Не останется ли Европа этой зимой без света?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Энергетическая война Европы и России превращается в тотальную, европейцев готовят к "болезненным последствиям", пишет The Economist. Они рискуют остаться зимой без тепла и света. Правительства стран пытаются решить проблему нормированием. Но результат этой меры будет зависеть от двух "непредсказуемых факторов".
Энергетический кризис усиливается.
Энергетическая война Европы становится тотальной. Запретив или пообещав отказаться от импорта российской нефти, лидеры государств "Большой семерки" 28 июня заявили, что будут изыскивать возможности для ограничения нефтяных цен, а также цен на газ из России. Население готовят к болезненным последствиям. Британия намекнула, что проведет реформы на своем энергетическом рынке в целях ограничения влияния газа на внутренние цены. Французские энергетические предприятия призывают потребителей "незамедлительно" сократить потребление электричества. Одна из целей таких маневров состоит в лишении России доходов, в которых она остро нуждается. Вторая цель – попытаться предотвратить нависший над Европой энергетический кризис.
Всего месяц тому назад казалось, что от кризиса удастся уйти. Америка увеличила экспорт сжиженного природного газа, и если в сентябре ее доля в европейском газовом импорте составляла 6%, то в мае она увеличилась до 15%, в то время как доля России сократилась с 40 до 24%. Тот газ от неприятного соседа, в котором Европа нуждалась, продолжал поступать. Да, Россия перекрыла вентиль Болгарии, Финляндии и Польше, когда те отказались расплачиваться с ней рублями согласно ее требованию, но они все равно покупали мало российского газа. Европейские запасы пополнялись рекордными темпами.
А потом произошло два события. 8 июня из-за пожара закрылось предприятие по сжижению газа в техасском Фрипорте. Простой может продлиться три месяца, и Европа в результате лишится 2,5% газовых поставок. Неделей позже российский энергетический гигант "Газпром" объявил, что поставки газа в Европу через трубопровод "Северный поток – 1" сократятся до 40% от его пропускной способности. Он объяснил это тем, что причина заключается в задержке с возвратом турбины, которая проходила обслуживание в Канаде ("Газпром" обвинил в случившемся санкции). В итоге Европа лишилась еще 7,5% поставок.
Других источников мало. Терминалы СПГ работают на полную мощность. Невозможно существенно увеличить перекачку газа по трубопроводам из Алжира, Азербайджана и Норвегии. С политической точки зрения опасно возобновлять добычу на голландском газовом месторождении Гронинген, которое раньше давало столько же газа, сколько "Северный поток", но потом было выведено из эксплуатации, поскольку вызывало землетрясения. Консалтинговая фирма Rystad Energy заявляет, что в результате газовые хранилища ЕС к концу октября будут заполнены всего на две трети, в то время как целевой показатель Евросоюза составляет четыре пятых. Возникают даже опасения, что "Северный поток", который в июле будет остановлен на плановое обслуживание, не возобновит свою работу после его завершения. Если это так, то в зиму Европа вступит с запасами газа, составляющими всего 60% от необходимого объема.
G7 снизит цены на российский газ в два разаПо словам японского премьера Кисиды, потолок цены на российскую нефть может быть установлен на уровне половины ее текущей стоимости. С такими планами раньше выступили представители "Большой семерки", сообщает "Факти". Читатели издания настроены иронично и отмечают, что так это в экономике не работает.
Из-за этого возникают сомнения, что континент сумеет отопить себя предстоящей зимой. Более того, выработка электроэнергии на газовых электростанциях Западной Европы в прошлом году стала критическим источником поставок электричества, а это значит, что стоимость такой выработки будет определять цены на энергию во всем регионе. В прошлом году это было вызвано тем, что генерации энергии из возобновляемых источников помешала засуха (обмелели реки, на которых стоят ГЭС) и недостаточно сильные ветры. На сей раз проблема заключается в том, что ядерным реакторам во Франции требуется обслуживание, из-за чего они работают вполсилы. Это лишает Европу поставок энергии, причем в тот самый момент, когда жара на юге континента увеличивает спрос на охлаждение. В мае спотовые цены на электроэнергию во Франции достигли в среднем 197 евро за мегаватт/час. Годом ранее они составляли 15 евро.
Один из способов преодоления такого дисбаланса для Европы заключается в торговле. Франция, некогда являвшаяся самым крупным экспортером электроэнергии в регионе, сегодня сама покупает электричество у соседей. Оптовые цены на газ выросли в Германии и в Восточной Европе, так как сократились поставки по "Северному потоку". Это создает стимулы для закупок газа в Британии и Испании, где имеются терминалы СПГ. Однако в целом этот газ не приведет к совокупному увеличению поставок топлива и электроэнергии. Появляются признаки того, что в кризисной ситуации единство может разрушиться. 29 июня стало известно, что в качестве одного из первых шагов в чрезвычайных обстоятельствах Британия прекратит подачу газа в континентальную Европу.
Поэтому страны ЕС пытаются в срочном порядке найти альтернативы газу. Германия отказалась от своих планов вывести в этом году из эксплуатации более 20% своих работающих на угле электростанций. Австрия, Британия, Франция и Нидерланды заявили, что могут отложить закрытие своих угольных электростанций или вновь их открыть. Некоторые из семи европейских атомных электростанций, которые к концу зимы должны были закрыться, также будут работать немного дольше. Но даже если все эти меры будут реализованы, газ все равно будет главным фактором, определяющим цены на электричество. Фьючерсные декабрьские контракты на базовые (невозобновляемые) энергоносители сегодня на 25% превышают стоимость выработки электроэнергии на газовых электростанциях. Это свидетельствует о том, что рынок включает в цену возможность возникновения кризиса, а также премию.
Устойчивый дефицит предложения означает, что спросу придется как-то приспосабливаться. Отчасти задачу помогут решить высокие цены. Но кроме того, наверняка придется вводить нормирование для компаний, требующих в больших количествах газ и электроэнергию. Это прежде всего производители удобрений, стекла и стали. Насколько жесткими будут эти ограничения, и распространятся ли они на домохозяйства? Это будет зависеть от двух непредсказуемых факторов. Во-первых, это зимние температуры в Европе. А во-вторых, сумеет ли Китай быстро оправиться от своих локдаунов и увеличить потребление СПГ. Европе пока не везет в энергетической войне с Россией. Если она не хочет, чтобы к весне у нее погас свет и отключилось отопление, ситуация должна измениться.
Обсудить
Рекомендуем