Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Многие лыжники, которые охотятся за олимпийскими медалями в Пекине, принимают препараты от астмы, и широко распространено мнение, что это дает им преимущество на лыжне, пишет Svenska Dagbladet. В спортивной и научной среде согласия на сей счет нет, утверждают эксперты, с которыми поговорила газета.
Тересе Бергстедт (Therese Bergstedt)
Когда лыжники стоят на линии старта на Олимпийских играх, в организмах многих из них циркулируют препараты, вокруг которых не утихают споры. При большой физической нагрузке на сухом, холодном воздухе развивается астма, и она стала очень распространенной проблемой в среде лыжной элиты — а к лекарствам для ее купирования все большее число экспертов предъявляют претензии.
"Это огромная медицинская проблема и одновременно моральная дилемма лыжного спорта", — говорит Пер "Штифт" Андерссон (Per "Pliggen" Andersson), который с 2013 по 2021 год был врачом шведской сборной.
Каждый третий шведский элитный лыжник страдает от астмы, а в национальной сборной доля таких спортсменов еще выше.
"За те годы, что я работал, как минимум половина моих спортсменов принимала лекарства. Часть из них, правда, страдала от астмы с детства, но у других она развилась со временем", — говорит Пер "Штифт" Андерссон.
Бронхорасширяющие препараты, которые принимают многие лыжники, также называют β2-адреномиметики (бета-2-адреностимуляторы). Благодаря им мышцы в дыхательных путях расслабляются и дыхание нормализуется. В последние годы ученые все более уверенно говорят о том, что бета-2-адреностимуляторы могут улучшать спортивные результаты и повышать общую и взрывную силу мышц у здоровых людей, если те принимают их в достаточно больших дозах.
Международная антидопинговая организация ВАДА также ужесточила правила, в каких объемах можно применять эти лекарства — но достаточно ли этого?
Ибо как точно понять, когда вы еще лечите болезнь, а когда уже рискуете с помощью препарата улучшить спортивные достижения?
"Я на этот счет очень много размышлял в последние годы", — говорит Пер "Штифт" Андерссон.
"Помогаю ли я лыжнику участвовать в соревнованиях на равных основаниях с другими — или даю ему преимущество?"
Кари-Пекка Кюрё поражен комментариями норвежской звезды лыжного спорта об астме: «Это ложь и попытка оправдаться» (Ilta-Sanomat, Финляндия)Бывший главный тренер сборной Финляндии по лыжным гонкам Кари-Пекка Кюрё возмущен словами норвежской лыжницы, которая пожаловалась на нагрузки. «Сейчас нас практически принуждают болеть астмой», — заявила Астрид Уренхолльт Якобсен. Для мира лыжных гонок будет гораздо лучше, если ни один норвежский астматик не будет участвовать в непосильном для него Кубке мира, парировал Кюрё.
05.04.201900
Пер "Штифт" Андерссон указывает, что та астма, что постигает лыжников из-за физической нагрузки на холодном воздухе, возникает именно на лыжне и не всегда фиксируется при испытаниях медиков — скажем, при спирометрии. Из-за этого врачу, принимая решение о лечении медикаментами, приходится исходить из того, как сам атлет описывает свои симптомы.
"Я должен выносить этически сложную оценку: астма ли это? Мне приходится по умолчанию исходить из того, что лыжник не лукавит".
В Копенгагене есть два ведущих эксперта по астме и допингу, которые пытаются ответить на множество вопросов "Штифта". Более десяти лет Вибеке Бакер (Vibeke Backer), профессор Датской государственной больницы (Rigshospitalet), и Мортен Хоструп (Morten Hostrup), доцент Копенгагенского университета, в нескольких научных работах исследовали, в каких количествах бета-2-адреностимуляторы могут повышать спортивные достижения человека и даже способствовать наращиванию мышечной массы.
"То, что они на это способны при большой дозе, широко известно, — говорит Мортен Хоструп. — Вопрос лишь в том, в каких количествах их нужно принимать, чтобы они давали такой эффект?"
Лекарства против астмы с бета-2-адреностимуляторами в составе, похоже, не приносят особого преимущества на длинных дистанциях, но так как препарат способен сделать спортсмена сильнее и придать больше взрывной силы его мышцам, он может быть ценным подспорьем в соревнованиях по спринту и во время спуртов.
"Бета-2-адреностимуляторы также могут использоваться, чтобы в долгосрочной перспективе наращивать мышцы", — говорит Мортен Хоструп, подчеркивая, что ученые пока не могут с уверенностью сказать, в каких количествах они в таком случае требуются.
