Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Разрешению ситуации на Украине дипломатическим путем препятствуют британские политики, сообщает Bloomberg. Преследуя собственные интересы, Джонсон только разжигает конфликт. Его уход тоже не поможет – преемники дадут ему фору во враждебности, считает автор.
Панкадж Мишра (Pankaj Mishra)
Попытки лидеров Тори укрепить свой политический капитал грозят подорвать достижение мира на Украине.
Чем дальше, тем больше переговоры кажутся единственным способом положить конец насилию и страданиям на Украине. Однако мир не замечает, что путь к прекращению огня преграждают воюющие на расстоянии: троица высокопоставленных членов британского правительства.
Премьер-министр Борис Джонсон, министр иностранных дел Лиз Трасс и министр обороны Бен Уоллес воспользовались украинским конфликтом, чтобы укрепить свой политический капитал. Для Джонсона российская кампания началась как нельзя вовремя. В конце февраля на него обрушился "Патигейт" – худший кризис за всю историю его премьерства. После разоблачений о нелегальных вечеринках на Даунинг-стрит, 10, с участием Джонсона вопреки законам, которые его правительство и приняло в разгар пандемии, против него восстали даже товарищи по партии.
Джонсон одним из первых из мировых лидеров отправил на Украину летальную помощь. После этого он первым из западноевропейских лидеров выступил перед украинским парламентом. Воодушевляющая речь Джонсона с нотками "под Черчилля" сделала его героем на Украине – хотя у себя дома он стал первым действующим премьером, приговоренным к административному наказанию.
В отличие от президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца, Джонсон лично посещал Киев. За последние две недели он совершил широко разрекламированные поездки в Финляндию и Швецию, пообещав защитить их от российского вторжения.
Великобритания возглавляет Объединенный экспедиционный корпус – военную группировку, куда входит Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия, Эстония, Латвия, Литва и Нидерланды. Командуя европейской армией, которой до сих пор нет у его злейшего врага Европейского Союза, Джонсон снова ищет вдохновения у своего кумира Уинстона Черчилля, чья карьера до войны была омрачена систематической некомпетентностью и оппортунизмом.
Проблема в том, что Джонсон по сути разжигает конфликт, в котором Великобритания не участвует. Воюют и умирают украинцы, а их страна рушится и обезлюживает.
Но даже уход Джонсона с поста не ослабит авантюризма. Наоборот: Трасс и Уоллес – его наиболее вероятные преемники – решили, что их карьера только выиграет, если своей воинственной риторикой они переплюнут самого Джонсона.
Трасс, прославившаяся в соцсетях фотографиями на танке, начала свою военную кампанию с громкого обещания поддержать британских добровольцев на Украине – хотя эту затею приняли в штыки ее однопартийцы и отвергли британские военные. Теперь она требует, чтобы Россию вытеснили еще и из Крыма. Это требование поддержал и Уоллес, сравнив Путина с Гитлером.
Как заметил на прошлой неделе мой коллега по Bloomberg Макс Гастингс (Max Hastings), Трасс и Уоллес напоминают скорее "вопящих с трибун футбольных фанатов", чем министров серьезной страны. После их выпадов насчет Крыма автор книги "Черное море" и многоопытный обозреватель Евразии Нил Эшерсон (Neal Ascherson) даже написал в The Guardian непривычно колкое письмо и предостерег, что Трасс рискует устроить в регионе "кровавую баню".
Разумеется, чтобы добиться успеха в геополитике, Трасс придется для начала подучить географию. Недавно она заявила, что Великобритания поддержит "наших балтийских союзников через Черное море", спутав водоемы, между которыми больше тысячи километров. Ранее на враждебной встрече с Сергеем Лавровым Трасс заявила, что Великобритания никогда не признает Ростовскую и Воронежскую область российскими. Британскому послу в России даже пришлось вмешаться и мягко сообщить боссу о ее промашке.
Даже принимая необходимую помощь от таких британских друзей, Украина должна держать с ними ухо востро. Даже в лучшем случае военные успехи обеспечат Украине всего лишь хорошую позицию на переговорах с Россией, а не полную победу – и в любом случае не вернут Крыма, как того требуют ее британские спонсоры-авантюристы.
У украинского культа Джонсона есть и другие опасности. Близость Киева к британскому правительству затруднит его отношения с Европейским Союзом. Пока я пишу эти строки, новоявленные подражатели Черчиллю рвут торговую сделку с ЕС из-за Северной Ирландии, еще больше подрывая авторитет своей страны и доверие к ней.
Поддерживая нарушителя закона и не имея лучших альтернатив, Тори растеряли не только свой привычный профессионализм, но и элементарную порядочность. Остальным следует настороженнее смотреть на деградацию британской политики и ту непредсказуемость, которую она принесла на Украину.
Панкадж Мишра – обозреватель Bloomberg. Автор книг "Эпоха гнева: история настоящего", "Из руин империи: интеллектуалы, что переделали Азию" и "Искушения Запада: что значит быть современным в Индии, Пакистане, Тибете и так далее".