Су-27С: как главный истребитель Украины из лучшего в Европе превратился в устаревшую рухлядь (Military Watch Magazine, США)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После распада СССР Украина имела на вооружении самый боеспособный истребитель в Европе, который превосходил любой из арсенала ВВС США, пишет Military Watch. Но – в отличие от России – она не занималась модернизацией Су-27, в связи с чем эти истребители полностью устарели.
Украинские ВВС одни из немногих в Европе участвовали в обширных боевых действиях на своей территории после Второй мировой. ВВС Украины продолжают боевые вылеты дольше, чем от них ожидало большинство аналитиков, несмотря на огромные потери и российские удары по аэродромам. В начале 1990-х Украина имела на вооружении более 1 000 истребителей, однако из-за резкого экономического спада за последующие три десятилетия к 2022 году ее флот сократился всего до 84 единиц – причем все они разработки 1980-х годов и достались в наследство от Советского Союза. Наряду с 14 специализированными ударными истребителями Су-24М ВВС Украины насчитывали примерно по 35 средних и тяжелых истребителей МиГ-29 и Су-27, которые поступили на вооружение еще в 1980-х.
Су-27 принимали активное участие в боевых действиях в первые две недели российско-украинского конфликта, который начался 24 февраля. Они считались самыми боеспособными истребителями времен холодной войны и главным оружием украинских ВВС. После распада Советского Союза Украина стала обладательницей второго по величине парка Су-27 в мире. Тогда Украина унаследовала значительную часть советского парка (при этом остальное досталось России, Белоруссии и Узбекистану), однако сегодня ее парк значительно сократился из-за частых аварий и высоких эксплуатационных расходов.
Когда Су-27 только поступил на вооружение ВВС СССР в 1985 году, считалось, что он с легкостью превзойдет элитный истребитель ВВС США F-15C Eagle. Су-27 был гораздо маневреннее и обладал рядом преимуществ: ракетами класса "воздух-воздух" малой дальности с расширенным диапазоном углов целеуказания в сочетании с нашлемным прицелом, которого не было ни у одного несоветского истребителя, – всё это обеспечивало ему подавляющее преимущество в бою ближнего действия.
Ракета Р-27ЭР "воздух-воздух" с дальностью полета 130 км тоже считалась мощнейшей в мире в арсенале истребителей. Благодаря смешанной компоновке корпуса и фюзеляжа Су-27 имел бóльшую тягу при меньшей площади крыла, а поперечное сечение фюзеляжа – на 20-25% меньше, чем у ведущих американских истребителей. Двигатель АЛ-31 был на тот момент мощнейшим среди истребителей во всем мира, а продолжительность полета на высоте 4 000 м на одних лишь внутренних запасах топлива была и вовсе непревзойденной – на 50% выше, чем у F-15.
Когда распался Советский Союз, Украина имела на вооружении самый боеспособный истребитель в Европе, – который, скорее всего, превзошел бы любой из арсенала ВВС США, – однако из-за бесхозяйственности и низкого налета по сравнению с советской эпохой его оперативные возможности были ниже фактического потенциала. В 1990-е, эпоху внутренних потрясений, это было в равной степени справедливо как для России, так и для Украины. Но если Россия в 2000-е постепенно начала выходить из постсоветского экономического пике и развернула усилия по модернизации своего парка Су-27, продолжая производить усовершенствованные модификации на экспорт, то украинские Су-27 продолжили службу практически в первозданном, еще советском виде с минимальной модернизацией. Таким образом, истребители сохраняют превосходные летно-технические характеристики, однако с точки зрения авионики, датчиков и вооружения полностью устарели.
Российские производные Су-27, принятые на вооружение в 2010-х годах, имеют почти втрое бóльший радиус воздушного боя – 400 км при использовании новых ракет Р-37М по сравнению со 130 км для Р-27, – а также впятеро бóльшую дальность обнаружения самолетов противника – 400 км против 80 км. Использование активного радиолокационного наведения на ракетах вместо полуактивного, тяговооруженность, дальность полета, системы радиоэлектронной борьбы и средства противодействия, дисплеи в кабине и каналы передачи данных для сетецентрической войны (пожалуй, чуть ли не главное) – все это дает современным российским производным Су-27 огромное преимущество и демонстрирует, как далеко вперед они ушли от украинских. Хотя у планеров и был значительный потенциал для внедрения столь необходимых обновлений, насущные инвестиции в авионику так и не состоялись.
Су-27 участвовали в боевых действиях с первых часов конфликта на Украине и понесли значительные потери от огня по своим. Один Су-27 приземлился в соседней Румынии, причем пилот бежал, а другой был сбит под Киевом российским подразделением С-400 с территории Белоруссии. Четыре Су-27 были сбиты 5 марта недалеко от Житомира на Западной Украине – на сей раз подозреваются истребители Су-35 ВВС России, находившиеся в Белоруссии.
Не было никаких сомнений, что по сравнению с Су-27 Су-35 будет иметь подавляющее преимущество, поскольку в его основе лежит та же конструкция, однако украинский истребитель отстает технологически почти на три десятилетия, а украинские пилоты уступают как по часам налета, так и по уровню подготовки. Из-за высоких требований к техническому обслуживанию и потребности Су-27 в относительно больших аэродромах эти самолеты хуже подходят для ситуации на Украине: у ее воздушного флота мало пространства для маневра. Напротив, МиГ-29 разрабатывался как раз для действий вблизи линии фронта, когда аэродромы могли оказаться под ударом противника, и, таким образом, проще в эксплуатации.
Будущее украинского парка Су-27, в том числе при возможном пророссийском правительстве по окончании боевых действий, остается весьма неопределенным, но их планеры действительно имеют значительный потенциал для модернизации, о чем свидетельствует усовершенствование российскими ВВС своих самолетов с помощью авионики, датчиков и вооружения Су-35 по программе Су-27СМ2.
Обсудить
Рекомендуем