Во время пекинских Олимпийских игр и других международных соревнований такие лекарства от астмы, как формотерол и сальбутамол, разрешены в определенных дозировках. Но по мнению Вибеке Бакер и Мортена Хострупа, в последние годы появляется все больше убедительных доказательств, что бета-2-адреностимуляторы даже в разрешенных дозах могут улучшать спортивные результаты.
"На это указывает несколько исследований", — говорит Мортен Хоструп.
В исследовании, где под контролем ученых 38 мужчин и женщин без астмы в течение пяти недель проходили тренировочную программу, получая либо плацебо, либо препараты от астмы формотерол или сальбутамол в дозах ниже, чем разрешено ВАДА, участники, принимавшие лекарства, показывали лучшие результаты в спринте на 30 метров, чем те, кто принимал плацебо.
Но исследований, посвященных тому, улучшают ли бета-2-адреностимуляторы спортивные достижения, пока что мало, а зафиксированные эффекты невелики. Ученые, изучившие имеющиеся на сегодняшний день научные работы, констатируют, что доказательная база пока что недостаточная.
Мнение экспертов также разделилось. Шведские эксперты по допингу Оке Андрен Сандберг (Åke Andrén Sandberg) и Челль Ларссон (Kjell Larsson) устали от обвинений, что препараты против астмы — это допинг. По их мнению, дозы бета-2-адреностимуляторов, рекомендуемые при лечении астмы, насколько малы, что на физические достижения никак не влияют.
У норвежских юниоров астмы не было, но на Чемпионате мира им лекарства от нее давалиНорвежские юниоры, которым диагноз «астма» поставлен не был, получали препараты против астмы с помощью небулайзера во время юниорского Чемпионата мира в феврале. «Не годится так поступать в спорте высших достижений», — говорит врач шведской сборной Пер Андерссон.
05.11.201600
Челль Ларссон, профессор респираторной медицины, считает, что сам вопрос, могут ли лекарства от астмы давать преимущества, неверно формулирован.
"Астма — это болезнь, которая негативно сказывается на физических достижениях. Лекарство позволяет контролировать болезнь и избавиться от симптомов, чтобы участвовать в соревнованиях на тех же условиях, что и остальные".
Он считает, что внимание должно быть больше сосредоточено на том, как можно предотвратить астму в лыжном спорте, и что эту проблему следует рассматривать как профессиональную травму.
"Завод, на котором более 50 процентов сотрудников заболевают астмой, закрыли бы, проведя расследование на предмет условий труда. С лыжным спортом этого не происходит, хотя мы про эту проблему уже не первое десятилетие знаем".
Бывший врач сборной Пер "Штифт" Андерссон согласен с ним.
"Нужно больше узнать, что именно вызывает астму, и как нужно строить тренировки, чтобы избежать проблем. Действительно ли так необходимо бегать интервалы при температуре воздуха менее десяти градусов или участвовать в соревнованиях, когда на улице минус 20?"
Тот факт, что элитные лыжники более, чем население в среднем, подвержены риску заболеть астмой, известен с 1990-х годов.
Николай Стенфорс (Nikolai Stenfors), доцент Университета Умео и главный врач отделения пульмонологической больницы Эстерсунда, вместе с коллегами обследовал сотни элитных лыжников, чтобы лучше изучить факторы риска.
"Некоторую роль играет наследственность. Если у человека в роду были те, кто страдал от астмы или аллергии, у него выше риск заболеть".
Однако, похоже, что количество тренировок и достижений также повышают эту вероятность.
NRK (Норвегия): золото, которое было нужно Олимпиаде, — в том числе то, какого не хотели мыАлександр Большунов в высшей степени заслужил свое золото. Проблема, по мнению норвежского автора, лишь в том, что российских спортсменов вообще не должно было быть на Олимпиаде. При этом победа уличенной в допинге норвежcкой лыжницы Терезы Йохауг автора не тревожит.
09.02.202200
"Астма развивается тем чаще, чем ближе лыжник к вершинам спорта. Чем больше он тренируется и чем более успешно показывает себя на соревнованиях, тем выше риск появления этого недуга".
Летом 2016 года разразились дебаты о лекарствах от астмы, когда норвежский звездный лыжник Мартин Йонсруд Сундбю (Martin Johnsrud Sundby) лишился титула победителя сразу в Тур де Ски и в общем зачете Кубка мира — после того, как в его организме обнаружили слишком высокую концентрацию сальбутамола. Также Сундбю на два месяца отстранили от соревнований за нарушение допинговых правил. Сам он считает, что ничего не нарушал.
