорта – фигурное катание.
Все кажется довольно простым. Исходные параметры этого вида спорта совершенно ясны: фигуристы ограничены примерно семью минутами на короткую и длинную программы и всего шестью разрешенными прыжками. Они также вынуждены подчиняться законам гравитации. Основополагающие правила остаются прежними: "больше вращений лучше, чем меньше вращений", и "падать нельзя". Тем не менее, бывает достаточно сложно понять, как именно оцениваются выступления фигуристов.
В фигурном катании огромное значение имеют мельчайшие детали. Это соревнование, суть которого сводится к микросекундам, одному градусу угла и десятым долям в оценках. Каждые четыре года фигуристы вкладывают труд все своей жизни – тысячи прыжков, вращений и падений, тысячи часов растяжек, мучительные травмы, огромное количество времени, проведенного на холоде, – менее чем в 10 минут катания на арене.
И, хотя этот вид спорта требует сверхчеловеческой силы и владения собой, традиционно у него есть еще и артистическая сторона. То, как фигурист скользит на льду, какие элементы он показывает, должно неизменно заключать в себе красоту. Существует некая неподдающаяся измерению сторона фигурного катания, которая не позволяет зрителям оторвать взгляд от спортсменов.
The Digest (Япония): россиянки вновь ярко блеснули на этапе Гран-при по фигурному катанию в Гренобле. Щербакова первая!Японские СМИ наполнены восхищенными оценками и комментариями победы российских фигуристок на только что прошедшем этапе мирового Гран-при в Гренобле. Российская школа поражает своими достижениями, пишут одни. «Россиянки великолепны. Нужен отдельный Гран-при только для русских!», — вторят им другие.
21.11.202100
Система оценивания, в рамках которой предпочтение отдается спортивной стороне, в первую очередь прыжкам, остается довольно неоднозначной, и она вызывает массу споров о том, чем именно должно быть фигурное катание. Я побеседовал с несколькими бывшими фигуристами, экспертами и даже физиками, чтобы понять, как работают прыжки и система оценок в фигурном катании, – и объяснить это вам простыми словами.
Как работает система оценивания в фигурном катании, и почему прыжки так важны
Последние три зимние Олимпиады эксперты, фигуристы и фанаты спорили о том, действительно ли в фигурном катании чисто техническая сторона приобрела ключевое значение в ущерб артистизму. Является ли фигурное катание попросту соревнованием по прыжкам, или оно все же должно оставаться исполнительским видом искусства? Можно ли сохранить в одинаковой мере и спортивную, и артистическую стороны? И что случается, когда в том или ином виде спорта одному аспекту начинают уделять заметно больше внимания, нежели другому?
Главной причиной этих споров стала нынешняя система оценок в фигурном катании.
Два десятилетия назад мир фигурного катания потряс небывалый скандал с пересмотром результатов соревнований, который затронул парное катание и спортивные танцы на льду. Следствие выяснило, что имело место мошенничество с оценками и что некоторые судьи злоупотребили субъективным аспектом выставления оценок (в старой системе были два ряда оценок – за технику и артистизм, – и максимальный балл был 6.0). В попытке создать систему, в меньшей степени подверженную злоупотреблениям, эксперты выработали новую схему, выстроенную на поддающихся подсчету числах.
Действующая система оценок, которая полностью вступила в силу в 2006 году, основана на присуждении баллов за прыжки, вращения и другие технические элементы в программе фигуристов. Эта система представляет собой попытку стандартизировать потенциальные баллы, присуждаемые за эти элементы. Идея состоит в том, что, если разбить программу на отдельные элементы и аспекты, за которые выставляются конкретные баллы, места для субъективных оценок попросту не останется. У каждого элемента есть базовая "ценность", а судьи выставляют баллы в зависимости от того, насколько чисто фигурист выполнил элемент, по шкале от -5 до +5 – Шкале оценки уровня исполнения (Grade of Execution, GOE). Если элемент исполнен идеально, это позволяет фигуристу получить базовый балл плюс 5 баллов GOE, что увеличивает итоговый балл. Если элемент выполнен некорректно, это приносит меньший балл GOE, а базовые баллы вычитаются.
Тарасова: в Пекин едут наши сильнейшие фигуристки (The Digest, Япония)Японские СМИ и любители фигурного катания оживленно комментируют формирование российской сборной на ОИ в Пекине. "Едут самые достойные. Русская школа самая сильная в мире. Девушки из России займут весь пьедестал почета!", - пишут японские читатели.
