Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Bloomberg пишет о том, что Европу и США накрыла волна невиданной с 1980-х годов инфляции. Автор утверждает, что в битве на истощение, которую развязал Запад против России, он может повторить судьбу Наполеона и Гитлера.
Заставить другую сторону понести ущерб выше предела ее возможностей и победить. Эта стратегия сработала в войнах России против Наполеона и Гитлера. Путин попытается использовать ту же стратегию, чтобы победить ЕС в его поддержке Украины, используя энергетическую зависимость европейцев.
Битва на истощение
Величайшие военные победы России были одержаны в битвах на истощение. Русские понесли ужасные потери в войнах против Наполеона и Гитлера, превозмогли их, а затем отбросили обоих этих завоевателей назад и победили. Нынешний кризис также может превратиться в битву на истощение. Владимир Путин показал в Чечне свою готовность долговременно причинять боль своим противникам, и он еще может повторить этот ход на Украине.
Для мира самое сильное влияние украинского конфликта может быть связано с энергетикой. Действительно, заманчиво сказать, что этот кризис разразился из-за энергии, даже если он имеет другую заявленную цель. Это, по мнению экспертов, сделало бы его очень похожим на злополучную авантюру США в Ираке 19 лет назад. В своей колонке для New York Times Брет Стивенс в присущей ему провокационной, но убедительной манере утверждает, что цель России в проведении военной спецоперации на Украине состоит не в том, чтобы предотвратить расширение НАТО или восстановить советскую империю, а в том, чтобы закрепить ее статус энергетической сверхдержавы
Предположим на мгновение, что Путин никогда и не собирался покорять всю Украину: что с самого начала его реальной целью были энергетические богатства востока Украины, которые содержат вторые по величине разведанные запасы природного газа в Европе (после Норвегии). Прибавьте к этому предыдущие территориальные приобретения Россией Крыма (с огромными оффшорными энергетическими месторождениями) и восточных областей Луганска и Донецка (где находится часть огромного месторождения сланцевого газа), а также стремление Путина контролировать большую часть или все морское побережья Украины на двух морях, и путинские амбиции станут ясны. Он меньше заинтересован в воссоединении "русского мира", чем в обеспечении энергетического доминирования России.
Даже если это и не является единственной целью Путина, возможность значительно укрепить энергетическую мощь России сейчас находится в центре широкого конфликта между путинской Россией и Западом. Зависимость Европы от России в своих энергетических потребностях уже давно считается ключевой слабостью континента, и Москва умело пользуется этим с опережением событий. Как показывает данные Capital Economics, запасы контролируемого Россией газа в Европе в ее европейских ПГХ в начале этого года составляли лишь малую долю от нормального среднего показателя.
Это значительно усложняет Европе использование экономического оружия, которое может нанести России наибольший ущерб, — энергетического эмбарго. Большинство европейских стран зависят от России в обеспечении себя энергией (газом и нефтью) более, чем на треть: Венгрия, Польша, Германия, Чехия, Финляндия, Румыния, Италия, Греция, Голландия.
Что же касается многих восточноевропейских стран, то у них эта зависимость доходит почти до 100%.
Объединив эти факторы, Институт международных финансов (IIF) пришел к выводу, что Венгрия наиболее подвержена влиянию России с точки зрения своей энергетической зависимости, Голландия зависит от поставок нефтепродуктов из России больше, чем любая другая страна на континенте, а Италия, Чехия и Германия могут иметь с Россией серьезные проблема из-за их зависимости от природного газа. Переход к прямому эмбарго бросит сильный вызов европейскому единству.
Однако это также нанесет огромный ущерб и экономике России. По оценкам IIF, доля российского энергетического экспорта, приходящегося на США, Великобританию и ЕС, сократится при этом не менее, чем на 10-15%. А это огромные суммы.
Вот тут-то и пригодятся Западу уроки поражений Наполеона и Гитлера. Энергетическая война грозит превратиться в битву на истощение, где ставкой является то, какая сторона сможет дольше выдержать энергетическое эмбарго. Сможет ли Европа найти альтернативные источники импорта, а Россия — альтернативных покупателей на свои энергоресурсы? Помимо будущего Украины, исход может определить, действительно ли мир снова разделится на отдельные экономические блоки.
Что касается российской стороны, то Индия уже согласилась покупать у нее нефть с дисконтом, в то время как переговоры с Китаем продолжаются (а там очень, очень высокие ставки). Тем временем Германия отказывается от многолетней внешней политики, которая делала упор на хорошие отношения с Россией, и вместо этого объявила о чрезвычайном плане использования других поставщиков. А Польша стремится прекратить весь импорт энергии из России к концу года. Помимо энергетической инфраструктуры, способность Запада выжить в таком экономическом сражении на истощение, как эта, с самого начала будет зависеть от его экономического здоровья. И у нас есть новости об этом.
