Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В пятницу Евросоюз внесет Украину в список кандидатов на вступление в блок, пишет The Spectator. Однако шаг этот чисто символический, и единства по этому вопросу нет. Автор статьи объясняет, какие на самом деле настроения царят в ЕС.
Эндрю Тенненборн (Andrew Tettenborn)
В пятницу, 24 июня, Евросоюз официально внесет Украину в список стран, претендующих на членство в блоке. Но если отвлечься от напыщенных речей и попытаться заглянуть поглубже, станет ясно, что это вовсе не такое знаковое событие, каким его пытается представить Брюссель.
Во-первых, этот жест пока чисто символический. Официальный список кандидатов на членство в Евросоюзе можно сравнить с листом ожидания на вступление в модный лондонский клуб. Возможно, внесение в этот список может польстить, однако оно вовсе не гарантирует быстрого решения и не исключает вероятность возникновения новых проблем, когда очередь наконец дойдет до вашего имени.
В настоящее время в списке кандидатов значатся Албания, Северная Македония, Черногория, Сербия и Турция. Все они являются довольно респектабельными странами, однако не стоит особенно обольщаться насчет их скорого вступления в Евросоюз. Формальное внесение Украины в этот список выглядит скорее как пиар-маневр со стороны Брюсселя, которому очень хочется продемонстрировать поддержку какого-нибудь благого начинания, но не брать на себя какие-либо серьезные обязательства.
Как Варшава превратилась в защитника КиеваПосле развала СССР отношения Польши с Украиной развивались по восходящей линии, пишет "Политика". Варшава завоевала репутацию надежного союзника Киева и поборника его стремлений интегрироваться в западные политические и оборонные структуры. Для такой внешнеполитической линии в отношении Украины у нее есть две основные причины.
22.06.202200
Во-вторых, если вы думаете, что все это свидетельствует о некой солидарности Евросоюза в его поддержке Украины, подумайте еще раз, потому что это не так. Европейское единство в данном вопросе является практически полностью поверхностным, и на практике оно выражается лишь в таких не вызывающих разногласий жестах, как осуждение действий России, противопоставление их демократическим ценностям Европы и произнесение "слава Украине" с безопасного расстояния. Каким бы ни было отношение к происходящему таких государств, как Польша и Литва, на прошлой неделе европейский аналитический центр выяснил, что подавляющее большинство жителей многих европейских стран, в первую очередь Германии и Италии, а также Франции и Швеции, отдают предпочтение "миру", а не "справедливости". Коротко говоря, их позиция сводится к тому, чтобы постоять в сторонке, пока Украина самостоятельно ведет переговоры с Владимиром Путиным.
Внутри Евросоюза нет единства и в вопросе вступления Киева в ряды блока. Болгария, Чехия, Словакия, Польша, страны Балтии и Словения открыто призывают не только принять Украину, но и максимально ускорить этот процесс. И Венгрия их поддерживает. Это настоящее проклятье для Брюсселя, но этого не случится.
Между тем, хотя Португалия, Нидерланды и Дания согласились на внесение Киева в список кандидатов, они, по некоторым сообщениям, вовсе не горят желанием действительно принять ее в ряды Евросоюза – по крайней мере в ближайшем будущем. Финляндия сделала акцент на необходимости провести масштабные реформы, прежде чем можно будет рассматривать возможность членства Украины в ЕС. А премьер-министр Бельгии Александр де Кро (Alexander de Croo) заявил, что вступление Киева в блок "случится не завтра. На это потребуется много времени". И единства.
Поскольку прием новых членов требует единодушного согласия, неудивительно, что председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен ограничилась лишь высказыванием о том, что в дальнейшем любое решение должно приниматься обдуманно и в строгом соответствии с установленными правилами, хотя поначалу она с радостью поприветствовала решение внести Украину в лист ожидания.
Отсутствие энтузиазма со стороны членов ЕС, вероятно, сбивает с толку, однако оно вполне объяснимо. Эти страны по большей части финансируют функционирование Евросоюза. Если Украина вступит в его ряды, вероятнее всего, ее членство будет лежать дополнительным финансовым бременем на плечах членов ЕС на протяжении многих лет. Дело не только в конфликте, который оставит на Украине глубокие раны, даже если та в конечном счете одержит победу. Еще до того, как все это началось, Польша и Венгрия, где ВВП на душу населения составлял немногим более 15 тысяч долларов, были основными получателями средств, выделяемых Евросоюзом на поддержку региона. На Украине ВВП на душу населения составлял 3,7 тысячи долларов. Посчитать расходы вы можете и сами.
Западные европейцы, для которых верховенство Брюсселя и законов Евросоюза уже успели превратиться во вторую натуру, прекрасно видят, что наиболее активно в поддержку членства Украины в ЕС выступают Польша и Венгрия. Именно эти две страны агрессивнее всего продвигают собственные национальные интересы и сопротивляются любым попыткам руководства блока вмешаться в их "внутренние дела" (напомню, что недавно Венгрия наложила вето на разработанные Евросоюзом планы введения минимальных налогов, а Польша продолжает противиться тому, что она считает необоснованным вмешательством в ее судебную систему). Западноевропейские страны считают – практически наверняка обоснованно, – что в будущем Украина встанет на сторону именно этих членов ЕС. Как только конфликт закончится, вряд ли можно будет надеяться, что Киев, отразив атаку соседней страны, кротко согласится мириться с диктатом Брюсселя и поддерживающего централизм европейского суда.
Владимир Зеленский, выкручивая руки, пытается заручиться поддержкой АфрикиМежду Россией и Украиной начинается гонка за сердца и умы африканцев, считает парижская "Монд". Правда, сначала обе страны рискуют разозлить Африку недопоставками зерна. Зеленский старается объяснить их коварством "колониальной" России. Так Зе пытается соблазнить африканцев, ведь он слышал про их колониальный опыт.
21.06.202200
Брюссель будет разделять эти тревоги. На прошлой неделе основные органы ЕС наконец представили свой ответ по итогам Конференции о будущем Европы – консультации длились более года. Их точка зрения ясна: они хотят предоставить Брюсселю еще больше полномочий. Они предложили сделать так, чтобы практически все решения можно было принимать квалифицированным большинством голосов – то есть фактически лишить отдельные страны права на собственные решения.
Брюссель, который уже старается мягко приструнить Будапешт и Варшаву и разрабатывает планы, чтобы жестко ограничить устремления государств-членов в будущем, не хочет принимать в свои ряды еще одну потенциально проблемную страну, поскольку 40 миллионов ее озлобленных граждан, скорее всего, будут активно сопротивляться любым подобным решениям. А это, в свою очередь, лишь усугубит воздействие центробежных сил внутри Евросоюза.
Когда наступит пятница, Киев, конечно же, официально отпразднует решение Евросоюза о внесении Украины в список кандидатов. Но президент Владимир Зеленский не глуп. Полагаю, он поймет, что, независимо от риторики представителей Евросоюза, ничего, кроме слов, его страна, скорее всего, пока не получит. Что касается ее формального вступления в блок – будущее покажет. Вероятно, ждать придется долго. Зеленскому стоит на время отложить этот вопрос в сторону и сконцентрироваться на более насущных проблемах, в решении которых Евросоюз, честно говоря, является плохим помощником.