Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Движение за конфискацию российских активов и передачу их Украине набирает силу в Европе, а в США натолкнулось на сопротивление, пишет New York Times. Отторжение этих средств может быть незаконным и подорвет репутацию Штатов как безопасного места для хранения активов.
Вашингтон – Из-за российских боевых действий и массированных разрушений на Украине лидеры всего мира арестовали активы российского Центрального банка на сумму свыше 300 миллиардов долларов и планируют передать средства Киеву на восстановление страны.
Но набравшее силу в Европе движение натолкнулось на сопротивление США. Высокопоставленные чиновники администрации Байдена предупредили, что отторжение этих средств может быть незаконным и к тому же подорвет репутацию США как надежного убежища для иностранных инвестиций.
Ожидается, что восстановление Украины обойдется дорого. Президент Владимир Зеленский в этом месяце подсчитал, что после нескольких месяцев артиллерийских, ракетных и танковых обстрелов общие затраты составят 600 миллиардов долларов – то есть даже если конфисковать все без исключения заграничные активы российского Центрального банка, это покроет лишь половину расходов.
В совместном заявлении на прошлой неделе министры финансов Эстонии, Латвии, Литвы и Словакии призвали Европейский союз профинансировать восстановление городов и поселков Украины за счет замороженных активов российского Центрального банка, чтобы "привлечь Россию к ответственности и заставить ее возместить причиненный ущерб".
Конфискация российских активов стала главной темой майской встречи "Большой семерки" в этом месяце и получила общественную поддержку в Германии и Канаде.
При этом США, хотя и возглавили всемирную кампанию по изоляции России жесткими санкциями, на сей раз настроены гораздо осторожнее. Администрация Байдена еще обсуждает, стоит ли поддерживать конфискацию московских активов, включая доллары и евро. Лишь малая их толика хранится в США. Бóльшая часть средств депонирована в Европе, в том числе в Банке международных расчетов в Швейцарии.
Россия надеялась, что резервы Центробанка размером свыше 600 миллиардов долларов укрепят ее экономику против санкций. Но она совершила ошибку, отправив половину этих средств за границу. По общему признанию, российских чиновников ошеломила стремительность, с которой отреагировал Запад – это разительный контраст с 2014 годом, когда на слабые санкции за аннексию Крыма потребовался целый год.
Средства заморожены уже три месяца, – то есть путинское правительство не может ни вернуть их обратно в страну, ни пустить на боевые действия. Но конфисковать их или завладеть ими фактически – другое дело.
На пресс-конференции в Германии в начале мая министр финансов США Дженет Йеллен (Janet Yellen), казалось, исключила участие США в этих операциях раз и навсегда. Йеллен, в прошлом сама сотрудник Центробанка, предположила, что арест нарушит американское законодательство.
"Учитывая огромные разрушения на Украине и предстоящие затраты на ее восстановление, я считаю, что рассчитывать, что Россия понесет хотя бы часть расходов, вполне естественно, – сказала она. – Но закон США этого не позволяет".
Однако администрация Байдена, по словам одного чиновника, "прояснять отношения с европейцами по санкциям" не торопится. США ищут точки соприкосновения и одновременно анализируют, не побудит ли конфискация российских средств другие страны перевести свои резервы в другие валюты во избежание аналогичных мер.
Помимо собственно юридических препон, изъятие российских средств может отвадить другие страны от доллара из страха, что их средства достанутся Америке, предостерегли Йеллен и другие. Некоторые представители национальной безопасности в администрации Байдена обеспокоены еще и тем, что конфискация не позволит предложить Москве существенное ослабление санкций в том случае, если переговоры между Украиной и Россией все же начнутся.
Ранее представители министерства финансов предположили, что США еще не определились насчет дальнейшей судьбы активов. Некоторые высокопоставленные чиновники на условиях анонимности отметили, что окончательного решения администрация еще не приняла. Один из них назвал изъятие средств для дальнейшего восстановления мерой удовлетворительной и оправданной, однако отметил, что созданный прецедент подорвет репутацию США как безопаснейшего места в мире для хранения активов.
Объясняя комментарии Йеллен, представитель Министерства финансов сослался на Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях от 1977 года, по которому США могут конфисковать иностранную собственность, если президент решит, что страна подвергалаясь нападению или "участвует в боевых действиях".
Правоведы толкуют его по-разному.
Заслуженный профессор права Гарвардского университета Лоуренс Трайб (Laurence H. Tribe), отметил, что поправка к Закону о международных чрезвычайных экономических полномочиях, принятая после терактов 11 сентября 2001 года, существенно расширила права президента по этому вопросу. Президент Байден мог бы оправдать конфискацию средств российскими кибератаками на США, считает Трайб. По его мнению, министерство финансов истолковало закон неверно.
"Если Йеллен считает, что это незаконно, то я считаю, что она категорически неправа, – сказал он. – Возможно, они путают юридические вопросы со своими политическими проблемами".
Трайб припомнил недавние случаи конфискации и перераспределения активов из Афганистана, Ирана и Венесуэлы. По его мнению, все эти прецеденты показывают, что российские средства не имеют особых гарантий.
Однако по мнению профессора права из Университета Виргинии Пола Стивена (Paul B. Stephan), примеры Афганистана и Венесуэлы несопоставимы, потому что США не признают их правительства. Помимо этого, он предположил, что если Байден будет оправдывать изъятие кибератаками, это лишь приведет к эскалации конфликта с Россией.
"Как по мне, это тревожный шаг, – сказал Стивен. – А мы в этой области пытаемся стабилизировать, а не расшатывать".
Он добавил, что Конгресс мог бы внести поправки, чтобы четко прописать право США конфисковывать российские активы, но как следствие между двумя странами наверняка разгорятся судебные баталии.
Не исключено, что именно в этом направлении Конгресс и движется. В прошлом месяце обе партии в Палате представителей приняли Закон об аресте активов для восстановления Украины, который позволит изымать имущество российских олигархов и компаний, попавших под санкции. Но чиновники отмечают, что физические активы олигархов – это одно, а резервы Центробанка – совсем другое.
В прошлом месяце Белый дом обнародовал пакет предложений по новым полномочиям для изъятия активов российских олигархов. Передача федеральному правительству права собственности на такие активы, как яхты и самолеты, – процесс сложный и трудоемкий.
В апреле Канада тоже приняла закон, по которому правительство может арестовывать активы российских олигархов и передавать вырученные средства Украине.
Вице-премьер и министр финансов Канады Христя Фриланд (Chrystia Freeland) заявила на встрече "Большой семерки", что аналогичные меры рассматривают и другие страны.
"Канада признаёт, – и это мнение разделяют наши партнеры по "Семерке", – что финансовые запросы Украины на восстановление огромны, и что со стороны агрессора вполне уместно его оплатить", – сказала Фриланд.
Пока страны обсуждают, что делать с российскими активами, Украина в этом месяце приняла закон, который позволяет ей конфисковывать российскую собственность и использовать вырученные средства для пополнения национального бюджета. В обращении к Всемирному экономическому форуму президент Зеленский призвал другие страны последовать примеру Киева и отслеживать и конфисковывать российские активы.
"Они должны пойти в специальный фонд, – сказал он, – который будет использоваться для помощи всем пострадавшим".
Авторы: Алан Раппепорт (Alan Rappeport), Дэвид Сэнгер (David E. Sanger)