Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Политика США и Евросоюза, буквально вынуждающих фирмы своих стран покинуть Россию, встречает пассивное, но жесткое сопротивление французского бизнеса. Такой вывод можно сделать из статьи газеты "Либерасьон". Бизнесмены даже представляют своих работников "потенциально несогласными", чтобы не лишать их работы.
"Ашан", "Леруа-Мерлен", "Рено", "Бондюэль"... Уход из России этих компаний не будет иметь те же последствия, что и для энергетических компаний и других транснациональных корпораций. Последствия коснутся не только предприятий, которые зависят от этого рынка, но и почти 200 000 их работников.
Члены советов директоров более 500 французских компаний, работающих в России, оказались перед трудным выбором. Оставаться на рынке как можно дольше, рискуя понести наказание от западных правительств. Либо уйти и подвергнуться ответным санкциям Кремля. По данным Wall Street Journal, российские власти отговаривали крупные компании от ухода, ссылаясь при этом на возможность ареста активов тех компаний, которые резко покинут российский рынок. В частности, могут не пощадить интеллектуальную собственность этих компаний. Впрочем, эту информацию опровергло посольство России в США. Всплыло и слово "национализация". На прошлой неделе президент России Владимир Путин упомянул об идее ввести внешнее управление на иностранных предприятиях, "чтобы потом передавать их тем, кто захочет работать и давать людям работу".
Несколько транснациональных корпораций проигнорировали возможные ответные меры.
"Макдональдс", "Икея" и даже H&M объявили о временном закрытии своих заведений, тем самым привлекая внимание к французским фирмам, которые этого не сделали. В частности, "Леруа-Мерлен", "Рено" и "Ашан", согласно рейтингу Forbes, занимали второе, пятое и шестое место среди иностранных компаний в России — по обороту на 2021 год. А вот по мнению французского экономиста Жульена Веркея, вопрос об уходе французских компаний более болезнен, чем для других стран. На то есть свои причины. Франция является ведущим иностранным работодателем в России. На ее предприятиях работают около 160 000 рабочих. Финансовый аспект, безусловно, нельзя игнорировать.
"Эти компании вложили огромные инвестиции в бизнес и создали имидж бренда, который имеет для них основополагающее значение. Но уход из этого сектора повышает также их социальную ответственность. В результате ухода с рынка в очень щекотливом положении останутся все сотрудники. А ведь среди них есть и люди, чьи взгляды нам симпатичны. Не все они поддерживают начатую Путиным операцию", — объясняет экономист.
Производственная база
Перед представителями розничной и оптовой торговли, а также агропромышленного сектора встал вопрос о продовольственной безопасности российских граждан. Они не довольствуются только импортом своей продукции на продажу. Они создали целую производственную базу на местах и меньше подвержены санкциям, связанным с импортом. Павел Шинский, директор Франко-российской торговой палаты, отмечает, что компания "Бондюэль" была одним из немногих глобальных игроков, "инвестировавших в ноу-хау и разместивших свое производство прямо в России, не боясь ничего".
"Бондюэль" — это транснациональная компания, специализирующаяся на переработке овощей. Она имеет 10 000 га земли в России и два завода в Краснодарском крае. В совершенно другом секторе производство в России стало важным фактором для компании "Рено", которая также решила продолжить свою деятельность в России. Правда, эта флагманская группа, которая через свою дочернюю компанию "АвтоВАЗ" и бренд Lada, пользующийся высоким спросом у россиян, продала 482 000 автомобилей в России в 2021 году, была вынуждена остановить производственные линии одного из своих местных заводов из-за проблем с поставками.
По словам Жюльена Веркея, положение компаний, работающих в сырьевом секторе или в сфере, не существующей в России 90-х годов, сильно разнится. Поскольку деятельность компаний типа "Рено" направлена непосредственно на частного потребителя, уход таких компаний из России был бы, по его словам, "контрпродуктивным" с точки зрения имиджа. По мнению экономиста, тогда кремлевская пропаганда могла бы, например, представить закрытие магазинов "Леруа Мерлен" как одностороннее наказание российских граждан Западом. Это могло бы способствовать подъему патриотизма и усилило бы поддержку политики Владимира Путина, а ведь именно такого эффекта Запад хочет избежать. Такие магазины, как "Леруа Мерлен" могли бы работать на имидж Запада. Особенно в стране, где объекты недвижимости в течение долгого времени находились в запущении и где "у значительной части горожан имеются дачи", напоминает Павел Шинский.
Продажи в России товаров бренда Leroy Merlin составляют более 18% его оборота. По словам Жюльена Веркея, это важная составляющая для тех немногих крупных компаний, которые широко представлены в России. "Они должны учитывать вес этой страны в своем мировом обороте", — отмечает он. Для компаний "Ашан", "Леруа Мерлен" или "Бондюэль" резкое прекращение работы в России может носить более дестабилизирующий характер, чем для присутствующей повсюду в мире компании "Макдоналдс" или не менее глобальной компании "Икеа". В случае ухода с рынка эти компании должны будут взять на себя социальную ответственность. Прекращение деятельности компаний может привести к тому, что все работники окажутся в очень щекотливом положении. А ведь не все они поддерживают действия Путина на Украине.
Артюр Кентен (Arthur Quentin)