Правда (Сербия): беспрецедентный рекорд стоимости энергоносителей ведет к инфляции и экономическому слому ЕвропыСтоимость газа в Европе каждый день бьет новые рекорды, пишет "Правда". Однако там продолжают пестовать крайнюю русофобию и делать газ для себя все более недоступным. Это грозит ЕС поражением в конкурентной борьбе с Китаем и его продукцией и крахом экономики, считает автор статьи. Европе следует отказаться от неразумных санкций, и тогда у нее еще появится шанс.
15.03.202200
Макроэкономические данные хорошо иллюстрируют текущие события. На этой неделе европейские страны публикуют данные по инфляции за март. (Потребительские цены в еврозоне в марте увеличились на 7,5% в годовом выражении. Об этом свидетельствуют данные Статистического управления Европейского союза. Это максимальный показатель за всю историю подсчетов. Инфляция ускорилась по сравнению с 5,9% в феврале – Прим. ИноСМИ). Любимый индикатор инфляции Федеральной резервной системы США, дефлятор PCE (базовый ценовой индекс расходов на личное потребление Core PCE Price Index демонстрирует изменение цен на фиксированную корзину потребительских товаров и услуг, приобретенных жителями США, в отчетном месяце по сравнению с предыдущим – Прим. ИноСМИ) за февраль опубликован в четверг 31 марта. (Он составил 1,8%, как и в январе, нисколько не снизившись – Прим. ИноСМИ).
В Европе возникла неприятная комбинация из уже существующей высокой волны инфляции и самого прямого экономического удара, который любая мирная страна получает от войны.
Рост цен на сырьевые товары и проблемы с цепочками поставок уже привели к тому, что в Европе скачок цен у производителей достиг неприемлемого уровня. Согласно данным, опубликованным в среду, в Италии индекс роста цен производителей за первые два месяца этого года составил более 40%. Небольшой спад в феврале не сильно утешил рынки.
Германия и Испания опубликовали данные по инфляции потребительских цен за март, которые показывают, что именно на эти страны легла основная тяжесть роста цен на сырьевые товары после начала российской спецоперации. Оба показателя рванули вверх, в область, которая даже не исследовалась с момента введения евро. Речь идет о 8% с лишним для Германии и более 10% - для Испании.
Недостаток поставок является основной частью проблемы, поскольку в среду и Испания, и Германия объявили о мерах по нормированию товаров. Когда шок от спада предложения привел к резкому росту цен, такие меры могут быть оправданы, но только в крайнем случае. Они обречены быть непопулярными. Гражданские беспорядки могут стать еще одним фактором затянувшейся войны на истощение. Сценарий сильно изменился: две страны, оказавшиеся в разных моментах экономического цикла в первые годы введения евро, теперь одновременно испытывают огромную инфляцию. Двадцать лет назад в Испании тоже была заметно более высокая инфляция, чем в Германии, и решение Европейского центрального банка сохранить ставки на низком уровне (подходящее для Германии, но не для Испании) способствовало раздуванию испанского пузыря на рынке жилья, вызванного немецкими деньгами. И, наконец, ужасы кризиса суверенного долга ЕС.
На данный момент эффект резкого инфляционного удара заключается в снижении цен на европейские облигации. Немецкие двухлетние облигации теперь имеют доходность около 0,01% — и хотя это звучит пока не слишком сильно, но это первый раз, когда они вообще стали положительными с 2014 года. Скорость, с которой адаптировалась к экономическим трудностям немецкая доходность, была невероятно быстрой, что может легко вызвать в дальнейшем серьезные проблемы.
Согласно сводным данным Bloomberg, в этом году произошло двузначное падение стоимости европейских облигаций. Конечно, облигации везде находятся в тяжелом положении. Но падение их стоимости в Европе, когда к фискальному шоку, который, предположительно, будет вызван резким увеличением военных расходов, будет добавлен инфляционный шок, имеет другой порядок.
Как и в США, уход от гособлигаций побудил деньги переместиться в акции до такой степени, что теперь рынок ценных бумаг выглядит буквально "переполненным". По оценке компании Crossborder Capital, которая отражает долю ликвидности, которая идет на рынок акций, такая ситуация отражает уже "аппетит к риску". Обычно такое движение примерно соответствуют показателям экономической активности, увеличиваясь тогда, когда экономика находится в хорошем состоянии. Но во многом из-за того, что альтернативы оказываются настолько непривлекательными, сейчас биржевая активность в Европе находится на уровнях, которые обычно сопровождаются оптимистичным бумом в экономике. Сейчас в Европе сложилась совсем не такая ситуация.
