На Капитолийском холме недовольны F-35: двигатели "не работают", а закупки могут быть сокращены

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Программу F-35 ругают уже более десяти лет, а Пентагон так и не выдал разрешение на полномасштабное производство этих истребителей, пишет MWM. Теперь в Конгрессе собираются полностью прекратить их закупки.
После очередного мрачного доклада Счетной палаты о программе истребителя пятого поколения F-35 на Капитолийском холме состоялись почти двухчасовые слушания. Глава программы F-35 генерал-лейтенант Эрик Фик (Eric Fick) отвечал на расспросы конгрессменов, которые грозились устроить ему "сущий ад", пока не будут решены насущные проблемы. В докладе Счетной палаты подчеркивается, что истребитель по-прежнему страдает от низких показателей боеспособности, не достиг поставленных целей по надежности и, что важнее всего, стал вдвое дороже в техобслуживании.
F-35 разрабатывался как более легкий, дешевый и менее затратный аналог F-22 Raptor, чье производство было остановлено спустя всего четыре года после ввода в эксплуатацию – в основном из-за все тех же функциональных проблем и эксплуатационных расходов, значительно превысивших целевые показатели, в результате чего даже поддержание флота среднего размера оказалось неподъемным. Хотя по сравнению с F-22 F-35 значительно дешевле, доступнее и проще в обслуживании, на фоне остальных американских истребителей он все равно получил низкую оценку. А учитывая, что Пентагон планирует развернуть в 15 раз больше этих самолетов по сравнению с совокупным флотом F-22, встают серьезные вопросы о жизнеспособности флота подобного размера. Одномоторный F-35 значительно легче и меньше двухмоторного F-22, хотя неизменные проблемы с двигателем F135 стали одной из причин низких показателей боеспособности.
Председатель подкомитета Палаты представителей по делам вооруженных сил Джон Гараменди (John Garamendi) заявил на слушаниях следующее: "Я этого больше не потерплю. Я слежу за F-35 уже десять лет, и проблемы до сих пор не решены. Платформа стоимостью 1,7 триллиона долларов так и не получила должного внимания. Этого просто-напросто не произошло, вот и все. Мы возьмем и купим новенькие самолеты с иголочки, и несколько месяцев они наверняка пролетают как надо, а затем возникнут проблемы". Он раскритиковал предложение переключить F-35 на двигатели другого производителя – например, General Electric вместо Pratt & Whitney, – заявив, что дело наверняка кончится тем, что появятся два двигателя, "и оба нерабочих". "Может, всё дело в двигателе, тогда это проблема Pratt & Whitney, – сказал он. – Скоро они предстанут перед этим комитетом. Если вы сейчас здесь и слышите меня – берегитесь. Я иду к вам – и очень недоволен. Вы дали нам двигатель, но он не работает – ну, то есть какое-то время поработал, но потом запылился и перестал. Что за чертовщина? Разве так делают?"
Гараменди пригрозил, что пока не будут решены проблемы с F-35, дальнейшие закупки истребителя могут быть полностью прекращены. "Мы не собираемся покупать новые самолеты, пока не выясним, как их обслуживать. Это глупая затея. Выкидывать деньги налогоплательщиков на ветер. Эта машина просто сияет – а потом вдруг перестаёт работать, – подчеркнул он. – Вопрос к подрядчикам: чем, черт побери, вы вообще занимаетесь? Почему вы никак не поставите нам рабочую технику? Нечего с вами было и контракт заключать". Генерал Фик с заявлениями председателя согласился и посетовал на текущие проблемы с логистикой и техническим обслуживанием.
Джеки Спейер (Jackie Speier) из Палаты представителей подчеркнула, что проблемы с F-35 далеко не единичны и напоминают другие амбициозные программы вооружений. "Это напоминает мне фиаско с боевым кораблем береговой охраны LCS, только в гораздо большем масштабе. Мы не может взять и перекрыть кран, когда что-то пошло не так. В итоге мы имеем программу стоимостью 400 миллиардов долларов на создание и еще 1 триллион долларов на эксплуатацию. Мы просим американский народ заплатить за F-35, из которых для выполнения боевых задач пригодны лишь 55% – при стандарте в 75%. Полностью боеспособны всего лишь от 30 до 35% этих самолетов при расчетном уровне в 60%, а техническое обслуживание занимает вдвое больше времени, чем предполагалось изначально". Примечательно, что LCS начали выводить из эксплуатации на несколько десятилетий раньше запланированного срока, и, хотя корабль разрабатывался как недорогая платформа ближнего действия, в итоге его эксплуатационные расходы превзошли затраты на ряд тяжелых эсминцев, – не беря в расчет даже всеобъемлющие проблемы с ходовыми качествами.
F-35 – единственный в мире истребитель пятого поколения, развернутый на уровне эскадрильи, не считая китайского J-20 – тяжелой двухмоторной платформы, сопоставимой скорее с F-22, но с усовершенствованной авионикой наподобие F-35. Отсутствие отечественных конкурентов того же поколения и огромные затраты на исследования, разработку и создание производственных линий укрепили многих аналитиков во мнении, что у правительства США и Пентагона нет иного выбора, кроме как продолжать программу вопреки всем ее недостаткам. Удастся ли решить вопросы с характеристиками истребителя, его техническим обслуживанием и боеготовностью – большой вопрос. И даже если да, то возможно ли этого достичь до 2030 года, когда по плану начнут поступать на вооружение первые истребители шестого поколения?
Истребитель F-35
Программу F-35 ругают уже более десяти лет. Последний министр обороны при Дональде Трампе Кристофер Миллер (Christopher Miller) назвал программу "монстром", которого создали военные, а сам истребитель – "куском …". Бывший председатель сенатского комитета по вооруженным силам Джон Маккейн (John McCain) назвал F-35 "хрестоматийным примером того, насколько сломана американская система оборонных закупок". На брифинге в Сенате он заявил: "По стоимости, графику и производительности программа F-35 обернулась одновременно скандалом и трагедией". Из-за обширного списка проблем F-35 критикуют источники самые разные, от военных аналитических центров вроде Сети национальной безопасти NSN и корпорации "Рэнд" (RAND Corporation) до Проекта по государственному надзору и отдельных лиц, включая главного испытателя оружия в Пентагоне Майкла Гилмора (Michael Gilmore) и капитана морской пехоты Дэна Грейзера (Dan Grazier).
Пентагон не раз подчеркивал, что F-35 ненадежен, а его высокие эксплуатационные расходы грозят сделать его недоступным в намеченных количествах. При этом из-за технических сложностей Пентагон неоднократно откладывал выдачу разрешения на полномасштабное производство, – которое, кстати, так и не выдано. Сообщается, что ВВС США всерьез задумались о значительном сокращении заказов и вместо этого приобретают самолеты попроще и подешевле, – в том числе основанные на конструкции F-16, который впервые поднялся в воздух еще в 1974 году. В 2022 году заказы на F-35 сократились по сравнению с предыдущим годом на 35%.
Обсудить
Рекомендуем