Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европа пытается восполнить дефицит газа в том числе и с помощью американского СПГ, но в краткосрочной перспективе ее планы обречены на провал, пишет "Хуаньцю шибао". Автор статьи объясняет почему.
25 июля "Газпром" объявил, что с 27 числа поставки природного газа по российскому газопроводу "Северный поток — 1" будут сокращены вдвое по сравнению с текущим уровнем, то есть трубопровод будет работать на 20% от максимальной мощности. Это может стать еще одним сигналом к действию стран-членов ЕС, которые 26 июля договорились о сокращении использования природного газа на 15%.
Природный газ – основной источник энергии для отопления и производства электроэнергии в ЕС, его главный экспортер – Россия. В 2021 году ЕС использовал 565 миллиардов кубометров природного газа и импортировал 349,1 миллиарда кубометров природного газа, из которых 31,24% было поставлено из России. Рост цен на голубое топливо оказал огромное давление на европейскую промышленность: компании, использующие большие объемы энергии, столкнулись с сокращением производства или его остановкой из-за высоких цен на газ. Европа уже начала переключаться на импорт природного газа из США, что сделало Соединенные Штаты крупнейшим в мире экспортером СПГ в первой половине этого года. В последние годы, хотя Штаты продолжали наращивать поставки природного газа в Европу, прорыва не случилось: по имеющимся данным, с апреля 2016 года по начало 2022 года ЕС импортировал чуть более 60 миллиардов кубометров сжиженного природного газа из Америки. После начала российско-украинского конфликта импорт СПГ еще больше увеличился, однако из-за отсутствия инфраструктуры Соединенные Штаты не смогут в краткосрочной перспективе обеспечить ЕС достаточным объемом природного газа, способного стать альтернативой при полном запрете на импорт энергоносителей из России.
Как долго будут продолжаться эти тяжелые дни отсутствия газа в Европе? Многое зависит от того, насколько хорошо она справится со снижением спроса. Из-за различных энергетических структур стран-членов ЕС степень зависимости их от российского природного газа также разная. По данным о доле природного газа, импортируемого из России странами ЕС в 2020 году, зависимость таких стран, как Латвия, близка к 100%, а таких, как Германия, превышает 60%. Учитывая, что некоторые страны не готовы к лишениям, Евросоюз сделал соглашение о сокращении потребления газа добровольным и добавил к нему дополнительные пункты. Например, Прибалтика, которая не подключена к европейской энергосистеме и в значительной степени зависит от природного газа для производства электроэнергии, освобождена от выполнения обязательных условий. Кроме того, исключениями также могут стать государства, которые сильно зависят от природного газа или если потребление газа в стране выросло не менее чем на 8% в прошлом году по сравнению со средним показателем за последние пять лет.
Путин разжигает "газовую войну", а Европа дрожит от холода. Не станет ли приостановка работы "Северного потока–1" "репетицией" окончательного закрытия газопровода?Из-за временного прекращения поставок российского газа по "Северному потоку–1" в европейских столицах воцарилась паника, пишет Rai Al Youm. В ЕС опасаются, что плановое отключение могло быть лишь "репетицией" Москвы перед полным закрытием газопровода.
13.07.202200
Для того чтобы достигнуть цели по сокращению спроса на газ на 15%, страны ЕС договорились о следующих мерах, которые можно обобщить в нескольких пунктах: Во-первых, общее сокращение объемов. При нормировании природного газа для промышленного сектора приоритет будет отдан обеспечению снабжения населения. Что касается потребителей, власти ЕС призывают правительства проводить мероприятия для населения по экономии электроэнергии и сокращению выбросов, например, поощрять людей выключать свет или понижать температуру на термостатах и кондиционерах. Во-вторых, замещение. Чтобы найти альтернативу российскому газу, правительствам ЕС, возможно, придется задуматься об отсрочке отказа от атомной и угольной энергетики. В-третьих, регулирование нормирования. Евросоюз требует, чтобы государства-члены каждые два месяца сообщали о своих планах по энергосбережению соответствующим органам ЕС, и призывает государства-члены принять меры по регулированию и контролю энергетики.