Финансовые условия: пока можно вздохнуть спокойно
Финансовые условия в Европе остаются сравнительно легкими, как и в США, потому что ставки остаются пока низкими по сравнению с инфляцией. Удивительно, но, несмотря на украинский кризис и инфляционный шок, композитный анализ Bloomberg считает, что финансовые условия в ЕС соответствуют их долгосрочным нормам (и то же самое верно и по ту сторону Атлантики).
Несмотря на все сбои в начале года, низкой реальной доходности и высоких мультипликаторов капитала по-прежнему достаточно, чтобы компенсировать все остальное. Заманчиво утверждать, что рынок акций был доведен до неустойчивого уровня. Но здесь все же есть аргумент, что акции так хорошо себя чувствуют в этих условиях потому, что они не так уязвимы, как годами утверждали пессимисты. Стратег Deutsche Bank AG Алан Раскин отмечает, что условия ужесточились не так сильно, как после предыдущего резкого роста доходности.
"Усечение инфляции"
Дефлятор расходов на личное потребление PCE, основанный на отчетах компаний о том, сколько денег они взимают, а не на отчетах потребителей о том, сколько они платят, популярен среди чиновников центральных американских финансовых учреждений, и не в последнюю очередь потому, что он, как правило, существенно ниже, чем показатель потребительской инфляции. Но у него есть недостаток, заключающийся в том, что его составление занимает несколько недель. В сегодняшнем нетерпеливом мире это болезненно. Это также означает, что тот показатель PCE, который опубликован в четверг, еще не отражает шока от российской спецоперации, которая началась в самом конце февраля. Тем не менее, ожидания ясны; экономисты готовятся к подъему инфляции на самый высокий уровень почти за 40 лет.
Fox News (США): вот какой на самом деле уровень инфляции в АмерикеНи правительство, ни лояльные ему экономисты не дают населению реальной информации об уровне долларовой инфляции, считает главная «говорящая голова» канала Fox News Такер Карлсон. За год стоимость подержанного автомобиля выросла на 30%, а цены на говядину — на 21%. Такер Карлсон считает, что за этим подорожанием стоит решение Байдена напечатать деньги на эко-проекты.
16.12.202100
Страх последних 12 месяцев помог нам всем узнать гораздо больше о неясностях, связанных с расчетом инфляции. Статистически все большее внимание уделяется "среднему усеченному" (среднее усечённое представляет собой статистическую меру центральной тенденции, рассчитанную как среднее значение для имеющегося набора данных, из которого исключены наибольшие и наименьшие значения. Как правило, процент удаляемых значений устанавливается в диапазоне от 5 % до 25 % - Прим. ИноСМИ). Этот показатель хорошо отражает базовую динамику инфляции и не зависит от нескольких случайных крупных движений в одном или другом направлении. Год назад "среднее усеченное" помогло тем экспертам, которые входили в группу "Team Transitory", и которые думали, что высокие показатели инфляции в заголовках СМИ будут лишь кратковременным всплеском. Усеченный средний базовый PCE оставался под удобным контролем в течение первой половины 2021 года. Казалось, что заголовки газет действительно стали следствием всего лишь временного и причудливого роста цен на рынке подержанных автомобилей.
К сожалению, базовый показатель "среднего усеченного" PCE с тех пор резко пошел вверх. Федеральный резервный банк Далласа публикует годовые показатели изменений РСЕ за последние один, шесть и 12 месяцев. И все эти данные говорят о том, что инфляция в США является самой высокой с начала 1980-х годов и продолжает ускоряться.
Если это недостаточно убедительно, то на этой неделе Федеральный резервный банк Кливленда опубликовал исследование, в котором выясняется, не привела ли его методология к получению нереалистичных "средних" и "средних усеченных" показателей инфляции в необычных условиях пандемии прошлого года. Это техническое исследование, вывод которого, к сожалению, состоит в том, что цифры действительно были искажены и что правильно рассчитанные показатели инфляции были бы гораздо выше.
Показатели "среднего" и "среднего усеченного" уровня инфляции в последнее время занижают тенденцию 12-месячной инфляции PCE в диапазоне примерно от 15 базисных пунктов до 35 базисных пунктов (0,15 – 0,35%) соответственно.
Автор: Джон Аутерс (John Authers)
________________________________________________________________________________
Джон Аутерс – известный финансовый аналитик, редактор Bloomberg по экономике. До Bloomberg 29 лет проработал экономическим обозревателем газеты The Financial Times. Автор многих книг по экономике, финансам и рынкам.