Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Чехия отказалась от поставок российских топливных сборок для АЭС "Темелин", пишет Časopis argument. Решение было принято еще в 2016 году и связано не с Украиной, а с усиливающейся русофобией. Власти объясняют его "повышением безопасности" чешской атомной энергетики, однако о многом умалчивают.
Ян Земан (Jan Zeman)
Итак, мы узнали, что акционерное общество ČEZ подписало 28 июня 2022 года контракты с компаниями Westinghouse и Framatome на поставки топливных сборок для АЭС "Темелин". Отказавшись от поставок российских топливных сборок мы якобы повысим безопасность нашей атомной энергетики. Тендер состоялся в 2020 году после четырех лет подготовки, то есть решение отказаться от поставок "идейно вредных" российских топливных сборок созрело еще в 2016 году. Оно связано не с нынешними боями на Украине, а с усиливающейся политикой русофобии, в которой Чехия, как образцовый вассал Соединенных Штатов и Европейского Союза, на свою беду активно участвует.
В пресс-релизе компании ČEZ о многом умолчали. Во-первых, о том, что несколько лет назад ČEZ была вынуждена отказаться от закупки ядерного топлива американской компании Westinghouse из-за серьезных неполадок, которые угрожали безопасной работе наших атомных электростанций. Тогда пришлось возвращаться к качественному и относительно недорогому российскому ядерному топливу. И вдруг эта проблема исчезла. Вообще выбор двух фирм для одной АЭС выглядит странно. Может, учитывается возможность проблем с одной из них?
В концепциях чешской энергетики последних десяти лет написано, что константа у нас одна: в 2040 году АЭС "Темелин" будет работать. Начиная с 2024 года, когда запланировано отказаться от использования надежного российского ядерного топлива на АЭС "Темелин", эту константу мы теряем. Но это, получается, мелочи.
Серьезные последствия политики санкций
Похоже, что окружающая среда и, прежде всего, стабильность климата пострадают из-за нынешней конфронтации между Западом и Россией намного больше, чем способны навредить "просто" военные действия на Украине. Об этом потом. Хотя об этом ущербе, на удивление, молчат, хотя эмбарго против России влечет за собой в том числе серьезные экологические проблемы.
Заменить российский газ, добываемый традиционным способом и поставляемый по газопроводам, сжиженным природным газом — значит ощутимо увеличить выбросы такого парникового газа, как метан (если сравнивать с традиционной добычей, то выбросы больше на треть). То есть при сжижении газа и регазификации СПГ теряется до трети энергии, которая содержится в этом газе. Что касается СПГ из американских сланцев, то соотношение еще хуже. Но проблема даже не столько в самой добыче из сланцев, сколько порочная практика передачи отработанных скважин фирмам, которые бросают их без присмотра. Неизвлеченный метан постепенно выделяется в атмосферу и тем самым способствует опасному потеплению климата Земли.
Проект строительства финской АЭС с российским участием сорвался — как это скажется на целях Финляндии по достижению углеродной нейтральности? АЭС "Ханхикиви-1" учитывалась во всех сценариях предстоящего в Финляндии роста потребления электричества и сокращения выбросов, пишет Kauppalehti. Но в мае этот проект с участием Росатома был закрыт — из-за спецоперации на Украине. Издание приводит мнение эксперта, который оценивает шансы страны достичь углеродной нейтральности в заявленные сроки.
27.06.202200
В свою очередь, замена российской нефти, добываемой традиционным способом и поставляемой по трубопроводам, нефтью, доставляемой в Европу на танкерах, сопряжена с другой проблемой. Нефтепровод работает очень экономно, и нефть при транспортировке практически не вытекает (при условии правильного обслуживания, которого на Украине не могут обеспечить уже много лет). О танкерах такого не скажешь. Танкеры нередко терпят крушения, и происходит смертоносная утечка нефти. Кроме того, многие годы практикуется варварский способ обслуживания танкеров: после выкачки нефти в принимающем порту танкер промывается морской водой, и таким образом от одного до двух процентов нефти попадают в море и очень вредят морской экосистеме в районе портов. Часть таким образом выброшенной нефти можно собрать и обезвредить, но далеко не всю.
Разного рода запреты, связанные с Россией, влекут побочные нежелательные экологические последствия. Но сегодня это мало кого интересует. Никого не беспокоит даже то, что тем самым Европейский Союз намного больше вредит сам себе, нежели России, против которой вводит эмбарго. Призыв польского министра к сельским жителям, чтобы они "собирали хворост на зиму, чтобы топить домашние печи", комментариев не требует.