Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Шри-Ланка уже полтора десятилетия находится в долгах как в шелках, пишет Haqqin. Звонок президента этой страны Путину с просьбой о предоставлении кредитов и поставках нефти стал жестом отчаяния.
Дмитрий Рой
Шри-Ланка быстро погружается в неконтролируемый хаос. Благодарные избиратели сожгли частный дом премьер-министра, президент укрылся в "безопасном месте", в столице практически нет никакой власти.
После протестов в Шри-Ланке, буквально на второй день оставивший страну без верховной власти, с нетерпением жду заголовков о том, что там свергнут "прокитайский" президент. Или даже "пророссийский", поскольку за три дня до начала волнений президент Готабая Раджапакса звонил Владимиру Путину с просьбой о кредите и поставках нефти.
Но, право, не стоит искать волосатую и когтистую руку западных ястребов там, где руководство страны самостоятельно и вполне успешно справляется с созданием кризиса. Популистское снижение налогов, отказ от закупки минеральных удобрений, все ведь должно быть предельно экологично, не правда ли, а тут еще и COVID, обрушивший туристическую индустрию острова, которая составляла 13% ВВП.
Словом, Шри-Ланка уже полтора десятилетия была в долгах как в шелках – и звонок Раджпакасы Владимиру Путину был жестом отчаяния, а не проявлением пророссийских симпатий. До этого Шри-Ланка брала везде – и в Японии, и в Индии, и во Всемирном банке, и в Азиатском банке развития, которым она, кстати, должна больше, чем Китаю, но ситуацию в экономике это не сильно улучшило.
Слишком уж непроизводительно тратились деньги на мега-проекты, вроде строительства порта Хамбантота. Да и сам клан Раджапакса не терял возможности улучшить свое финансовое положение, успешно лавируя между китайцами, индийцами, американцами, наращивая свое политическое влияние – и, очевидно, не забывая про собственный карман. А клан этот – из самых могущественных. Судите сами, в него входят и сам президент, и до недавнего времени премьер Махендра, и бывший министр финансов Бэзил, а также их клиенты из числа назначенных на "хлебные" должности государственных чиновников.
В конце концов, внешний долг достиг 51 миллиарда долларов, а в стране не осталось наличной иностранной валюты, чтобы рассчитываться за поставки нефти. И последствия наступили незамедлительно: нехватка предметов первой необходимости и безудержная инфляция, веерные отключения электроэнергии и многое другое – все это как из ящика Пандоры обрушилось на простых граждан Шри-Ланки. Которые, естественно, не выдержали и начали протесты со всей широтой ланкийской души.
Власти поначалу еще как-то пытались на это реагировать, и даже ввели комендантский час. Но продержался он недолго, поскольку оппозиционные партии и коллегия адвокатов пригрозили подать в суд на начальника полиции столицы страны. Аналогичные меры они пообещали принять и в отношении руководства шри-ланкийских железных дорог, если последнее откажется предоставлять поезда для приезда протестующих в столицу.
Страна погружается в хаос, и никто в Шри-Ланке не знает, что с этим делать. А если и знает, то не в состоянии переломить ситуацию. Кортеж президента был замечен в районе международного аэропорта, и это наводит на интересную мысль: потянет ли президентский борт баулы с наличными или их придется бросать на взлетной полосе, как пришлось бросать непосильно нажитое президенту Афганистана в аналогичной ситуации?
Hindu (Индия): атаки на Шри-Ланке заставляют и нас почувствовать свою уязвимость — христиане в ДелиТерактами в Шри-Ланке, в результате которых погибли сотни человек, были шокированы и члены христианской общины, живущие в Индии. Многие из тех, кто пришел в то утро в церковь, чтобы поучаствовать в праздновании Пасхи, добавили, что они были глубоко потрясены масштабом террора, произошедшего так близко к Индии, говорится в статье.
24.04.201900
Сейчас, после отставки президента нужно бы назначить временно исполняющего обязанности и озвучить дату новых выборов. Но ланкийские политики не стремятся занять откровенно "расстрельную", пусть и временную, должность, а говорить о выборах в нынешних условиях явно преждевременно.
Опасность нынешней ситуации в Шри-Ланке заключается в том, что еще немного хаоса – и надежды на какое-то единое управление страной могут быть похоронены. Возникнет много разных властей, тем более, что население разделено на большинство, исповедующее буддизм, а это порядка 70 процентов населения, и далее следуют примерно равные группы индуистов, исламистов и христиан.
На то, что Индия может сыграть роль миротворца надежды тоже нет – она здесь совершенно не в почете, враждебность к Нью-Дели на Шри-Ланке традиционна. Остается только один путь – дождаться, когда протесты выгорят самостоятельно, а потом уже начинать строить заново. Вопрос только в том, станет ли хаос необратимым, или его все же удастся обуздать. Второе, скорее всего, и произойдет, даже если это и потребует смены правящих элит.
Но одно можно сказать уже сейчас: новая власть не будет ни проиндийской, ни прокитайской, ни проамериканской, ни какой-то еще "про": Шри-Ланка – останется мощным и независимым игроком в регионе Индийского океана, преследующим собственные цели.