Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
С одной стороны, снижение выбросов углерода, с другой — стабильное энергоснабжение. С такой дилеммой столкнулась Европа на фоне попыток избавиться от зависимости от российского сырья, пишет "Жэньминь жибао". По мнению экспертов, несмотря на желание ЕС перейти на возобновляемые источники энергии, в краткосрочной перспективе ситуацию изменить невозможно.
С тех пор как российско-украинский конфликт перекинулся на энергетический сектор, Европа пытается избавиться от зависимости от российского сырья. Из-за энергетического кризиса ситуация в регионе становится все более затрудненной.
Согласно сообщениям, Европа разрабатывает чрезвычайный план на случай полного прекращения Россией импорта природного газа, а Германия планирует вновь запустить простаивающие угольные электростанции в случае нехватки газа.
Как только появились эти новости, они породили много беспокойства: с одной стороны, это острая потребность в защите поставок энергоресурсов, а с другой — обещанные цели низкоуглеродного развития. Сейчас ЕС оказался перед серьезной дилеммой.
Найти партнеров непросто
Энергоснабжение ЕС сильно зависит от Москвы: около 40% импорта природного газа и около 30% импорта сырой нефти поступают из России. Чтобы компенсировать дефицит поставок, Европейский союз взялся за поиск новых партнеров и в настоящее время нацелился на некоторые страны Ближнего Востока и Африки.
Хотя поиск новых партнеров может показаться несложным, установить партнерство совсем не просто.
Лин Боцян, декан Исследовательского института энергетической политики Китая Сямэньского университета, сообщил журналисту Chinanews, что предпосылкой сотрудничества между покупателями и продавцами является поддержка инфраструктуры, при этом инвестиции в инфраструктуру — это немалые вложения. Кроме того, важен сам процесс переговоров о сотрудничестве, инженерное строительство и так далее, поэтому этот процесс отнюдь не прост.
Новичку пока сложно играть большую роль
Поскольку сотрудничество требует огромных инвестиций, эксперты считают, что установление партнерства между Европой и другими странами ориентировано на долгий срок. Как только обе стороны подпишут долгосрочный контракт на покупку газа, это неизбежно снизит возможности для развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Европе, и дорога к низкоуглеродной экономике для Евросоюза будет заблокирована.
Что касается новых контрактов, Линь Боцян считает, что обеим сторонам потребуется несколько лет для создания соответствующей инфраструктуры, во время которых ЕС будет быстрыми темпами развивать возобновляемые источники энергии. Он заявил, что ВИЭ, такие как ветроэнергетика и фотогальваника, лучше поддаются регуляции в качестве локальных источников энергии, которые не только обеспечивают энергетическую безопасность, но и способствуют низкоуглеродному развитию. Он предположил, что через два-три года ветроэнергетика и фотогальваника вступят в период бурного развития.
Но Линь Боцян также напоминает о том, что, хотя возобновляемые источники энергии поддаются регуляции, в конце концов, это новички на энергетическом рынке, и потребуется некоторое время, чтобы они действительно могли играть значительную роль. Таким образом, даже если возобновляемая энергетика будет развиваться быстрыми темпами, она не сможет восполнить дефицит "старичков", вызванный нынешним отказом от российских энергоресурсов, и в краткосрочной перспективе ЕС по-прежнему необходимо искать новых поставщиков.
Недавно Европейская комиссия официально приняла энергетический план под названием "REPowerEU". Хотя в нем подчеркивается важность рационального использования энергетических ресурсов, диверсификации энергоснабжения и ускоренного продвижения возобновляемых источников энергии, а также предлагается увеличить общую цель доли ВИЭ с предыдущих 40% до 45% в политическом плане ЕС "сократить выброс углекислого газа в атмосферу до 55% к 2030 году", Европейская комиссия также признала, что существующая угольная инфраструктура может использоваться "дольше, чем первоначально предполагалось".
Более экологичный или более "грязный"?
В настоящее время Европа стремится найти новых партнеров по поставкам энергии и одновременно увеличить закупки угля. Германия планирует вновь возобновить работу простаивающих угольных электростанций. Значит ли это, что развитие Европы пойдет по более "грязному" пути?
Согласно анализу Линь Боцяна, доля ветроэнергетики и фотогальваники в будущем будет увеличиваться, и темпы роста будут значительно выше, чем у угольной энергетики. Так что теоретически этот путь экологичнее, а не "грязнее".
"На первый взгляд кажется, что нынешнее развитие идет в более "грязном" направлении. Но это временно. Постепенно быстрого развития ветроэнергетики и фотогальваники станет достаточно, чтобы компенсировать рост добычи угля".
В связи с этим Се Ясюань, главный макроаналитик China Merchants Securities, подчеркнул, что "REPowerEU" как экстренный план для ЕС поможет Евросоюзу ускорить процесс достижения углеродной нейтральности в среднесрочной и долгосрочной перспективе и даст возможность избавиться от чрезмерной зависимости от российских энергоресурсов, но в краткосрочной перспективе ситуацию изменить невозможно.
Ветряные электростанции скоро станут для Финляндии жизненно важным источником энергии и сильно повлияют на счета финнов за электроэнергиюВ конце года ветряные электростанции будут производить больше, чем все АЭС Финляндии вместе взятые, пишет Helsingin Sanomat. Уже ясно, что скачки цен на электричество неизбежны.
27.05.202200
"ЕС придает большое значение обеим целям, и эти пути необходимо развивать параллельно. Но усилия по инвестированию в возобновляемые источники энергии будут больше, чем по поиску альтернативных энергетических партнеров, потому что замена ископаемых энергоресурсов на возобновляемые источники энергии является наиболее фундаментальной и безопасной", — сказал Линь Боцян.
По мнению Хуан Пина, научного сотрудника Института урбанистики Междисциплинарного центра социальных наук Шеффилдского университета, разработка ВИЭ и замена на них ископаемых источников будет длительным и извилистым процессом. С точки зрения экономической логики энергетический рынок ЕС по сути является свободным рынком. В будущем возможно смягчение российско-украинского кризиса, ослабление санкций против России, падение цен на нефть и природный газ — все это ослабит политический и экономический импульс перехода ЕС к низкоуглеродной энергетике.