Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Киев сомневается в ценностях, которыми дорожит Западная Европа, пишет Spectator. Автора статьи интересует вопрос, насколько либеральной и европейской будет Украина после окончания конфликта. Особенно ее волнуют права секс-меньшинств.
В Киеве разгорелся необычный скандал вокруг одного из самых известных советников Зеленского. Алексей Арестович – фигура, известная не только на Украине, но и за границей: его назвал "секс-символом" не кто-нибудь, а журнал The Economist. Однако насчет секса у него есть четкие взгляды. "ЛГБТ – люди с отклонениями, – заявил он 19 июня. – Я им сочувствую, но я против пропаганды".
Последовало возмущение: ЛГБТ-сообщество KyivPride потребовало от Зеленского уволить Арестовича за гомофобию: "Такая риторика со стороны украинских властей неприемлема, если мы хотим вступить в ЕС". Это намек на меры Брюсселя против Венгрии за ее позицию по правам ЛГБТ. Но у KyivPride есть и другой аргумент: конфликт доказал, что украинские геи заслуживают равноправия. "У вас нет морального права так говорить, пока сотни ЛГБТ+ наряду со всеми защищают Украину", – добавили в организации.
У себя в Facebook* Алексей Арестович в шутку ответил: "ЛГБТ-сообщество возмущено и говорит о моей отставке. Но посмотрите на это фото, и вы поймете, кто должен быть возмущен по-настоящему. По-моему, меня преследуют. Нет? Требую толерантности". Ниже он приложил фотографию времен своей актерской карьеры в женском образе.
Дискуссия о правах ЛГБТ высветила в украинском обществе тот же разлом, что и в других бывших советских республиках. Майский опрос показал, что лишь 24% украинцев поддерживают однополые браки (шесть лет назад их было всего 4%). Это один из аргументов против членства в ЕС: якобы союз навязывает социальные нормы, которые отвергает большинство. На этом уже много лет играет Путин, выставляя себя поборником традиционных ценностей.
На этой неделе украинский парламент принял Стамбульскую конвенцию по борьбе с насилием против женщин и насилием в семье. В украинских соцсетях тут же разгорелась бурная дискуссия: некоторые усмотрели в ней лазейку для легализации однополых браков. Украинская православная церковь заявила, что либералы "под видом борьбы с домашним насилием вводят в украинское законодательство идеологические и медицинские понятия "сексуальная ориентация" и "гендерная идентичность" как юридические термины для замены биологического пола (женщины и мужчины) термином "гендер"".
До февраля этого года это был каверзный вопрос для Зеленского: сам он подавал себя либералом, однако некоторые депутаты от его партии "Слуга народа" пытались принять закон, запрещающий "пропаганду гомосексуализма и трансгендеризма". Подписав Стамбульскую конвенцию, Зеленский сознательно пошел на риск грядущей критики со стороны консервативных масс, для которых Стамбульская конвенция – всего лишь троянский конь для однополых браков.
На Украине многие однополые пары имеют стабильных партнеров и долгосрочные отношения. Но, как и в Британии 30 лет назад, у них нет прав. Они не могут вступать в брак или наследовать имущество партнера, не имеют права на алименты, не могут посещать друг друга в медицинских учреждениях, не могут усыновлять и вместе воспитывать детей. Семейный кодекс Украины называет брак "союзом женщины и мужчины" – эта формулировка не дает лицам одного пола вступать в брак и лишает их многих прав, которыми обладают гетеросексуальные пары.
В ближайшее время ситуация не изменится, однако споры о правах однополых пар продолжатся и по окончании конфликта. Зеленский хоть и подписал Стамбульскую конвенцию, но с ограничениями – чтобы умаслить консервативную оппозицию. В документе значится: "Украина не считает ни одно из положений Конвенции обязывающим ее вносить изменения в Конституцию, Семейный кодекс и другие законы страны об институтах брака, семьи и усыновления – или соответствующим образом вмешиваться в право родителей воспитывать детей".
Что касается Алексея Арестовича, то сам он быстро теряет популярность, завоеванную в начале российской спецоперации (которую он с поразительной точностью предсказал еще в 2019 году). Однако его последующие обещания, что боевые действия закончатся через две недели, прозвучали как издевка. Даже сейчас, посреди боевых действий, дискуссии о том, насколько либеральной и европейской будет послевоенная Украина, не утихают. И это напоминание о том, что Зеленскому предстоит сражаться на многих фронтах.
Автор: Светлана Моренец (Svitlana Morenets)
Светлана Моренец – украинская беженка и журналистка, ныне сотрудница The Spectator.
_____________________________________
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская – Прим. ИноСМИ