Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор немецкого издания "Вельт" обращается к теме, которая внезапно стала актуальной: как жили украинцы в составе Австро-Венгерской империи? Западная Украина, входившая в состав этой многонациональной страны, одной из главных в Европе, сохранила от тех времен меньшинства: поляков, венгров, русинов. Напоминанием, что в отличие от советской Москвы, имперская Вена не дала украинцам автономии.
В ходе своей истории Украина находилась не только под русским, но и под габсбургским господством. Галиция (нынешняя Западная Украина) после разделов Польши с 1795 года оказалась под властью Вены. Но польские землевладельцы и в составе Австрийской империи продолжали помыкать населением, которое тогда называли русинами.
...Некий суровый господин с саблей в руках собирается отхватить солидный кусок от пирога. "Королевский пирог" — это Польша, господин — император Иосиф II, который вместе со своей матерью Марией Терезией властвует над империей Габсбургов. А завидный кусок, который он в 1772 году в результате первого раздела Речи Посполитой отрезал от пирога, был Галицией — населенной поляками и украинцами территорией со столицей в городе, который немцы до сих пор называют Лембергом. (Для славян это город Львов).
Но этого австрийскому императору показалось мало. В 1775 году к австрийской империи отошла область Буковина со столицей в Черновцах, отторгнутая от Молдавского княжества, вассального государства Османской империи. Потом, в 1793 году, был Второй раздел Речи Посполитой, в результате которой царица Екатерина II прибрала к рукам Литву, Белоруссию и Подолье, то есть большой кусок Украины на западном берегу Днепра. А вот австрийцы остались ни с чем. И потому Габсбург настоял на следующем разделе. Он произошел в 1795 году. Австрийская монархия поглотила обширные земли на севере — Западную Галицию со столицей в ныне польском городе Люблин и знаменитый Краков. Польша как государство прекратила свое существование.
Под пятой Российской империи
Но и это еще не все. Тот, кто углубится в историю Украины, узнает многое о ее многочисленных "прошлых временах". После разделов Польши Украина оказалась расколотой не только территориально. Земли к востоку, а если говорить о Подолье, то и к западу от Днепра, попали под власть Российской царской империи, которая отказывала украинцам в любом проявлении национальной идентичности. Украину унизительно назвали Малороссией, чтобы подчеркнуть ее второстепенное значение по сравнению с имперской Великороссией, "рассадником подлости", как ее называл украинский национальный поэт Тарас Шевченко.
Но и габсбургская Галиция, называвшая Рутения (землей русинов) на языке официальной Вены, жила не лучше. Потому что польская шляхта, которая в военном отношении с 1387 года, а в административном смысле с 1434 года властвовала над этими территориями, продолжила задавать там тон. Приходится признать: репутация у польских шляхтичей была хуже некуда. "Шляхтич в Галиции был самым бесчеловечным и омерзительным дикарем, привыкшим играть в азартные игры, пьянствовать и развратничать. Считалось, что польский шляхтич сделал все неблагородное, мелочное и унизительное единственным смыслом своей жизни. А в отношении бедного крестьянина шляхтич был беспримерным деспотом", — написал в 1786 году один путешественник.
О крестьянах, угнетаемых и беззащитных перед произволом помещиков, путешественник также отозвался не лучшим образом: "Жители спят тут вперемешку с разным скотом на земле. Короче, находишь подтверждение поговорке: Polonus nascitur, vivit & moritur in Stabulo (Поляк рождается, живет и умирает в хлеву)".
Австрийская бюрократия и польские паны
Реформы Иосифа II, регулировавшие торговлю и экономику, упразднившие крепостное право, насаждавшие религиозную терпимость и немецкий язык как средство межнационального общения, и главная цель которых заключалась в создании централизованного, правового государства, уходили в песок, чем дальше владения императора были удалены от Вены. "Все планируемые домом Габсбургов меры предполагали наличие дееспособной бюрократии, которой в реальности не было. Все министры императорского австрийского правительства в Галиции были исключительно польской национальности", — говорилось в отчете Бальтазара Аке о путешествии на восток Европы, которое он совершил в 1795-1796 гг.. Автор с отчаянием добавлял: "Двор дважды посылал туда своих лучших политических лекарей, чтобы одолеть эту эпидемию хаоса, но все было тщетно, все наилучшие начинания каждый раз кончались неудачей".
В конечном итоге это ударило по самим польским помещикам в Галиции. Когда в 1846 году польские патриоты в Кракове подняли восстание против разделивших Польшу держав, венскому правительству не составило большого труда спровоцировать крестьянские массы в Рутении к восстанию против своих господ. Крестьяне Галиции при этом "предпочли власть габсбурского императора". Все дело было в том, что император "встал между крестьянами и размахивающими кнутами тиранами-помещиками в государстве, где панами были в основном поляки", — написал американский историк Питер Джадсон (Pieter Judson).
Еще один импульс национальной самоидентификации русинов дали революции 1848 года. В качестве противовеса польскому Центральному Народному совету (RNC — Rada Narodowa Centralna) возник Верховный Русинский Совет (GRR — Golovna Ruska Rada), который хотя и требовал политического признания русинской национальности, но считался вполне "прогабсбургским".
Провал: польская и украинская провинции не появились в составе Австрии
Неграмотность крестьян Рутении сорвала попытку Вены мобилизовать крестьян в Галиции на выборы в австрийский рейхсрат. Почему эта попытка окончилась неудачей. Хотя эти крестьяне и составляли 90 процентов избирателей в своем регионе, в большинстве своем они были неграмотными. Поэтому они не выдвигали свои кандидатуры, на выборах превалировали кандидаты в лице польских помещиков. В итоге на территории Австро-Венгрии так и не возникло польской или украинской автономий (хотя в восточной Галиции украинскую автономию вполне можно было создать). А польские землевладельцы сохранили привилегированное положение по отношению к восточным славянам. Не создалось ни польской, ни украинской провинций, которые можно было бы соединить с Закарпатьем и Буковиной. Уже в 1851 году Верховный Русинский Совет был распущен.
Лишь в 1860-е годы украинские объединения и институты смогли вновь заявить о себе. Однако это всегда сопровождалось подозрением, подпитываемым польско-русинским антагонизмом, что активность русинов и украинцев базируется на панславизме и имеет целью продвигать амбиции России.
Подозрения австрийцев по отношению к русинам усилились с началом Первой мировой войны. Русинов — не в последнюю очередь из-за тесной родственной связи их языка с русским — австрийские военные стали подозревать в том, что они ненадежны. Раздавались даже обвинения, что русины являются пятой колонной царской империи. Поэтому чтобы лишить союзников российские войска, которые в первые недели войны заняли обширные части Галиции, австрийские военные при отступлении сжигали деревни русинов и сгоняли их население с насиженных мест.
Конец Первой мировой войны привел к отторжению Галиции от Австрии. Но надежда на то, что теперь наконец появится возможность обрести территориальную и государственную самостоятельность, сбылась только на короткое время. В ходе российской гражданской и польско-советской войны Украинская народная республика была уничтожена. Согласно рижскому мирному договору от 1921 году Западная Галиция отошла к Польше, а годом позже Украинская социалистическая советская республика (УССР) вошла в состав Советского Союза.
Петер Диттмар (Peter Dittmar)