История геронтократии повторяется

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Проклятие бездарного руководства, обрекшего СССР на гибель, спустя годы отозвалось эхом по всей Северной Америке, пишет автор Asia Times. Однако он отмечает, что это явление характерно не только для США и Канады, но и для стран Востока и Азии.
Ройвен Бреннер (Reuven Brenner)
"Как так вышло, что США пришлось выбирать между двумя геронтократами?" – поинтересовался Джозеф Эпштейн в своей статье в The Wall Street Journal от 22 июля под заголовком "Байден и Трамп оба ни на что не годны".
Вот мой взгляд этот вопрос, изложенный еще 25 лет назад и опубликованный в августе 1998 года под названием "Канада — провал земли обетованной". В этой статье я описал, чем всё заканчивается, когда престарелые лидеры или бесталанные наследники окружают себя бездарями.
Увы, эта история сегодня повторяется во многих частях мира — в США, в Канаде, на Ближнем Востоке, в Азии, в России и так далее.
Вот текст 1998 года:
"Основы этой модели заложили на заре советского государства Ленин и Сталин, поскольку ни тот, ни другой не обеспечили должной преемственности. Наоборот, в припадке паранойи оба стерли с лица земли людей сведущих, заменив их безобидными бездарями.
Под угрозой расправы, ГУЛАГа или психиатрической лечебницы талантливые люди России предпочли не рисковать и смирились с прискорбной, но безопасной безвестностью.
Первым продуктом этой системы, добравшимся до верхушки, стал Никита Хрущев. Ему не хватало ни образования, ни ума, однако он энергично совершал одну гибельную ошибку за другой — как внутри страны, так и за рубежом. Политбюро решило, что с него хватит, и в 1964 году его вышвырнуло — заменив другой посредственностью, Леонидом Брежневым.
Лучшего выбора попросту не было: всех мыслящих людей партия вычищала еще на низких этажах, запугивая их задолго до того, как те успевали дорастали до руководящих должностей. Тоже плоды сформировавшей их системы, его преемники Юрий Андропов и Константин Черненко были такими же жесткими ортодоксами и типичными бюрократами-карьеристами.
Лишь угроза политического и экономического банкротства толкнула Михаила Горбачева на противостояние бюрократической инерции, которая оберегала престарелое руководство СССР.
Однако к тому времени было уже слишком поздно. Из-за банкротства, усугубленного рейгановской программой "Звездные войны", и благоговения перед экономическим бумом в США, ткань, связывавшая прежнюю советскую империю, рассыпалась в мгновение ока. Этим вообще нередко кончается, когда компании и правительства лишаются доступа к кредитам.
Поскольку лучшие и умнейшие не идут во внутреннюю политику, а выбирают либо бизнес, финансы и технологии, либо переезжают в США, канадское политическое руководство за последнее десятилетие тоже увязло в посредственности. На федеральном уровне Канада произвела на свет таких выдающихся личностей как Ким Кэмпбелл (Kim Campbell), Жан Кретьен (Jean Chretien), Пол Мартин (Paul Martin) и Шейла Коппс (Sheila Copps) — столь же дерзновенных, зажигательных и проницательных, как дряхлые советские лидеры последних четырех десятилетий коммунистической эры.
Эта тяга к посредственности в политической жизни Канады в сочетании с суровой партийной дисциплиной и утратой подотчетности легко объясняет и то, почему прекратились серьезные политические дискуссии, и то, почему федеральные налоги растут как на дрожжах.
Из наших провинций лишь Альберта и Онтарио проявили творческое мышление и попытались сократить расходы и налоги, но, как мы уже отмечали, даже эти сокращения минимальны. На национальном уровне напрочь отсутствует признание, что ключ к долгосрочному успеху Канады лежит в восстановлении прозрачности правительства на всех уровнях".
Если вкратце, то прецеденты [нахождения у власти] Дональда Трампа, Джо Байдена, Нэнси Пелоси или даже молодого Джастина Трюдо (весь его опыт работы до премьерства заключается в том, что он полгода заменял учителя рисования, а потом назначил вице-премьером и министром финансов посредственных журналистов) далеко не уникальны — это бывает, когда политическая система ломается и подотчетность исчезает как таковая.
Когда же ждать перемен?
Когда государственная казна опустеет, а страну обгонят другие.
Ройвен Бреннер — председатель Монреальского экономического института, почетный профессор Университета Макгилла и член Королевского общества. Автор книг "История: человеческая игра" (1983), "Финансовая мощь" (2002) и "Мир случая" (2008). До 15 лет жил при коммунизме.
Обсудить
Рекомендуем