Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Визит Анджея Дуды в Киев продемонстрировал новый уровень отношений между государствами, утверждает на страницах "Европейской правды" польский историк Лукаш Адамский. По его мнению, главная цель Варшавы и Киева должна заключаться в противостоянии России.
Лукаш Адамский
Неоднократные громкие овации украинских депутатов для президента Польши, а также аплодисменты послу Бартошу Цихоцкому, не покинувшему Киев в самые тяжелые дни. Единодушные положительные мнения украинской и польской политической и комментаторской элит. Ощущение доверия между украинской и польской властью. Выступление президента Польши Анджея Дуды в Верховной раде Украины показало: обе страны на самом деле находятся в историческом моменте перехода на более качественный уровень наших отношений.
О каком изменении может идти речь?
Между двумя странами существует отчетливая общественная потребность в дальнейшем укреплении связей.
Военная, политическая и экономическая поддержка, которую Польша предоставляет Украине, а также солидарность с украинским народом и помощь украинским беженцам в Польше является настолько очевидным фактом, что плодотворно влияет на сферу эмоций в обеих странах и огромным способом увеличивает доверие друг к другу, создавая, таким образом, политически-социальную легитимацию для новых политических проектов обоих народов на будущее.
В первую очередь речь идет о продолжающемся политическом и экономическом союзе двух суверенных государств, объединенных подобным восприятием вызовов со стороны международной среды и прочными общественными связями.
Общая история, близкая культура родственных народов, говорящих в большой степени на понятных друг другу языках, и, наконец, экономические потребности обеих стран создают политический и моральный капитал, на котором сейчас можно строить наше будущее.
Такой союз можно и стоит строить уже сейчас, хотя было бы, конечно, оптимально, если бы удалось реализовать планы Украины относительно быстрого вступления в Европейский союз, а затем использовать механизмы углубления сотрудничества в рамках этой структуры.
История движется быстро. Сейчас на Украине, пожалуй, нет ни одного умного человека, который считает, что Польша лишь пренебрегает удобным моментом, чтобы объединиться с Москвой в антиукраинском Союзе – а всего несколько лет назад подобные тезисы высказывали даже некоторые серьезные украинские публицисты.
Одновременно в Польше замолчали комментаторы, выдвигавшие близорукий тезис, что политика Польши в отношении Украины должна быть производной от интерпретации польско-украинского прошлого в официальной политике и памяти украинского государства.
Потеряли политическое топливо антиукраинские демагоги среди польских националистов и антипольские – среди украинцев.
Комментарии российской дипломатии, которые пытаются убедить украинцев, что Польша намерена эксплуатировать украинцев как дешевую рабочую силу, а возможно, даже аннексировать западноукраинские земли, воспринимаются так же, как и вся остальная пропаганда, то есть как примитивная ложь, как насмешка над правдой.
Ничто лучше не символизирует завершение процесса восстановления доверия между поляками и украинцами, как выступление президента Дуды – предвестие восстановления того, что Тарас Шевченко в стихотворении к полякам прямо назвал нашим "тихим раем".
Что именно сказал президент Польши – первый глава государства, приглашенный во время конфликта выступить перед депутатами Верховной рады?
В символическом плане это благодарность украинцам, названных героями, за "защиту Европы от нашествия варварства и нового русского империализма" – вещь чрезвычайно значимая и трогательная.
Знаковым было также цитирование на украинском языке стихотворения Ивана Франко о духе вечного революционера. Те, кто комментировал визит, не обратили должного внимания на этот фрагмент. Жаль, ведь он подчеркивает, что Польша положительно оценивает украинские революции.
Показывает, что право на сопротивление, право на революцию, если власть нарушает фундаментальные права человека и гражданина или просто основополагающие нормы конституции, одинаково присутствует не только в украинской, но и в польской политической культуре.
Ведь как польская, так и украинская политическая культура основаны на идеализме и тесно связаны между собой, что является результатом нескольких сотен лет совместного проживания русинов и поляков на одном политико-культурном пространстве.
Пожалуй, ничто так не отличает наши народы от русских, как само отношение к праву на сопротивление: положительное у нас, отрицательное – у них.
Одновременно цитирование Франко показывает, что эта каноническая фигура украинской культуры – большой патриот, который спорил с поляками, но был к ним дружелюбно настроен и погружен в польскую культуру, интеллигент с европейскими взглядами и идеалами гуманизма, а не национализма – пользуется уважением поляков.
Беженцев в Польше меньше не становится. "Есть угроза появления бездомных и голода"В Польшу после начала конфликта на Украине приехало рекордное количество беженцев. Многие поляки приняли их в свои дома, но теперь хотят вернуться к нормальной жизни, пишет Onet.pl. Не тут-то было: у правительства нет никаких программ переселения беженцев. Назревает угроза бездомности и даже голода, говорят эксперты.
23.05.202200
Символизм заключается также в том, что Франко – хотя мало кто об этом помнит – написал некоторые свои произведения на польском языке, а цитируемый президентом канонический украинский стих впервые был опубликован в польской газете Praca – на украинском языке, но на латинице – и что он был вдохновлен произведениями романтического польского поэта, рожденного в Кременце Юлиуша Словацкого.
В политическом измерении важным в речи было обещание непреклонной борьбы Польши и лично президента – за то, чтобы Украина не стала жертвой политического шантажа некоторых богатых стран мира, которые молча призывают Украину сделать территориальные уступки России в обмен на прекращения конфликта.
Президент Дуда расценил реализацию такого сценария как катастрофу для ценностей, скрепляющих Запад.
Также было сделано важное заявление о том, что Польша будет делать все, чтобы Украина, которая так стремится к членству в ЕС, получила реальный статус кандидата на вступление.
Тот, кто хотя бы раз сталкивался с польско-украинской границей, безусловно, поприветствует объявление о намерении существенного упрощения ее пересечения, чтобы она соединяла, а не разделяла.
Наконец, Польша официально поддержала на самом высоком уровне планы по строительству скоростной железной дороги от Киева до Варшавы. Ведь технологии позволяют преодолевать расстояние между двумя столицами не за восемнадцать часов, а за несколько, как между Парижем и Марселем или Гамбургом и Мюнхеном, которые находятся на таком же расстоянии, как Варшава и Киев.
Символику и текущую политику связывает намерение заключить новый польско-украинский договор. Он должен закрепить качественно новый уровень польско-украинского сотрудничества, а также специальные привилегии для польских граждан на Украине и Украины в Польше.
Во время пресс-конференции президент Дуда выразил надежду, что договор будет подписан в январе 2023 года – к 160-й годовщине начала последнего общего антироссийского восстания поляков, литовцев, белорусов и украинцев.
Это было бы очень символично, если учесть, что в восстании принимали участие студенты Киевского университета.
Чтобы не заканчивать символикой, стоит предложить, чтобы этот новый польско-украинский пакт был подписан во Львове – городе, чрезвычайно важном как для украинцев, так и для поляков – и чтобы он обязывал обе страны значительно увеличить преподавание польского языка на Украине и украинского языка в Польше в системе среднего образования.
Ничто не будет более длительным залогом сотрудничества между двумя странами, чем социальные связи и хорошее знание культуры партнера – а для этого знание языка является крайне важным.