Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Шансы на то, что западная помощь Украине не будет разворована, стремятся к нулю, признает канал France 24. Автор приводит неутешительную статистику и рассказывает историю вопроса.
Миллиарды долларов, обещанные Украине в качестве западной поддержки, — это большое искушение для одной из самых коррумпированных стран Европы. Во вторник "системные" союзники Украины, собравшись в Швейцарии, обусловили свою помощь укреплением правового государства, а также борьбой с коррупцией.
После начала российского наступления 24 февраля страны, международные учреждения и частные организации только и делают, что мобилизуются для оказания военной и финансовой помощи Украине. Так, по подсчетам Кильского института в Германии, размеры помощи, обещанные Киеву, по состоянию на среду 6 июля составляли более 80 миллиардов евро. Поддержка в основном поступает от западных стран с США во главе.
Астрономические суммы уже давно обещаны и расписаны на много лет вперед. Между тем основные принципы восстановления разрушенной войной страны были изложены с некоторым опозданием: лишь в начале этой недели на конференции в Лугано, Швейцария.
По словам украинского премьер министра Дениса Шмыгаля, Украине необходимо около 750 миллиардов долларов (730 миллиардов евро) на полное восстановление.
Однако выплата этих денег будет сопровождаться отчетностью и инспекцией — таким грозным предупреждением представители союзников Киева сопроводили свое обещание послать деньги. В общей декларации будущие инвесторы, нахмурив брови, настаивают на важности "систематического укрепления верховенства права", а также призывают "искоренить коррупцию".
В свою очередь Денис Шмыгаль пообещал, что коррупция будет "уничтожена как явление", в основном благодаря цифровизации разных государственных услуг и юридических процессов. Особое внимание обещаны строительному сектору, а также службе таможенного контроля.
Реформы, начатые после 2014
Несмотря на заявления о положительных подвижках, иностранцев по-прежнему пугают риски коррупции. Слава о местном кумовстве и привычке доить государство гремит по всему миру, и как-то не верится, что они вдруг обнулятся в стране, находящейся в состоянии войны и обладающей слабыми государственными институтами. А ведь искушение лишь растет: ожидаются десятки миллиардов международной помощи.
"По приблизительным расчетам, около 7,5% поставляемой помощи, направляемой в самые бедные страны, в конце концов попадают на офшорные счета, в „налоговый рай“ для богатых. И всё это из-за отсутствия прозрачности в трансакциях, из-за недостаточности контроля", — объясняет Лоранс Фабр, ответственный за программу проверки частного сектора в Transparency International* (российский филиал этой организации объявлен в России иностранным агентом — прим. ИноСМИ). Этот эксперт по коррупционным рейтингам продолжает: "Украина, без сомнения, не будет ничем отличаться от других стран, которые испытали массовый приток финансовой помощи из-за природных катастроф или войны. Можно вспомнить Афганистан, Ирак или, на худой конец, Гаити".
В своем рейтинге от 2021 года Transparency International* поместил Украину на 122-е место из 180 по индексу восприятия коррупции — рейтингу весьма сомнительному и трудно поддающемуся оценке на научность. Перед началом конфликта, Украина находилась на третьем месте среди самых коррумпированных стран европейского континента, первое место TI отдала России, а второе место Азербайджану. (По какому-то странному совпадению деятельность этой западной организации — "раздатчицы рейтингов" именно в России и Азербайджане подвергалась критике и объявлялась нежелательной. Вот "антикоррупционеры" и отомстили — прим. ИноСМИ.)
"Страна получила 32 балла в 2021, это вполовину меньше, чем средний показатель по ЕС. Украина противостоит застарелой коррупции в секторе общественной собственности. К слову, это правда, что мы улучшили ей рейтинг за последние 10 лет, во многом благодаря череде реформ", уточняет Лоранс Фабр.
