Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На последних встречах лидеров "Большой семёрки", членов НАТО и министров иностранных дел "Большой двадцатки" всем было очевидно, что мир столкнулся с таким сочетанием чрезвычайных ситуаций, которого мы не видели уже несколько десятилетий. Международные противоречия резко обострились на фоне проблем с продовольствием и энергоносителями, девальвации валют, назревающего долгового кризиса, продолжающейся пандемии COVID-19, усиления последствий изменения климата, вооружённых конфликтов.
"Большая двадцатка", где в этом году председательствует Индонезия, ранее служила площадкой для решения финансовых и экономических проблем, но теперь она оказалась в крайне опасном и деликатном положении. Саммит лидеров этой группы стран, запланированный на середину ноября, будет критически важен, но мы не можем ждать ноября, чтобы отреагировать на сегодняшние взаимосвязанные кризисы. "Большая двадцатка" должна инициировать виртуальный (онлайн) процесс, чтобы начать работу над общим скоординированным ответом ещё до своего ноябрьского саммита.
По данным Всемирной продовольственной программы (WFP), более 800 миллионов человек сегодня хронически недоедают, при этом 323 миллионам грозит голод. Цены на энергоносители резко повысились, а COVID-19 продолжает свирепствовать среди тех групп мирового населения, которые не были в достаточной степени вакцинированы (в странах с низкими доходами лишь 16,5% жителей сегодня вакцинированы полностью). Кроме того, около 60% стран с низкими доходами столкнулись с долговыми проблемами, а тем временем по всему миру население страдает от засух, наводнений, лесных пожаров и других следствий нарушения климата.
В апреле генеральный секретарь ООН Антониу Гутеррешпредупреждал, что из-за нынешнего сочетания кризисов "до 1,7 млрд человек, то есть более чем пятая часть человечества, могут быть отброшены в бедность, нищету и голод, причём в масштабах, которые не наблюдались уже много десятилетий". Ситуация очень опасна, но мы не бессильны и способны изменить её. Уже запущен ряд многосторонних инициатив в ответ на проблемы с долгами, энергоресурсами и продовольствием. Однако эти усилия окажутся эффективны, если они будут скоординированными и всесторонними. Наши проблемы слишком взаимосвязаны, чтобы решать их по отдельности.
Немедленным приоритетом является обеспечение справедливых цен и организация поставок на рынках продовольствия и энергоносителей. Как минимум $10 млрд необходимо для покрытия дефицита финансирования WFP в этом году. На сегодня международные организации и многие правительства реагируют на продовольственный кризис такими инициативами, как, например, "Глобальный альянс за продовольственную безопасность". Этот альянс был создан нынешней весной для координации гуманитарного финансирования и инвестиций в устойчивость продовольственных систем. Более 80 стран поддержали предложенную США "Дорожную карту глобальной продовольственной безопасности: Призыв к действиям". Кроме того, состоялись важные, регионально-ориентированные саммиты, например, Средиземноморский диалог на министерском уровне, посвящённый теме кризиса продовольственной безопасности, а также Конференция на министерском уровне "Единство ради глобальной продовольственной безопасности".
Впрочем, хотя хорошо известно, что открытая внешняя торговля критически важна для преодоления дефицита продовольствия, более 20 стран ввели ограничения на экспорт продовольствия (в виде лицензирования экспорта, изменения налогов и прямых запретов). Хотя страны-члены Всемирной торговой организации недавно договорились освободить гуманитарные закупки, осуществляемые WFP, от экспортных ограничений, этого недостаточно. Нам нужно в полной мере использовать наши знания о принципах работы мирового продовольственного рынка как в краткосрочной и долгосрочной перспективах, так и с точки зрения предложения и запасов продовольствия. С этой целью крупные страны, имеющие запасы зерна, должны направить их на международные рынки, чтобы сдержать дальнейший рост цен. Кроме того, правительства должны укреплять "Систему информационного обеспечения рынков сельскохозяйственной продукции" (АМИС) для повышения прозрачности, улучшения мониторинга (в том числе рынков фьючерсов) и предотвращения спекуляций. Мы обязаны гарантировать, чтобы большее число стран могли стать самодостаточными, благодаря диверсификации аграрного импорта, а также могли повышать устойчивость своего производства продовольствия (в тех случаях, когда это возможно).
Проблема голода усугубляется после пандемииПодорожание продуктов питания в США объясняется инфляцией и военными действиями, сообщает Bloomberg. Автор статьи не уточняет, в какой войне участвует ее страна. Но она призывает законодателей признать, что голод стал в Штатах непреходящей реальностью.