23.01.202200
С введением новой системы фигуристам стало проще демонстрировать свой прогресс и регресс от соревнования к соревнованию (то есть одна и та же программа будет приносить тем больше баллов, чем лучше фигурист ее откатывает). Эта система также позволяет ясно видеть, за что и как ставятся оценки. Все знают, какие баллы нужно набрать, чтобы подняться на подиум.
И чтобы получить наивысшие баллы, фигуристам необходимо оттачивать прыжки.
Из всех элементов программы шесть прыжков – тулуп, риттбергер, сальхов, флип, лутц и аксель – приносят больше всего баллов. В настоящее время четверные прыжки – варианты перечисленных прыжков, в которых фигурист совершает от 4 до 4,5 поворотов, – представляют собой предел человеческих возможностей. В короткой программе фигуристам разрешено сделать три прыжковых элемента, что заставляет их максимально усложнять их.
В произвольных программах фигуристы могут сделать семь прыжковых элементов, и им не разрешено повторять прыжки, если они не входят в состав каскада (то есть фигурист не может в произвольной программе выполнять только один или два прыжка, которые получаются у него лучше всего). В произвольных программах спортсменам разрешено показать три каскада – когда прыжки следуют один за другим без перерыва, – которые приносят им больше всего баллов. Наконец, фигуристам разрешено показывать три прыжковых элемента во второй половине своей программы, за что им присуждается дополнительно 10 баллов – очевидно, за способность выполнять сложные прыжки тогда, когда уже накатывает усталость.
Из-за того, как оцениваются четверные прыжки и каскады с четверными прыжками, порой возникают запутанные ситуации. Теоретически, и в прошлом такое случалось, фигурист с очень сложной программой, выполненной с ошибками, может получить больше баллов, чем фигурист, идеально откатавший более простую программу. Действующая система вознаграждает за риск.
В качестве иллюстрации я ниже привожу таблицу баллов за произвольную программу Нейтана Чена (Nathan Chen) с Чемпионата мира 2021. Вы можете увидеть, что он набрал примерно 125 баллов за "выполненные" элементы, и большую часть тех баллов он поучил за каскады с четверными прыжками, выполненными с положительными баллами GOE.
В нижней части таблицы приведены баллы за компоненты программы – или за то, что называют артистической составляющей программы. Туда входят мастерство катания, переходы, представления, композиция и интерпретация музыки. В каждой категории присуждаются баллы по шкале от 1 до 10. Затем выводится средний балл, и полученный результат умножается на коэффициент 2 в случае с произвольной программой. То есть максимально фигурист может получить 100 баллов за компоненты программы в произвольной и 50 баллов в короткой программе. Вы видите в таблице, что баллы, полученные Ченом за выполнение элементов, превышают общий балл за артистизм.
Таким образом, если фигуристу необходимо выбрать, на чем ему надо сконцентрироваться, он однозначно сделает выбор в пользу прыжков и вращений. Потому что за них можно получить больше баллов. Однако, всецело сосредоточившись на прыжках, некоторые фигуристы могут пренебрегать артистической стороной катания.
"В смысле артистизма некоторые из тех программ, которые мы видим сейчас, превратились в нагромождение прыжков, и в них больше не осталось исполнительского компонента", – сказала Полина Эдмундс (Polina Edmunds), серебряный призер Чемпионата США и бывшая участница Олимпийских игр. Эдмундс ушла из фигурного катания в 2020 году и теперь ведет подкаст, посвященный этому виду спорта.
"Это относится не ко всем фигуристам. Есть те, кто мастерски комбинирует и артистический компонент, и прыжки. Но в целом я с уверенностью могу сказать, что артистическая сторона женского фигурного катания стала намного слабее – из-за этой игры с числами, которую мы пытаемся вести", – сказала она. Она пояснила, что хотя новая система оценок действительно подняла спортивный компонент фигурного катания на новый уровень, она отвлекла внимание от красоты исполнения.
Когда Эдмундс прославилась у себя на родине в возрасте 15 лет, выступив на Олимпиаде в Сочи, она была известна в первую очередь своими прыжками. По ее словам, судьи и тренеры говорили ей, что артистизм придет с возрастом, когда она "дорастет", и что это найдет отражение в баллах. Но Эдмундс считает, что из-за сочетания "высокой текучести" в фигурном катании, особенно в женском, и ослабления внимания к артистической стороне программ такой образ мыслей уходит в прошлое. Кроме того, есть некоторое "взаимное наложение" баллов за артистизм и баллов за выполнение прыжковых элементов.
