Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По мнению немецких СМИ, практически безрезультатно для Германии завершился недавний визит катарского эмира Тамима бен Хамада Аль Тани, министра иностранных дел Мухаммеда бен Абдеррахмана Аль Тани и министра энергетики Саада Аль Кааби в Берлин. Хотя стороны подписали громко звучащее соглашение о сотрудничестве в области энергетики, никаких конкретных планов по закупке Германией катарского газа озвучено не было. Это всего лишь декларация о намерениях. Между сторонами возникли непреодолимые разногласия, которые, согласно информации из отраслевых источников, сводятся к следующим пунктам:
1. Катар готов подписать лишь ОЧЕНЬ долгосрочный контракт — не менее чем на 20 лет. Это идет вразрез с планами правящей коалиции в Берлине по "зеленому переходу" и снижению углеводородных выбросов на 88% к 2040 году.
2. Катар четко привязывает поставки к отдельно взятому пункту назначения, что не позволит Берлину перенаправить газовые потоки в другие страны Европы. Обозреватели отмечают, что сейчас Германия перепродает российский газ другим европейским странам. В случае с катарским газом этой практике будет положен конец.
3. Катар твердо придерживается нефтяной индексации газа, привязывая контракты к цене нефти. Такая ценовая структура катарских продаж рассчитана в первую очередь на основных потребителей в Азии. Немцы в свою очередь хотят привязать газовые цены к голландскому эталонному хабу TTF.
Немецкая деловая Handelsblatt констатирует, что сжиженный газ из Катара не сможет заменить поставки из России. Хотя катарский СПГ теоретически способен смягчить энергетический кризис в Германии, он стоит слишком дорого и поставляется на очень жестких условиях, которые неприемлемы для нынешнего правительства Германии, где тон задают идеологически непримиримые "зеленые". А ведь в марте министр экономики Германии Роберт Хабек в ходе своего визита в Катар во всеуслышание заявил, что ему удалось найти замену русскому газу и в скором времени с энергетической зависимостью от России будет покончено. На практике все оказалось значительно сложнее. Газета пишет: "Большой объем русского природного газа, который мы на протяжении многих лет бездумно и по низкой цене потребляли, может быть лишь в очень небольшой степени замещен катарским газом. Остальной газ Германии придется искать где-то еще, или — вообще отказаться от газа, наращивая энергоэффективность. Как бы то ни было, Германия неизбежно столкнется с новыми, гораздо более высокими ценами на газ".
Газета заключает: "Покупатели газа из Германии должны расстаться с мыслью, что Катар согласится на краткосрочные договоры — в соответствии с пожеланиями Еврокомиссии. Катару это вообще ни к чему. „Команда эмира“ не оставляет никаких сомнений в том, что ей по душе многочисленные диверсифицированные клиенты, они не хотят зависеть от одного крупного потребителя, в данном случае Германии. В этом смысле они оказались дальновиднее немцев, которые зависят от одного главного поставщика (имеется в виду "Газпром")".
В свою очередь, катарский министр иностранных дел Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани заявил в Берлине, что возглавляемый им Суверенный фонд Катара (Qatar Investment Authority) не намерен отказываться от своих проектов в России, которые связаны, в частности, с концерном "Роснефть" и банком ВТБ, а также действуют в области транспорта и недвижимости. Аль Тани выразил надежду, что конфликт на Украине закончится в скором времени. Он заявил: "Всемирная история показывает нам, что война заканчивается не на полях сражений, а за столом переговоров". Катар категорически отказался занимать чью-либо сторону в украинском конфликте. Министр заявил, что Катар как маленькое государство не может себе позволить втягивание в конфликт между двумя мощными блоками. Он особо подчеркнул, что основные приоритеты возглавляемого им суверенного фонда связаны с Азией, туда направляется 80% СПГ. По словам Аль Тани, Катар придерживается политики диверсификации и поэтому не собирается поставлять весь свой газ в Германию. Пока что, по его словам, основные объемы СПГ уже зафрахтованы, а дополнительные количества появятся только после 2024 года, когда войдут в строй новые мощности.
Наблюдатели отмечают, что Германия была вынуждена искать альтернативные источники газоснабжения после того, как ввела против России санкции в связи с военной операцией на Украине. Правящая коалиция ФРГ, где доминируют "зеленые", заявила, что не будет закупать русский газ после 2024 года. В 2021 году 45% потребляемого газа в Европе и 55% в Германии поступало из России. Первоначально казалось, что с Катаром все складывается успешно. В ходе мартовского визита министра экономики Роберта Хабека в Доху было подписано соглашение о поставках катарского СПГ в Германию. Однако недавно Доха выдвинула условия, которые практически делают невозможными поставки катарского сжиженного газа в Германию.
В результате, по мнению экспертов, у Берлина не остается реальных вариантов по замене русского газа. Даже в том маловероятном случае, если катарский СПГ будет поставляться в Германию, он будет стоить значительно дороже российского газа. Недаром министр энергетики Катара Саад Аль Кааби заявил в интервью CNN, что найти замену российскому газу для европейцев на нынешнем этапе будет "практически невозможно", объемов катарского СПГ для этого попросту не хватит.