Консерваторы должны понуриться со стыда: Борис Джонсон – худший лидер в нашей истории

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Консервативная партия породила чудовище – Бориса Джонсона, пишет Guardian. Нельзя недооценивать, насколько трудно его будет остановить, даже лишив власти. Автора статьи возмущает, что по условиям сделки он останется премьер-министром до осени.
Габи Хинслифф (Gaby Hinsliff)
Когда этот кошмар закончится, – а закончится он лишь для Бориса Джонсона, но не для остальных, – Консервативной партии придется принести всей стране нижайшие извинения.
Консерваторы должны потупить головы от стыда за то, что навязали нам человека, настолько непригодного для руководства, что его пришлось выволакивать из кресла силком, – а он брыкался, вопил и грозился сжечь все дотла. Они должна извиниться за то, что выбрали его, прекрасно зная, какой он ветреник и лжец, и держали его на посту целых три года – даже после того, как наши худшие опасения сбылись. Но еще больше они должны извиниться за то, сколько раз они недооценивали, на что он способен, если его загнать в угол, – и как трудно его будет убрать. И да, извинившись, не ждите, что вас тут же простят.
Когда этим утром Джонсон, наконец, сдался, над всей страной пролетел вздох облегчения. Это было прощание с худшим премьер-министром на памяти ныне живущих – и, честно говоря, скатертью дорога. Он поставил страну на колени, и единственной памятью по нему станут долгие годы мучительного возмещения ущерба. Но эта эпопея еще не окончена. Безрассудная настойчивость, с которой премьер-министр продолжал цепляться за власть даже когда все решилось, особенно в последние дни, многим внушила новые опасения.
В свои последние часы он явно собирался пойти по стопам Трампа и даже утверждал, что его, народного избранника, может уволить только народ. К счастью, его все же уговорили уйти в отставку, и он так и не смог мобилизовать самых чокнутых популистов, которые вечно боятся, что их "Брексит" украдут супостаты. Но было жутко наблюдать, как председатель комитета по связям Бернард Дженкин, ярый "брекситер" и в прошлом сторонник Джонсона, тщетно пытается выбить из премьера обещание, что тот не станет назначать досрочных выборов, чтобы увильнуть от вотума недоверия. Те, кто хорошо знают Джонсона, больше всего опасаются фортелей, которые он может выкинуть под занавес, хлопнув на прощание дверью.
По условиям сделки, по которой он разжал-таки свою хватку, он уйдет с поста лидера партии, но останется премьер-министром до осени, пока не будет выбран преемник, а на партийной конференции в октябре споет свою лебединую песню. Это возмутительно.
Неписаные правила подразумевают, что, получив вотум недоверия, премьер продолжает управлять страной в национальных интересах, но в конкурсе на пост преемника уже не участвует. Для этого требуется чуткость, такт и достаточное мужество – чтобы поставить потребности других выше собственных. Неужели кто-то вообразил, что Джонсон на такое способен хоть на секунду? Да он скорее оставит за собой выжженную землю, лишь бы унести с собой побольше врагов. Окончательно это стало ясно, когда он уволил Майкла Гоува (Michael Gove) в тот момент, когда 40 с лишним министров уже ушли в отставку, в отместку за "предательство" на прошлых выборах. Он попросту не смирится с мыслью, что кто-то другой добьется успеха там, где сам он потерпел неудачу, – и обязательно встрянет в спор насчет преемника.
Даже на практическом уровне трудно понять, как это работает. Более 50 министров ушли в отставку, некоторые с резкой критикой в адрес Джонсона, которую им пришлось смиренно проглотить, чтобы вернуться в правительство и заставить его работать. Кроме того, Даунинг-стрит находится на пике острейшего противостояния с ЕС по Североирландскому протоколу, разрешить которое без фактического лидера будет почти невозможно, но еще труднее при местоблюстителе, которого собственная партия назвала лжецом и обманщиком.
С еще меньшим энтузиазмом, чем в Англии, его власть воспримут в Шотландии и Уэльсе, и это грозит нашему союзу очередным кризисом. Спустя всего несколько минут после его отставки депутаты-консерваторы заявили, что Джонсону оставаться нельзя, должен вмешаться временный лидер, например, заместитель Доминик Рааб. И они правы. С Джонсоном всегда так: чем лучше его знаешь, тем меньше доверяешь.
Что еще? Во-первых, Консервативная партия должна найти замену как можно быстрее, по возможности сократив срок полномочий раненого зверя, – ведь если не сплотиться вокруг преемника, начнется суета и образуется вакуум власти.
Во-вторых, Уайтхолл (улица в центре Лондона, чье название стало нарицательным для британского правительства, - прим. перев.), парламент, правительства автономий и основные партии должны срочно согласовать некий план "Б", не рассчитывая, что павший лидер будет вести себя прилично. Британские институты не могут совершить еще одну оплошность, рассчитывая, что Джонсон поступит так, как всякий нормальный политик, – а потом удивляться, почему этого не произошло.
В-третьих, давно назрели всеобщие выборы. И в-четвертых, тори должны неустанно подчеркивать, что увольнение Джонсона – это не внутрипартийные распри, а вопрос, объединяющий как "брекситёров", так и "евросоюзников", как "красную стену" (регионы страны, традиционно голосующие за лейбористов, – прим. перев.), так и центральные графства.
Наконец, будущие кандидаты в лидеры должны пресечь на корню малейшее разжигание ядовитых и опасных эмоций, которые мы наблюдали в разгар голосования по Брекситу при Терезе Мэй, когда дошло до совершенно бандитского приставания на улицах к сторонникам Евросоюза. Консервативная партия породила чудовище. Нельзя недооценивать, насколько трудно его будет остановить, даже лишив власти.
Обсудить
Рекомендуем