Вероятно, давление на Европу из-за нехватки газа достигнет своего пика по мере увеличения спроса зимой. Если план по сокращению спроса не будет реализован должным образом, европейские страны столкнутся не только с давлением на промышленные предприятия и общественность, но и с вызванным этим экономическим спадом. Кроме того, решение о том, принимать ли ограничительные меры в будущем, по-прежнему остается за правительствами стран. Даже если ЕС введет обязательное нормирование природного газа этой зимой, сначала необходимо рассмотреть, согласны ли на это государства-члены, в противном случае это приведет к еще большим внутренним разногласиям в будущем. Россия как постоянный поставщик европейского природного газа долгое время вместе с европейскими странами строила многочисленные газопроводы, создавая "эффект колеи" (Зависимость от предшествующего развития, первоначально выбранного пути. — Прим. ИноСМИ.). Например, после прокладки транзитного трубопровода между Россией и Турцией страны Южной и Центральной Европы смогли напрямую получать поставки российского газа. Таким образом, с европейской точки зрения, в краткосрочной перспективе, помимо поиска других продавцов, они могут рассматривать только другие энергетические альтернативы, например, как поступила Германия — разрешила перезапустить угольные электростанции до апреля 2024 года.
"Сланцевая революция" в США действительно изменила структуру поставок природного газа в мире. Нынешний конфликт между Россией и Украиной привел к резкому росту спроса на природный газ в Европе и повышению экспорта СПГ из США. Однако политические риски из-за расширения экспорта американских энергоресурсов по-прежнему сохраняются. Одним из примеров является провал проекта расширения нефтепровода "Кистоун", проходящего через США и Канаду из-за партийных трений. Если США хотят полностью заменить Россию, то они должны, во-первых, урегулировать внутриполитические разногласия, а во-вторых, продолжать наращивать трубопроводную инфраструктуру в Европу, чего трудно добиться в краткосрочной перспективе. И наконец, также необходимо учитывать потенциал производственных мощностей, поскольку текущие ожидаемые производственные мощности в Соединенных Штатах не смогут удовлетворить европейский спрос.
Из-за неопределенности результатов украинского конфликта будущее направление мирового энергетического рынка также пока неясно. Однако можно предвидеть, что глобальный спрос на природный газ в будущем останется высоким. С одной стороны, с переходом на низкоуглеродную энергетику природный газ как относительно низкоуглеродная ископаемая энергия будет продолжать играть важную роль на мировом энергетическом рынке. С другой стороны, производство электроэнергии на природном газе имеет низкие инвестиционные затраты и большую гибкость, что может продвинуть вперед потребление возобновляемой энергии и сыграть переходную роль в преобразовании энергосистемы на низкоуглеродную. Кроме того, с развитием разведочных технологий рынок добычи нефти и газа постепенно перешел от "управления капиталом" к "управлению технологиями", что может привести к увеличению производственных мощностей. Например, "сланцевая революция" в США расширила масштабы добычи и использования "нетрадиционного" природного газа, что не только значительно снизило эксплуатационную себестоимость природного газа в Америке, но и изменило глобальную структуру поставок газа.
Актуальной будущей проблемой международного энергетического рынка будет попытка избежать геополитических рисков. Энергетическая система любой страны должна быть способной поддерживать три основные цели: первая — способствовать экономическому росту государства, не вредя экологии; вторая — предоставлять универсальные энергетические услуги и обеспечивать энергетическую безопасность; третья — уделяя внимание развитию новых источников энергии, тщательно учитывать риски энергетической безопасности, связанные с нестабильным энергоснабжением.
Автор: Линь Боцян (林伯强) — научный сотрудник Инновационной лаборатории "Цзя Гэн" и декан Китайского исследовательского института энергетической политики Сямэньского университета.