Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Удастся ли западным странам реализовать анонсированное эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты? По мнению автора "Европейской правды", без дополнительных вторичных санкций черное золото будет поступать в Европу в обход запретов – в форме нефтепродуктов из третьих стран.
Олег Савицкий
Шестой пакет санкций ЕС, который был принят третьего июня, запрещает морской импорт российской нефти с пятого декабря 2022 года, а с пятого февраля 2023 года – импорт нефтепродуктов из РФ. Эмбарго со стороны Великобритании было объявлено еще восьмого марта, а к концу года планируется ввести запрет на импорт российской нефти и нефтепродуктов.
Впрочем, как оказывается, европейские авиакомпании не спешат избавляться от российского топлива и покупают его в Индии, закрывая глаза на то, что оно изготовлено из российской нефти.
Другой пример – сети розничной торговли и автозаправочные станции в Англии продолжают продавать своим клиентам российское дизельное топливо.
Согласно информации Russia Fossil Tracker – проекта, который направлен на учет и освещение экспорта энергоносителей России после начала спецоперации на Украине Россия заработала сто тридцать два миллиарда евро на экспорте ископаемого топлива на мировые рынки.
Соответствующие данные для проекта собирают аналитики Centre for Research on Energy and CleanAir (CREA), отслеживая перемещения судов и коммерческие потоки трубопроводов. Аналитики CREA описали поставки нефтепродуктов российского происхождения из Индии в Европу как "важную лазейку, которую нужно закрыть".
Кто покупает российское авиатопливо?
Согласно недавно опубликованным аналитическим отчетам Zero Carbon Analytics, в 2021 году IAG, владелец British Airways, был крупнейшим потребителем авиационного топлива, импортируемого из России.
British Airways использовали в среднем пятьсот восемьдесят шесть баррелей российского авиатоплива в сутки. Скандинавские авиалинии (SAS) в прошлом году были следующим крупнейшим его потребителем, потребляя триста восемь баррелей в сутки.
Существенные объемы также потребляли Wizz Air, Easyjet, Ryanair, Turkish Airlines, Lufthansa, Air France и Pegasus. Всего в прошлом году они заплатили России за топливо более миллиарда евро.
Среди аэропортов Европы в 2021 году лондонский Хитроу был крупнейшим потребителем российского авиатоплива – восемьсот семьдесят четыре баррелей в сутки. Следующим был парижский аэропорт Шарль де Голль (семьсот шесть б/д), за ним – амстердамский Схипхол (двести двадцать пять б/д) и лондонский Гатвик (сто двадцать шесть б/д).
В период с 2011 по 2021 год аэропорты Лондона, а именно Хитроу и Гатвик, были крупнейшими потребителями российского авиатоплива в Великобритании, на них приходилось в среднем девяносто два процента потребления.
Индия является третьим по величине источником импорта авиационного топлива в Европу. При этом в настоящее время Индия значительно увеличивает импорт российской сырой нефти, перенаправляемой из Европы.
Итак, крупный торговый поток авиационного топлива из Индии в Европу становится все более российским.
Как сообщает Reuters, в середине июля индийские нефтепереработчики начали рассчитываться за российскую нефть в дирхамах. "Роснефть" поставляет нефть в Индию через трейдерские фирмы, в частности Everest Energy и Coral Energy.
А в июне Индия стала вторым по величине покупателем российской нефти после Китая.
Из десяти стран, поставляющих больше всего авиационного топлива для европейских авиалиний, шесть в рейтинге Freedom House получили оценку "несвободные" с точки зрения доступа к политическим правам и гражданским свободам.
После убийства известного оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги в октябре 2018 года общественность призвала европейские авиакомпании компании прекратить деловые связи с Саудовской Аравией. Но в следующем году они не уменьшили, а увеличили закупки авиационного топлива у Саудовской Аравии. В 2019 году они импортировали на шесть процентов больше саудовского керосина.
Авиакомпании Великобритании и ЕС должны быть честными относительно того, где они покупают топливо для своих самолетов, а также раскрывать те шаги, которые они предпринимают.
"Не стоит заменять российскую нефть топливом из других проблемных государств", – говорит Джо Дарденн, директор организации Transport&Environment.
Pumping for Putin
Среди европейских стран Великобритания была одной из наименее зависимых от российской нефти. Доля России в общем британском импорте нефти и нефтепродуктов в 2021 году составляла лишь восемь процентов, поэтому для правительства Бориса Джонсона введение эмбарго не было политически сложным шагом.