Если есть какая-то позитивная динамика, то она, по словам Фабра, является следствием революции — Майдана. С 2014 года, когда к власти пришел миллиардер и носитель проевропейских взглядов Петр Порошенко, Украина провела ряд институциональных реформ, направленных на избавление от образа страны, где процветают взяточничество и система "откатов".
Тень олигархов
В сердце этого обновления находится система ProZorro, цифровая платформа для заключения государственных контрактов. Ее ключевое слово — прозрачность. Как только процесс торгов завершен, предприятия или простые граждане могут проверить через Интернет всю информацию, касающуюся контрактов, заключенных с государством.
С 2014 года на госслужащих также были наложены обязательства: декларировать их доходы и наследство. Стоит отметить, что вся эта информация доступна онлайн. Годом позже на Украине было создано Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), контролируемый извне орган исполнительной власти, способный инициировать расследования, но без права выдвигать обвинения подозреваемым.
Избранный в 2019 году, с широкими полномочиями для борьбы против коррупции, Владимир Зеленский также затопил все публичное пространство антикоррупционными инициативами. Он всюду болтал о необходимости "открытой информации" в сфере общественной жизни, но и его успехи в борьбе с коррупцией, мягко говоря, не стопроцентны . В сентябре 2021 Зеленский протолкнул закон, призванный ограничить влияние горстки олигархов на политику и медиапространство бывшей советской республики. Закон ставил богатых жителей Украины в трудное положение: многим из них (прежде всего оппонентам Зеленского — прим. ИноСМИ) было запрещено финансировать политические партии, а также проводить личные встречи с высокопоставленными чиновниками.
Но украинскому президенту противостояла сильная оппозиция, особенно в Конституционном суде. В октябре 2020 Конституционный суд, оказавшийся под влиянием пророссийских депутатов, отклонил ряд антикоррупционных мер Зеленского как противоречащие закону. Среди них — уголовная ответственность госслужащих за неполное раскрытие собственности в налоговых декларациях.
"Вопрос жизни и смерти" для Украины
Для Украины продолжение антикоррупционных реформ, начатых в 2014 году, сейчас жизненно необходимо не только для того, чтобы продолжать получать деньги от Запада, но и для сохранения надежды интегрироваться в ЕС и НАТО.
Приветствуя уже предпринятые меры по созданию "впечатляющей антикоррупционной машины", выступившая перед украинскими депутатами глава ЕК Урсула фон дер Ляйен всячески "воодушевляла" Киев на ускорение ритма реформ. Болезненные реформы, повторила она старую песню, — это "этап, без которого членство в ЕС просто немыслимо".
"Уже есть потрясающие учреждения, но необходимо уметь их обезопасить [от российского влияния], правильно подбирая кадры. Особенно в судах", — заверяет нас Лоранс Фабр.
По мнению многих экспертов, конфликт с Россией, который способствовал укреплению единства украинского народа, мог бы помочь и борьбе с коррупцией, которую ведет киевское правительство. "Это момент выбора между жизнью и смертью. Украинцы бьются за свою страну, свою свободу, — заверяет бывший посол США на Украине Мари Йованович в интервью „Нью-Йорк таймс“. — В этих условиях коррупцию они больше не потерпят, обязательно найдутся доносчики, которые „просигнализируют“, если увидят что-то подозрительное. Конечно, будут и искушения, но сигнал тревоги от добровольных осведомителей быстро остановит коррупцию".
"Мы будем проводить очень серьезные изменения на Украине, реформировать ее", — заявил советник Владимира Зеленского Александр Роднянский, давший интервью "Франс пресс" во время конференции в Лугано. "Вступление в ЕС является настолько сильной мотивацией, что люди поймут и поддержат любую жестокую переделку страны, если ее объявят реформой, необходимой для достижения нашего членства в Евросоюзе", — сказал Роднянский.
Грегуар Соваж (Gregoire Sauvage)
*Организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл — Россия" внесена Минюстом РФ в список НКО "иностранных агентов".