Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Не успев оправиться от последствий глобального экономического спада из-за пандемии, мир снова столкнулся с большими проблемами, пишет "Хуаньцю шибао". Смогут ли страны справиться со всеми последствиями, или нас ждёт новый мировой экономический кризис? На эти вопросы попытался ответить автор статьи.
Внезапная вспышка эпидемии новой коронавирусной пневмонии три года назад за короткое время поразила практически все страны мира. Хотя очень немногие державы продемонстрировали устойчивость в борьбе с эпидемией, в целом мировая экономика неизбежно пошла на спад. В 2021 году, несмотря на то, что крупнейшие экономики мира пережили своего рода глубокий V-образный отскок, они еще не полностью завершили период восстановления.
В последние месяцы широко распространилось беспокойство по поводу того, не скатится ли восстанавливающаяся мировая экономика в повторную рецессию. Во-первых, при быстром распространении высококонтагиозного штамма коронавируса Омикрон первыми пали Европа и США, не сумевшие успешно противостоять эпидемии, но и успешно сдерживающие коронавирус азиатские страны также стали сообщать о многократных, многочисленных завозных случаях, которые способствовали быстрому распространению заболевания.
Во-вторых, стоит отметить еще один сильнейший удар по экономике, тоже вызывающий большее беспокойство, — это то, что с начала российско-украинского кризиса страны Запада во главе с Соединенными Штатами не рассматривают возможность продвижения мирных переговоров и не защищают экономический рост. Наоборот, за короткий промежуток времени Запад ввел против России беспрецедентно жесткие санкции в отношении ее товаров, торгового сектора, валюты и других аспектов, затрагивающих национальную экономику и средства к существованию людей, что заставило изначально неэкономический кризис, зародившийся в Украине, нанести экономический ущерб, перекинувшийся на всю Европу, а затем распространившийся и на Северную Америку, Ближний Восток, Азию и остальной мир. Под двойным воздействием эпидемии и крайних санкций опасения людей по поводу того, что мировая экономика впадет в повторную рецессию, начинают воплощаться в реальность.
Forbes (США): из-за конфликта на Украине в экономике сложилась "потенциально взрывоопасная" ситуация, предупредил исполнительный директор JPMorganАмерика должна быть готова к затяжному противоборству на Украине с непредсказуемыми результатами, отметил исполнительный директор JPMorgan. Он считает, что санкции подрывают рынки и ключевые цепочки поставок, пишет Forbes.
05.04.202200
Ранее многие представители общественности высказывали относительно осторожные мнения о том, придет ли мировая экономика ко второй рецессии, но, глядя на реальную ситуацию с крупнейшими экономиками мира в первом квартале этого года, я полагаю, что весьма вероятно, что экономический рост пойдет на спад. Хотя существует множество мнений о том, что интенсивность и последствия повторной рецессии мировой экономики не будут такими серьезными, как два года назад, я с ними не согласен. Причин тому две.
Во-первых, экономика еще не оправилась от последствий глобальной пандемии. Если рассматривать показатели 30 наиболее развитых стран, то можно сделать вывод, что высокая инфляция, вызванная дополнительной эмиссией валюты Соединенными Штатами, а также рост цен на энергоресурсы, основное сырье и товары, вызванный украинским кризисом, неизбежно отразятся на ценах на товары народного потребления.
Во-вторых, глобальный экономический спад, противоэпидемические колебания в последние годы и неуверенность в том, когда закончится эпидемия, в сочетании с принесенным ущербом глобальному росту, вызванным напряженностью между Россией и Украиной, значительно снизили ожидания людей в отношении краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных доходов. Сочетание этих двух факторов неизбежно приведет к спаду политики спроса в развитых странах во второй половине 2022 года.
Судя по нынешней ситуации, несмотря на то, что международная цепочка поставок была практически восстановлена в первые два месяца 2022 года, уровень загруженности крупных портов по всему миру снизился, а нехватка погрузочно-транспортных средств в определенной степени уменьшилась, после марта процесс восстановления цепочки поставок в основных странах, таких как Китай, США, ЕС и Япония, достиг переломного момента. Если взглянуть на обстановку в КНР, согласно мартовским отчетам, опубликованным Национальным бюро статистики, данные PMI в обрабатывающей промышленности за месяц составили 49,5%, что на 0,7 процентных пункта ниже, чем в предыдущем месяце, и ниже порогового значения, и общий уровень роста обрабатывающей промышленности замедлился. Из-за всесторонних санкций, введенных Соединенными Штатами и Европой в связи с напряженностью между Россией и Украиной, а также из-за угрозы их отделения от растущих держав, таких как Китай и Индия, индекс закупок менеджеров сферы услуг в Китае упал в марте на 8,2% до всего 42%. Этот сверхнизкий опережающий индикатор экономической деятельности указывает на то, что экономический рост Китая может еще больше замедлиться во втором и третьем кварталах этого года.
Грядущие риски для мировой экономики: стагфляция, беженцы и карантины (Financial Times, Великобритания)Конфликт на Украине и новые вспышки коронавируса в Китае грозят подорвать восстановление экономики, особенно в Европе, пишет FT. Запрет ЕС на импорт энергоносителей из России приведет к падению производства на 2,2% и вызовет по всей еврозоне рецессию, указывают авторы статьи.
21.03.202200
По сути, скоординированный рост экономик всех стран является крайне дефицитным общественным ресурсом для человеческого развития. Каждая экономика, которая участвует в совокупном росте, создает благоприятную среду для роста еще одной дружественной экономики. Но довольно долгое время людей, казалось, совершенно не волновал экономический рост в глобальном смысле. Перед вспышкой новой коронавирусной эпидемии администрация Дональда Трампа проводила одностороннюю политику на государственных биржах и развязала глобальную торговую войну, которая оказала давление на страны и регионы по всему миру. Перед лицом внезапной вспышки коронавируса США, Великобритания, Австралия и другие страны приняли пассивные противоэпидемические меры, которые не только вызвали повторные волны заболевания в их собственных странах, но и способствовали распространению коронавируса в других государствах через завезенные товары, туризм и торговлю услугами. Придя к власти, Джо Байден не только не скорректировал политику торгового унилатерализма, реализованную в эпоху Трампа, но и инициировал ряд идеологических мер холодной войны, которые нанесли еще больший вред мировой экономике. Это дает нам общее представление о том, что как до, так и после Первой и Второй мировых войн западные страны вновь и вновь пренебрегали созданием благоприятной торговой среды и позволяли региональным конфликтам перерасти в глобальные войны. Сейчас для западных стран настало время наконец усвоить этот урок.
Тем не менее, я сохраняю осторожный оптимизм в отношении перспектив мирового экономического развития, особенно в контексте таких экономик, как Китай и Индия. Многовековая история говорит нам о том, что технический прогресс является практическим инструментом экономического развития человечества. Китай разработал уникальный и эффективный комбинированный макроуправленческий механизм "денежно-финансовой политики", и если он сможет быть более агрессивным в денежно-кредитной политике, твердо сотрудничать с политикой структурных реформ внутреннего предложения центрального правительства в поддержку технического прогресса и установить связь дефицита звеньев между сообществом научно-исследовательских лабораторий и основной производственной цепочкой, то Китай по-прежнему будет способен проложить устойчивый путь восстановления в предстоящий период и стать основным двигателем глобального экономического роста.
Автор: Цао Хэпин — профессор Школы экономики Пекинского университета