Объявление запрета на российскую нефть стало громким политическим заявлением, получившим большое внимание в медиа, но с его введением на практике пока возникают существенные проблемы.
"У нас есть более чем достаточно времени, чтобы рынок и наши цепочки поставок адаптировались к этим существенным изменениям. Компании должны использовать этот год для обеспечения плавного перехода, чтобы потребители не пострадали", – заявил министр экономики Великобритании Квази Квартенг, объявляя в марте эмбарго на российскую нефть.
С тех пор ни правительство, ни бизнес в Великобритании особо не спешат с отказом от российской нефти и нефтепродуктов.
В ответ Greenpeace UK при поддержке других экологических и правозащитных организаций требуют от правительства и компаний немедленного прекращения импорта и использования российского топлива.
Британские супермаркеты (многие из которых также торгуют горючим) сталкиваются с острой критикой и публичным давлением из-за того, что они продолжают продавать своим клиентам российское дизельное топливо.
В июне активисты кампании "Pumping for Putin" разместили тысячи наклеек с лицом Путина на бензоколонках супермаркетов, призывая розничных торговцев прекратить торговлю российской нефтью.
"Торговые сети Великобритании хотят, чтобы мы поверили, что они этически настроены и поддерживают Украину", – сказал Мэтт Меллен, редактор экологического онлайн-журнала Ecohustler, инициировавшего эту кампанию.
Мишенями кампании стали крупнейшие сети супермаркетов Sainsbury's, Tesco, Morrisons и Asda, ранее публично заявивших о поддержке Украины.
В комментариях журналистам они подтвердили, что российское дизельное топливо все еще может продаваться на их заправках, ссылаясь на решение правительства, что импорт российской нефти должен прекратиться лишь до конца года.
"Мы плодотворно работаем над тем, чтобы уменьшить количество дизеля, который мы покупаем в России с первых дней конфликта. Это сложный процесс, но мы стараемся сотрудничать с британской топливной промышленностью и правительством, чтобы поддержать запрет на импорт российской нефти, который должен вступить в силу до конца этого года", – сказал в комментарии DeSmog Райан Бартлетт, коммерческий директор сети супермаркетов Sainsbury's.
Tesco, Asda и Morrisons отказались от комментариев. Известно, что эти сети планируют постепенно отказаться от российского топлива и исключить его из своих цепей поставки до конца года, в соответствии со сроком, установленным правительством.
Ранее они заявляли о поддержке Украины в форме гуманитарной помощи и изъятии из магазинов продуктов, которые поставлялись из России.
Как сделать эмбарго эффективным?
Чтобы нефтяное эмбарго начало работать и было действительно действенным, вторичные санкции должны быть наложены на нефтетрейдеров, страховые компании и представителей другого бизнеса, задействованых в поставках российской нефти.
"Компании должны проводить надлежащую проверку происхождения нефти и нефтепродуктов, в том числе на нефтеперерабатывающих заводах и пунктах хранения в портах и терминалах.
Если они не в состоянии предотвратить попадание российской нефти в свою цепочку создания добавленной стоимости или существенно снизить этот риск, деловые отношения с ними следует прекращать", – предлагает бизнес-аналитик Ричард Кент.
Также необходимо, чтобы правительства принимали системные меры для сокращения спроса на российское топливо, которые также необходимы для преодоления климатического кризиса и достижения целей Европейского зеленого курса по декарбонизации экономики.
В частности, для сокращения потребления авиационного топлива экологические организации в ЕС призывают Еврокомиссию запретить перелеты на короткие расстояния и отменить налоговые льготы для авиакомпаний, которые предоставляют им преимущество над железнодорожными перевозками.
"Авиационная отрасль должна взять время, чтобы внимательно взглянуть на себя и спланировать будущее с меньшим количеством полетов", – говорит Джо Дарденн из Transport&Environment.
Еще одним чрезвычайно эффективным способом сокращения потребления топлива может быть поощрение людей меньше использовать автомобили, а также электрификация коммерческого транспорта.
Правительства Великобритании и стран ЕС должны безотлагательно рассмотреть вопрос о стимулировании электрификации коммерческого транспорта, а также ускорить свертывание производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Это должно произойти не до 2035 или 2030 года, а в течение одного-двух лет. Иначе трудно поверить в заявления о том, что европейские страны хотят остановить конфликт на Украине, защитить права людей в других регионах и предотвратить климатическую катастрофу.