Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Выпускаемая в Лондоне на арабском языке газета пытается вбить клин между Сирией и Россией. "Аль-Кудс" пытается представить визит Башара Асада в Иран как некий афронт Москве. На самом же деле никакого соперничества за Сирию у Ирана и России нет. Просто наши страны вместе спасли Дамаск от террористов.
В минувшее воскресенье глава сирийского режима Башар Асад нанес неожиданный визит в Тегеран. Событие вызвало удивление, поскольку президент Сирии редко покидает страну с начала антиправительственного восстания в 2011 году. Его первый зарубежный визит за четыре года состоялся в октябре 2015 года, когда Асад прибыл в Москву спустя месяц после начала российского военного вмешательства в конфликт. Следующие визиты состоялись в 2017 и 2018 годах, когда он встретился с президентом Владимиром Путиным в Сочи. Потом Асад снова посетил Москву в сентябре прошлого года по случаю шестого года участия российских вооруженных сил в сирийском конфликте.
Что касается Тегерана, то Башар Асад посетил его только раз — в феврале 2019 года. Вполне вероятно, текущий визит стал своего рода компенсацией, ведь Иран первым в 2013 году вмешался в конфликт с целью спасения сирийского правительства от свержения террористами. При этом Тегеран подключил к борьбе с радикалами лояльные ему силы (афганцы, ливанцы и иракцы) в 2013-2020 гг. Однако последний визит имеет не только символическое значение: его определяют также стратегические соображения.
После визита главы сирийского режима в Москву прошлой осенью произошла большая трансформация. В то время Россия, казалось, находилась на пике своего могущества: Путин угрожал Украине, российские силы сосредоточились у границ этой страны. Казалось, что Путину были безразличны предупреждения западных стран, будь то окрики из Вашингтона или менее враждебные предупреждения Берлина и Парижа.
Однако сегодня стало ясно, что ожидания Путина не оправдались. Цели, провозглашенные им в начале спецоперации на Украине, когда он обещал смену режима в Киеве по аналогии со сменой режима в Багдаде в 2003 году, перенеслись на будущее. (Путин никогда не говорил о "смене режима" в Киеве, речь шла о "денацификации" и "демилитаризации" этого режима, то есть о том, чтобы его националистическая политика перестала угрожать Донбассу — прим. ИноСМИ). Похоже, что российские войска действительно хотели взять Киев в начале военной операции, но встретили неожиданно сильное сопротивление со стороны украинцев.
Хотя Россия объявила об изменении направленности своей операции, ограничив ее территорией восточной Украины, она не смогла победить полностью и на востоке после двух с половиной месяцев боев. Россия движется к победе, но медленно и с большими усилиями. Возможно, самым ярким выражением российского фиаско стала скучная речь Путина в понедельник по случаю ежегодного празднования победы над нацизмом в 1945 году (советская победа, в которую украинцы внесли значимый вклад и которую они также праздновали в воскресенье).
Вместо того, чтобы объявить о триумфе операции на праздновании Дня Победы, Путин удовлетворился очень краткой речью, в которой объяснил, что Россия была вынуждена действовать на Украине с целью защитить себя и помешать соседу накопить достающееся ему почти даром западное оружие и напасть на РФ. Как мы помним, Джордж Буш-младший и его соратники заявляли, что оккупировали Ирак в 2003 году в целях самообороны ввиду угрозы наличия у него арсенала оружия массового уничтожения и применения его против Америки. Кажется, воображение мировых империалистических держав ограничено, поэтому они используют одни и те же предлоги.
На самом деле неудача России является источником серьезной обеспокоенности сирийского режима, особенно на фоне вывода части российских подразделений из Сирии и даже задействования сирийских боевиков в операции на Украине. Учитывая влияние экономических санкций на Москву и ход операции на Украине, делать на неё ставку сегодня — значит идти на риск. Вероятно, именно это побудило Башара Асада посетить Тегеран, и вес последнего для защиты интересов сирийского режима серьезно увеличился.
В этом смысле неудачи России на Украине лишь укрепляют позиции Ирана, вопреки тому, что может показаться на первый взгляд, и ослабляют остальную часть регионального альянса, в который входят реакционные арабские режимы, включая пионера нормализации с сионистским государством — столицу Объединенных арабских эмиратов Абу-Даби. ("Сионистское государство", "сионистское образование" — так антиеврейски настроенные силы в арабских странах называют Израиль. Что же касается арабских монархий, то ОАЭ и Катар несколько лет, начиная с 2011 года, участвовали в попытке свержения Асада в Сирии — прим. ИноСМИ.) С этой точки зрения ясна цель визита сирийского лидера в Тегеран. Как сообщает газета Tehran Times, Асад заявил: "Иран является единственной страной, вставшей на нашу сторону с самого начала агрессии Запада и такфиристов". Звучит как отсутствие благодарности по отношению к России, которая десятилетиями была главной опорой сирийского военного режима. Также, по словам Асада, стратегический союз, как он его назвал, между Ираном, его режимом и палестинскими силами в рамках "оси сопротивления" показал: торг ряда арабских стран обернулся против них. О каком торге он говорит, если участники нормализации, а это наиболее дружественные его режиму арабские страны, занимаются не столько торгом с сионистским государством, сколько открыто ему пособничают?