Смирение на красной ковровой дорожке

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В этом году Россию решили отлучить от гламура Каннского фестиваля. К красной дорожке и красивым актрисам допущены только чужеземцы и антироссийские диссиденты, сообщает "Шпигель". Однако выяснилось. что без России Канну нечего особенно показывать — разве что фильм ужасов, да и тот изначально назывался "Z".
Том Круз и Владимир Зеленский — в этом году шпагат, на который отважились организаторы Каннского фестиваля, еще более рискованный, чем прежде. Но допущенные промахи позднее нивелировались удачными моментами.
Нет, кино совершенно определенно не способно спасти мир. Виржини Эфира, бельгийская кинозвезда и ведущая торжественной церемонии открытия Каннского фестиваля, в первые же минуты своего выступления на сцене Дворца фестивалей и конгрессов снизила градус ожиданий, связанных с фестивалем. По ее словам, будет уже хорошо, если 75-й фестиваль поможет киноиндустрии, находящейся под двойным давлением последствий пандемии и конкуренции стриминга.
Но самый важный кинопраздник, каковым себя считает Каннский фестиваль без согласования с остальной частью мира, вполне осознает, что в этом году ему абсолютно необходимо найти баланс между самоутверждением и смирением. Смирением, потому что фестиваль, несмотря на войну на Украине и продолжающуюся пандемию, все-таки смог состояться. А самоутверждением, потому что публика все еще не решается вернуться в кинозалы, и поэтому Каннский фестиваль намерен с помощью сильных фильмов убедить ее вновь покупать билеты в кино.
То, что сильных фильмов будет вновь достаточно, бесспорно. Дэвид Кроненберг, Клэр Дени и Келли Райхард — это лишь некоторые из тяжеловесов на конкурсе. Обладатели "Пальмовой ветви" Хорокадз Корээда, Рубен Эстлунд и Кристиан Мунджиу также привезли свои новые ленты. К этому добавляются такие внеконкурсные фильмы как "Топ Гэн: Мэверик" с Томом Крузом в главной роли и "Элвис" База Лурмана, а также премьеры фильмов Марко Беллокьо и Оливье Ассаяса. Ожидаются интересные показы в программе "Двухнедельник режиссёров", в рамках которого французское кино в лице Мии Хансен-Лёве, Алис Винокур и Леи Мисиус демонстрирует невероятную силу своих женщин.
Промах еще до открытия
Но эта сила в конкурсной программе не очень заметна. В 2021 году француженка Жюли Дюкурно стала первой женщиной-кинорежиссером, получившей главный приз. Но представительство женщин — это, вероятно, лишь одна из проблем, которые не будут решены под руководством программного директора фестиваля Тьерри Фремо. Как сообщил профильный Интернет-портал Deadline во вторник, Фремо при утверждении своего интервью с порталом полностью вычеркнул вопросы, связанные с представительством женщин-режиссеров. Водянистым оказалось и его заявление о Романе Поланском, которого Фремо, несмотря на обвинения Поланского в различных антиженских секс-злоупотреблениях, все равно пригласил бы. В итоге в Deadline решили вообще не публиковать это интервью.
Подобных промахов от руководителей фестиваля не ожидали — ведь у них было несколько лет, чтобы сделать политкорректной свою позицию и по #MeToo, и по культурному многообразию, а также провести внутренние реформы. Недавно впервые в истории Канн президентом фестиваля была избрана женщина — немецкий медиа-менеджер Ирис Кноблох. В 2023 году она сменит на этом посту Пьера Лескюра.
Кроме того, под впечатлением от российской попытки покорения Украины в Каннах была быстро выработана позиция по культурному бойкоту России. Решено не приглашать ни одной официальной делегации из России и не принимать даже гения, если он связан с российским правительством. Зато точно покажут работы критически настроенных к правительству российских кинематографистов. Результат оказался впечатляющим. Кирилл Серебренников, несколько недель назад эмигрировавший из России в Германию, представит на конкурс свой фильм о недолгом браке Петра Чайковского.
Доминирует Украина
В тематическом плане на фестивале доминирует Украина. Украинский режиссер Сергей Лозница был приглашен показать вне конкурса свой документальный фильм "Естественная история разрушений".
Несмотря на эти еще до фестиваля расставленные политические акценты, неожиданным для всех оказалось видео-обращение украинского президента Владимира Зеленского, сделанное во время церемонии открытия во вторник вечером. К такому обилию политики фестивальная публика готова не была. Но зато с овацией в честь нынешнего председателя жюри Венсана Линдона, самого именитого актера современного французского кино, и лауреата Почетной премии Фореста Уитакера у присутствующих проблем не было, чего нельзя было сказать о реакции на речь Зеленского. Это объяснялось еще и тем, что профессиональный актер Зеленский, несмотря на свою близость с кинематографом, не похвалил кино, а указал на его амбивалентность: оно, по его словам, в равной степени и служило фашизму, и сопротивлялось ему. Какую же позицию оно займет теперь?
Малобюджетный фильм, который не может называться "Z"
Прямых ответов на этот вопрос в течение одиннадцати дней фестиваля ожидать не приходится — скорее небольших, символических жестов. К ним относится и переименование фильма Мишеля Хазанавичуса. Первоначально он назывался "Z", но затем название была изменено на "Окончательный монтаж", чтобы избежать любых ассоциаций с символом российских боевых действий на Украине. После показа этого ремейка успешного японского фильма "Съемки без тормозов" и выступления Зеленского фестиваль вернулся в нормальное русло. Хазанавичус создал себе странную нишу во французском кино: он делает ленты, почти все из которых посвящены съемкам фильмов. Его картина "Артист" о переходе от немого к звуковому кино принесла ему в 2012 году Оскара. А вот скучноватая лента "Молодой Годар", вышедшая в 2017 году, успехом не пользовалась.
Тот, кто не ожидал ничего особенного от "Окончательного монтажа", был приятно удивлен во вторник вечером. Фильм начинается с катастрофы: снимается получасовой фильм категории B о зомби. Но так как режиссер хочет получить настоящий ужас, он высвобождает проклятье ходячих мертвецов, довлеющее над местом съемок. В конечном итоге лента получилась и нестрашной, и несмешной, но именно в этом и заключена вся соль "Окончательного монтажа". Потому что во второй трети действие фильма перескакивает на пару месяцев назад, и начинается рассказ о том, как вообще возник этот странный замысел. В последней трети демонстрируется собственно фильм категории В, но вместе со всем закулисным хаосом, что превращает первоначальные ляпы в ключевые моменты фильма.
Для развлечения фильм посмотреть можно. Показанный вне конкурса, он не может состязаться с такими ожидаемыми шлягерами, как "Священный паук" многообещающего шведско-иранского режиссера Али Аббаси или "Умиротворение" славящегося своими провокациями каталонца Альберта Серра. Только перспектива того, что в случае кассового успеха "Окончательного монтажа" во Франции будет снят немецкий ремейк режиссером Зёнке Вортманом, несколько омрачает радость от просмотра этого фильма на открытии фестиваля. Но будем учиться смирению и радоваться всем тем значительным и малозначительным фильмам, которые мы сможем посмотреть в ближайшие дни.
Обсудить
Рекомендуем