В августе того же года стало известно, что норвежским лыжникам предлагали принять лекарство от астмы, хотя они были здоровы. Даже такая звезда первой величины, как Тереза Йохауг (Therese Johaug) рассказывала, что принимала препарат, не будучи больной.
Осенью выяснилось, что лыжники использовали особые аппараты (небулайзеры) с расширяющими бронхи препаратами в специальном трейлере национальной сборной. Норвежская газета подсчитала, что с 1992 года почти 70 процентов олимпийских медалей Норвегии завоевали лыжники, принимающие лекарства от астмы.
Николай Стенфорс указывает, что связь между медалями и астмой лишь статистическая — нельзя точно сказать, что причина, а что следствие.
"Конечно, может быть очень соблазнительно сделать вывод, что астма приносит успех. Но с той же вероятностью может быть и наоборот: астма — это цена, которую ты платишь за жесткие тренировки, приводящие к победе", — говорит он.
Дебаты, которые последовали за этим, заставили Норвегию организовать комиссию скандинавских экспертов, которая должна была разобраться с использованием лекарств от астмы. Туда входил, например, Челль Ларссон (Kjell Larsson). Весной 2017 года комиссия представила свое заключение, согласно которому Норвегия следовала действующим правилам по поводу приема препаратов. При этом комиссия раскритиковала использование небулайзеров в трейлере сборной.
Dagbladet (Норвегия): статья с упоминанием допинга вызвала возмущениеНорвежская лыжница Тереза Йохауг, в 2016 году отстраненная от соревнований за применение допинга, стала чемпионкой пекинской Олимпиады, сообщает Dagbladet. Ее коллеги по команде делают вид, что искренне не понимают, зачем СМИ вспоминают скандал "многолетней давности".
08.02.202200
В докладе сказано, что Сундбю принимал минимум 5 000 микрограмм сальбутамола в сутки по рекомендации своего врача, и что Международная федерация лыжного спорта подозревает, что на самом деле он принимал и значительно более высокие дозы.
После дела Сундбю ВАДА снизило разрешенную дозу сальбутамола в сутки. Пер "Штифт" Андерссон, тем не менее, все равно считает, что она слишком велика, и что нормы нужно ужесточить еще больше.
"У нас в сборной действовало правило не давать лыжнику больше, чем 400 микрограмм сальбутамола в сутки. ВАДА разрешает 1 600 микрограмм", — говорит он.
Челль Ларссон с ним согласен.
"Никакому астматику не нужны такие большие дозы. Если вам нужно столько лекарства, сколько максимально разрешает ВАДА, то вы просто не должны соревноваться — вас нужно снять с лыжни и отправить в больницу на лечение".
Вибеке Баке и Мортен Хоструп в Копенгагене рассказывают, что ВАДА снизила рекомендованную разрешенную дозу сальбутамола в том числе и опираясь на выводы, которые удалось сделать из их научных исследований. По их мнению, разрешенные дозы формотерола тоже необходимо снизить еще больше.
"Сегодня существует некая серая зона, которую могут использовать спортсмены. Международные правила по поводу того, что бета-2-адреностимуляторы можно использовать лишь в очень небольших количествах, совершенно ясны", — говорит Вибеке Бакер.
Svenska Dagbladet обратилась к ВАДА за комментарием.
Астма и правила приема препаратов
У лыжника может развиться астма из-за интенсивной нагрузки на сухом и холодном воздухе. Кашель, свистящее дыхание и одышка — обычные в этом случае симптомы. От нее страдает треть элитных лыжников — в национальной сборной до половины. Среди населения в целом эта цифра достигает примерно 10 процентов.
Употребление спрея от астмы с бета-2-адреностимуляторами, или агонистами, как их еще называют, приводит к тому, что мышцы в дыхательных путях расслабляются и дыхание нормализуется.
Лыжники могут подать ходатайство об использовании лекарства во время соревнований, если врач диагностировал астму.
Сальбутамол и формотерол — распространенные лекарства от обусловленной холодом астмы и содержат бета-2-агонисты. Согласно правилам международного антидопингового агентства ВАДА, спортсмену можно принять внутрь максимум 1600 мкг сальбутамола в течение 24 часов в дозах, не превышающих 600 мкг за восемь часов. Для формотерола максимальный предел составляет 54 мкг в сутки.