25.06.202200
Что касается энергоресурсов, то здесь премьер-министр Италии Марио Драги, президент США Джо Байден и другие мировые лидеры обсуждают идею создания картеля покупателей нефти для ведения переговоров о ценах. Есть также множество новых инициатив, призванных ускорить развитие возобновляемой энергетики, повысить энергоэффективность, сократить зависимость от ископаемого топлива. Однако нам нужно активизировать эту работу накануне ноябрьской Конференции ООН по изменению климата (СОР27) в Египте.
Со своей стороны, Международный валютный фонд и многосторонние банки развития могут и должны активней предоставлять помощь, смягчающую нынешние кризисы – продовольственный, энергетический и долговой. Лишь четверть баланса МВФ, равного триллиону долларов, сегодня предназначена для обеспечения финансовой помощи и для освобождения от расходов на обслуживание долга тех стран, которые испытывают затруднения. Всемирный банк тоже мог бы предоставлять больше кредитов, проведя переговоры о пополнении капитала странами-членами банка, а также используя свой кредитный рейтинг ААА для привлечения частного капитала с помощью кредитных гарантий. Для смягчения надвигающегося долгового кризиса нам нужна решительная, упреждающая многосторонняя инициатива для реструктуризации и списания долгов развивающихся стран с неподъёмным долговым бременем.
Доля стран с низкими доходами, которые находятся в состоянии долгового кризиса, или у которых высок риск начала такого кризиса, с 2015 года удвоилась – с 30% до 60%. Ситуация усугубляется тем, что у многих стран со средними доходами кредитные рейтинги снижаются, а это значит, что им придётся увеличивать расходы на обслуживание долга, причём особенно сейчас, когда Федеральный резерв США и другие крупные центробанки ужесточают свою монетарную политику. Новые инициативы по смягчению долгового кризиса должны пойти намного дальше аналогичных усилий, предпринимавшихся в последнее время. Срок действия "Инициативы по приостановке обслуживания долга" (DSSI), запущенной в начале пандемии, уже истёк, хотя сумма временной помощи 48 странам с низкими доходами за всё это время составила всего лишь $13 млрд. Кроме того, эта инициатива охватывала только официальных двусторонних кредиторов, то есть исключала частных кредиторов, которым принадлежит наибольшая доля долга развивающихся стран.
Вслед за инициативой DSSI были утверждены "Общие принципы урегулирования долга", призванные решить проблему суверенной неплатёжеспособности и затяжных проблем с ликвидностью в странах, имеющих право на участие в инициативе DSSI. Этот механизм призван обеспечить списание и реструктуризацию долга с учётом потребностей должников в жизненно-важных расходах, а также их платёжеспособности. Однако спустя полтора года после его запуска лишь три страны стали его участниками (Чад, Эфиопия и Замбия), и ни одна из них не завершила с успехом процесс реструктуризации долга.
На сегодня только 73 беднейшие страны мира могут стать участниками механизма "Общих принципов урегулирования", поэтому критерии отбора участников, наверное, нужно пересмотреть и расширить, при этом все кредиторы, включая Китай и частный сектор, должны будут подключиться к данному процессу. Абсолютно необходимо повышать прозрачность в долговых вопросах ради эффективных переговоров о пересмотре суверенных долгов. Хотя добиться китайского участия, наверное, будет трудно, участие частного сектора можно обеспечить с помощью норм регулирования, особенно в Великобритании и США, где уже имеется соответствующий прецедент.
Наконец, следует немедленно отменить дополнительные сборы МВФ (дополнительные комиссии, которые взимаются со стран-заёмщиков, которые уже крайне перегружены долгами). С тех пор как началась пандемия, число стран, несущих подобные расходы, выросло с девяти до 16, но МВФ прогнозирует, что к 2025 году эта цифра может увеличиться до 38. Мы столкнулись с беспрецедентным сочетанием кризисов, которые могут поставить наше будущее под серьёзную угрозу. Мир в очередной раз нуждается в "Большой двадцатке", которая должна решительно вступиться и начать действовать.
