Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Учитель истории гимназии из южночешского города Собеслав утверждает, что события на Украине — попытка "освободить жертв геноцида". За это мнение ему грозит тюремное заключение. Специалист в области образования Богумил Кортоус заявляет, что учителей с подобными мнениями в Чехии много, пишет Aktuálně.
Учитель истории гимназии из южночешского города Собеслав утверждает, что события на Украине - это попытка "освободить жертв геноцида". За поддержку конфликта ему грозит тюремное заключение. Заместитель гетмана по образованию написал на него заявление, но уволить этого учителя без решения суда нельзя. Специалист в области образования и дезинформации Богумил Кортоус заявляет, что учителей с подобными мнениями немало.
В субботу в пражском парке Летна собрались несколько демонстрантов, которые призвали правительство подать в отставку. Кроме бывшего коммунистического депутата Йозефа Скалы, там выступил и учитель истории и чешского языка из гимназии Собеслава Марек Адам. В своей речи он заявил, что на Украине уже восемь лет происходит "геноцид русскоязычного населения украинскими фашистами".
"Я не поддерживаю агрессию России, потому что Россия не занимается там агрессией, а пытается освободить жертв геноцида", — сказал на мероприятии учитель. Когда он закончил, рядом с ним появился полицейский. Публичное одобрение преступления или отрицание или оспаривание геноцида карается по закону. За это ему грозят три года тюремного заключения. Однако полицейским Адам сказал, что никакой агрессии не поддерживает.
Полиция утверждает, что занялась выступлениями некоторых участников демонстрации и работает над их оценкой. "Мы выясняем, не совершил ли кто-то из них противоправных действий", — заявил пресс-секретарь пражской полиции Ян Данек.
Этот учитель истории не впервые публично высказался о конфликте на Украине. Адам, в частности, является заместителем председателя национально-консервативной партии "Альянс национальных сил", которая поддерживает Россию и выступает за выход Чехии из НАТО. В прошлом году он баллотировался от этой партии на парламентских выборах в Южно-Чешском крае. По всей республике партия набрала 0,9 процентов голосов.
"Мы однозначно поддерживаем Российскую Федерацию и ее легитимные шаги по защите собственной территории и ее усилия по демилитаризации и денацификации Украины", — написало руководство партии в своем заявлении 24 февраля, когда Россия напала на Украину.
"Мои воззрения на учебный процесс не влияют", — говорит учитель
Заместитель гетмана Южно-Чешского края по образованию Павел Клима осудил поведение учителя. Несколько дней назад из-за заявления по поводу военной спецоперации он написал заявление на "Альянс национальных сил" о возбуждении уголовного дела. Однако он утверждает, что сам он не может ничего поделать с этим учителем, хотя краевая администрация и является учредителем школы.
По словам Климы, учитель школы тоже никак не может наказать учителя или уволить его. "Учитель сможет действовать только в случае, если выяснится, что его высказывания подлежат уголовному преследованию. Думаю, что в таком случае у директора появится возможность прекратить с ним трудовые отношения", — считает Клима.
Valeurs actuelles (Франция): когда рубль, необоснованно слабая валюта, становится силовой стратегией России После того, как Россия заставит "недружественные страны" открыть рублевые счета в российских банках, рубль станет очень сильной валютой. Она будет обеспечена стратегическими товарами и большими золотыми резервами Центробанка. Это цитата из статьи известного экономиста Александра дель Валля, а вот и аргументы в пользу этого мнения.
09.04.202200
Против высказываний Адама выступил и директор гимназии Собеслава Петр Линтнер. Он не согласен с мнением учителя и тем не менее признает, что на учебном процессе его воззрения никак не сказываются. "Я разговаривал с господином Адамом на эту тему уже несколько раз. Я присутствовал на его уроках истории, но его политическая деятельность не отражалась на работе в школе. И ученики, и родители подтверждают, что на уроках его мнение не звучит", — говорит директор.
Сам учитель тоже оправдывается тем, что не смешивает свое личное политическое мнение с обучением. Однако он признает, что ученики спрашивают его о конфликте на Украине. "Я подчеркиваю, что школа ― институт, прежде всего, аполитичный. Я как учитель истории стараюсь объяснять ученикам исторический контекст всех исторических событий, причинно-следственные связи. Это касается всей истории", — говорит Адам, отмечая, что в случае "противоречивых глав истории" старается мотивировать учеников составить свое собственное мнение.
Но, по словам заместителя гетмана Климы, подобное поведение учителя неприемлемо, даже если оно действительно не сказывается на учебном процессе. "Учитель не учит 45 минут. Он учит и тем, как ведет себя, как держится и что говорит. Если он хочет быть учителем, то должен это принять", — подчеркивает Клима.
Учителям недостает медиа-образования
Аналитик Института политики и общества Роман Маца называет педагога Адама "человеком сбитым с толку дезинформацией", который видит за всем разные заговоры, что сказывается и на его оценке российских действий на Украине. "Но сам он говорит, что безгранично верит российской военной пропаганде, которая утверждает, что Кремль, напротив, спасает украинцев от геноцида, творимого мнимыми украинскими нацистами", — говорит Маца.
В прошлом году университет имени Палацкого провел исследование, чтобы выяснить, сколько учителей верят этой информации. По результатам исследования "Чешский учитель в мире СМИ", российской версии событий верят около десяти процентов педагогов. Еще 15 процентов признают, что не могут дать оценку некоторым самым частым мифам, кочующим по интернету.
Эти результаты не удивили специалиста в области образования и дезинформации Богумила Картоуса. История учителя из Собеслава, по его словам, не уникальна. "Совсем недавно я видел видео, на котором учительница в школе распространяла дезинформацию о беженцах с Украины. Кроме того, есть много учителей, которые готовы участвовать в популистских партиях, которые пользуются дезинформацией, в том числе SPD", — говорит он.
Богумил Картоус также отмечает, что чешским учителям недостает медиа-образования. Только лично от учителя зависит, будет ли он заниматься повышением своей информационной грамотности в свободное время. "А ведь это одно из важнейших умений, которое педагоги должны освоить и передавать своим ученикам", — добавляет Картоус.