По словам Эдмундс, фигуристам присуждают баллы за их способность выполнять прыжки, то есть, если фигурист выполняет четверные прыжки, это автоматически приносит ему более высокий балл за компоненты программы.
"Я считаю, что, если вы умеете прыгать, это вовсе не значит, что вы способны выполнить по-настоящему сложные шаги в вашей программе, – объяснила Эдмундс. – Я вижу в этом недостаток действующей системы судейства, который необходимо исправить. И чтобы сбалансировать ситуацию, необходимо соответствующим образом оценивать артистические способности спортсменов".
С точки зрения физики в эти прыжки вложено очень многое. Микалис Бахтис (Michalis Bachtis), профессор физики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, объяснил, от чего зависит способность фигуриста прыгать. Он предложил представить, как во время прыжка ведет себя масса тела и как на нее влияет скорость вращения. Фигуристы хотят минимизировать распределение массы, вытянувшись как можно сильнее и став как можно тоньше, – вспомните, насколько быстро вращается карандаш, когда вы трете его между ладонями. Именно поэтому фигуристы плотно прижимают руки к корпусу, находясь в воздухе во время прыжка, и раскрывают руки перед приземлением, чтобы уменьшить нагрузку на ноги и лодыжки. И все это происходит за доли секунды.
The Digest (Япония): высокий рост фигуристок – недостаток? Валиева и Трусова это опровергают!Рост многих юных звезд российского фигурного катания уже превышает 160 сантиметров, что довольно много для этого вида спорта, отмечает автор японского портала The Digest. Он восхищается красотой и статью россиянок. По мнению читателей, девушкам это только на пользу. «Высокий рост делает россиянок еще красивее», — отметил один из них.
20.12.202100
Бахтиса изумляет то, что фигуристам удается приземляться после прыжков – что им удается преодолевать крутящий момент, то есть ту закручивающую силу, которая вступает в действие, когда лезвие конька снова касается льда.
Брэд Орр (Brad Orr), профессор физики и заместитель вице-президента по исследовательской деятельности в Мичиганском университете, объяснил, что приземляться фигуристам помогает особенность строения их тел. "Я думаю, что эти люди – генетические аномалии", – сказал он, пояснив, что его слова – это комплимент. Он предположил, что сила мышц их корпуса и ног, а также относительно небольшой рост во многом объясняют их на первый взгляд сверхчеловеческие способности.
Перекос в сторону спортивной составляющей за последние восемь лет привел к тому, что, чтобы претендовать на медаль в мужском фигурном катании, вам необходимо выполнять четверные прыжки, потому что все лучшие фигуристы – Нейтан Чен, Юдзуру Ханю (Yuzuru Hanyu), Юма Кагияма (Yuma Kagiyama) – их выполняют. В женском фигурном катании в этом году господствуют россиянки, которые тоже успешно выполняют четверные прыжки.
"Я бы сказал, что, скорее всего, Чен постарается сделать пять четверных прыжков на этой Олимпиаде", – сказал Дейв Лиз (Dave Lease), который ведет YouTube-канал под названием The Skating Lesson.
"Что касается женщин, вам, вероятно, понадобится четверной прыжок в произвольной программе, чтобы претендовать на золото. Но женщинам не разрешается выполнять четверные прыжки в короткой программе – это старое правило, которое вызывает массу споров. Женщины могут получить преимущество, если они сумеют выполнить тройной аксель в короткой программе", – сказал Лиз, отметив, что этот прыжок дает наибольшее количество баллов. Главными претендентками на победу в этом году он считает россиянок Камилу Валиеву, Александру Трусову и Анну Щербакову.
Стоит напомнить, что всего четыре года назад, на Зимних Олимпийских играх 2018 года, ни одна фигуристка не могла выполнить тройной аксель в короткой программе.
Чем лучше фигуристы выполняют четверные прыжки, тем больше их баллы, тем выше баллы GOE, и тем более высокую оценку они получают за технику. И уже сейчас наблюдается очевидный разрыв между фигуристами, в арсенале которых есть четверные прыжки, и теми, у кого их нет.
Прыжки действительно стали главной чертой фигурного катания. Если и есть что-то, чего нам точно стоит ждать от предстоящей Олимпиады, так это зрелища, как маленькие люди вертятся в воздухе, пытаясь получить высокие баллы.