Эту статью подписали: Филипп Агьон – профессор экономики в Коллеж де Франс и Лондонской школе экономики; Мария Элена Агуэро – генеральный секретарь Мадридского клуба; Абдуррауф ар-Равабде – премьер-министр Иордании (1999-2000), президент Сената Иордании (2013-2015); Абдулазиз Ат-Туэйджри – бывший генеральный директор Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры ISESCO; Оскар Ариас – президент Коста-Рики (1986-1990, 2006-2010); Ян Петер Балкененде – премьер-министр Нидерландов (2002-2010); Каушик Басу – президент Международной экономической ассоциации; главный экономист Всемирного банка (2012-2016); Эрик Берглоф – профессор Лондонской школы экономики, глава экономического отдела в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (AIIB); Сали Бериша – президент Албании (1992-1997 годы), премьер-министр Албании (2005-2012); Ана Бирчал – заместитель премьер-министра Румынии (2018-2019); Валдис Биркавс – премьер-министр Латвии (1993-1994); Патрик Болтон – профессор финансов и экономики в Имперском колледже Лондона, профессор Колумбийского университета; Хьель Магне Бунневик – премьер-министр Норвегии (1997-2000, 2001-2005); Гордон Браун – премьер-министр Великобритании (2007-2010); Джон Братон – премьер-министр Республики Ирландия (1994-1997); Робин Бёрджесс – профессор экономики в Лондонской школе экономики; Фелипе Калдерон – президент Мексики (2006-2012); Мишлин Кальми-Ре – президент Швейцарской конфедерации (2007-2011); Ким Кэмпбелл – премьер-министр Канады (1993); Фернанду Энрики Кародозу – президент Бразилии (1995-2003); Венди Карлин – профессор экономики в Университетском колледже Лондона; Хикмет Четин – министр иностранных дел Турции (1991-1994); заместитель премьер-министра Турции (1995); спикер Великого национального собрания Турции (1997-1999); Жоаким Чиссано – президент Мозамбика (1986-2005); Хелен Кларк – премьер-министр Новой Зеландии (1999-2008); Шон Клири – председатель совета директор компании Strategic Concepts; Мари-Луиз Колейро Прека – президент Мальты (2014-2019); Эмиль Константинеску – президент Румынии (1996-2000); Дайна Койл – содиректор Института общественной политики им. Беннета при Кембриджском университете; Херман де Кроо – государственный министр Бельгии; Доминик де Вильпен – премьер-министр Франции (2005-2007); Кемаль Дервиш – министр экономики Турции (2001-2002), администратор Программы развития ООН (2005-2009), старший научный сотрудник по вопросам экономики и развития в Институте Брукингса; Матиас Деватрипон – профессор экономики в Свободном университете Брюсселя; Рут Диаминт – профессор Университета им. Торквато ди Телья; Цахиагийн Элбэгдорж – президент Монголии (2009-2017); Мария Фернанда Эспиноса – бывший председатель Генеральной Ассамблеи ООН, бывший министр иностранных дел Эквадора; Ян Фишер – премьер-министр Чешской республики (2014-2015); Ясуо Фукуда – премьер-министр Японии (2007-2008); Кирилл Габурич – премьер-министр Молдовы (2015); Ахмед Галал – министр финансов Египта (2013-2014); Фелипе Гонсалес – председатель правительства Испании (1982-1996); Даля Грибаускайте – президент Литвы (2009-2019); Амина Гураб-Факим – президент Маврикия (2015-2018); Сергей Гуриев – главный экономист ЕБРР (2016-2019), профессор экономики в Институте политических исследований (Sciences Po); Альфред Гузенбауэр – канцлер Австрии (2007-2008); Антониу Гутерреш – генеральный секретарь ООН; Тарья Халонен – президент Финляндии (2000-2012); Бенгт Хольмстрём – лауреат Нобелевской премии по экономике (2016), профессор экономики в Массачусетском технологическом институте (MIT); Экмеледдин Ихсаноглу – генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества (2004-2014); Младен Иванич – президент Боснии и Герцеговины (2014-2018); Асад Джамал – председатель совета директор и гендиректор компании ePlanet Capital; Мехди Джомаа – премьер-министр Туниса (2014-2015); Ли Джонхва – профессор экономики в Корейском университете, главный экономист и глава департамента региональной экономической интеграции в Азиатском банке развития (2007-2013); Иво Йосипович – президент Хорватии (2010-2015); Матс Карлссон – вице-президент Всемирного банк (1999-2001); Ядранка Косор – премьер-министр Хорватии (2009-2011); Александр Квасьневский – президент Польши (1995-2005); Луис Альберто Лакалье – президент Уругвая (1990-1995); Рикардо Лагос – президент Чили (2000-2006); Златко Лагумджия – премьер-министр Боснии и Герцеговины (2001-2002); Боливар Ламуньер – директор компании Augurium; Ив Летерм – премьер-министр Бельгии (2008, 2009-2011); Ципи Ливни – заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Израиля (2006-2009), министр юстиции (2006-2007, 2013-2014); Петру Лучински – президент Молдовы (1997-2001); Нора Лустиг – почётный президент Латиноамериканской и Карибской экономической ассоциации, профессор экономики Латинской Америки в Тулейнском университете; Сусана Малькорра – декан Школы глобальной и общественной политики IE, бывший министр иностранных дел и культа Республики Аргентина; Даля Мартин – почётный профессор Мюнхенского университета; Колин Майер – профессор менеджмента в Бизнес-школе им. Саида при Оксфордском университете; Реджеп Мейдани – президент Албании (1997-2002); Петер Медьеши – премьер-министр Венгрии (2002-2004); Амр Муса – генеральный секретарь Лиги арабских государств (2001-2011), министр иностранных дел Египта (1991-2001); Ровшан Мурадов – генеральный секретарь Международный центр Низами Гянджеви; Джозеф Мускат – премьер-министр Мальты (2013-2020); Мустафа Камель Набли – управляющий Центральным банком Туниса (2011-2012); Пирошка Надь-Мохачи – программный директор Института глобальной политики при Лондонской школе экономики, директор ЕБРР по политическим вопросам (2009-2015); Олусегун Обасанджо – президент Нигерии (1999-2007); Хосе Антонио Окампо – профессор Школы международной и общественной политики при Колумбийском университете; Джоомарт Оторбаев – премьер-министр Кыргызстана (2014-2015); Анан Панъярачун – премьер-министр Таиланда (1991-1992); Тимоти Филлипс – сопредседатель и со-основатель проекта "За справедливость в переходные времена" (PJTT); Сэр Кристофер Писсаридес – лауреат Нобелевской премии по экономике (2010), профессор экономики и политологии в Лондонской школе экономики; Росен Плевнелиев – президент Болгарии (2012-2017); Ричард Портс - командор ордена Британской империи, профессор экономики в Лондонской бизнес-школе, основатель и почётный президент Центра изучения экономической политики; Романо Проди – премьер-министр Италии (1996-1998, 2006-2008); Хорхе "Туто" Кирога – президент Боливии (2001-2002); Ивета Радичова – премьер-министр Словакии (2010-2012); Элен Рей – профессор экономики в Лондонской бизнес-школе; Хосе Луис Родригес Сапатеро – председатель правительства Испании (2004-2011); Дэни Родрик – избранный президент Международной экономической ассоциации, профессор международной политэкономии в Гарвардском университете; Мирко Шарович – президент Боснии и Герцеговины (2002-2003), заместитель премьер-министр (2015-2019) и президент Республики Сербской (2000-2002); Хедва Сер – посол доброй воли ЮНЕСКО; Исмаил Серагельдин – вице-президент Всемирного банка (1992-2000), сопредседатель Международного центра Низами Гянджеви; Джозеф Стиглиц – главный экономист Всемирного банка (1997-2000), лауреат Нобелевской премии по экономике (2001), профессор Колумбийского университета; Петар Стоянов – президент Болгарии (1997-2002); Лаймдота Страуюма – премьер-министр Латвии (2014-2016); Борис Тадич – президент Сербии (2004-2012); Эрнст-Людвиг фон Тадден – президент Мангеймского университета (2012-2019), профессор факультета экономики; Эка Ткешелашвили – заместитель премьер-министра Грузии (2010-2012); Джигме Тинлей – премьер-министр Бутана (2008-2013); Аминату Туре – премьер-министр Сенегала (2013-2014); Кассем Утим – президент Маврикия (1992-2002); Вайра Вике-Фрейберга – президент Латвии (1999-2007), сопредседатель Международного центра Низами Гянджеви; Раймондс Вейонис – президент Латвии (2015-2019); Филип Вуянович – президент Черногории (2003-2018); Леонард Ванчекон – основатель и президент Африканской школы экономики, профессор политики и международных отношений в Принстонском университете; Беатрис Ведер ди Мауро – президент Центра изучения экономической политики (CEPR), профессор международной экономики в Женевском институте международных отношений (Graduate Institute); Шан-Цзинь Вэй – главный экономист Азиатского банка развития (2014-2016), профессор китайского бизнеса и экономики, профессор финансов и экономики в Колумбийской бизнес-школе; Яшар Якыш – министр иностранных дел Турции (2002-2003); Джастин Ифу Линь – главный экономист и старший вице-президент Всемирного банка (2008-2012), декан Института новой структурной экономики при Пекинском университете; Юй Юндин – президент Китайского общества мировой экономики (2004-2006), директор Института мировой экономики и политики при Китайской академии общественных наук; Катерина Ющенко – первая леди Украины (2005-2010); Виктор Ющенко – президент Украины (2005-2010); Валдис Затлерс – президент Латвии (2007-2011).