Индийская версия "Белого лебедя"? Россия может продать Ту-160 Индии, как должен ответить Китай?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Индия ведет переговоры с Россией о покупке бомбардировщика Ту-160 и уже достигла предварительной договоренности, пишет пользователь Sina. По его мнению, приобретение "белых лебедей" одним махом выведет индийские ВВС на новый уровень.
Индия всегда мечтала стать великой державой, а основой для этого является развитие военной техники. После обретения независимости Индия всегда тратила немалые деньги на перевооружение и модернизацию военного оборудования с помощью закупок, концессий, совместных разработок и так далее. В результате Нью-Дели создал огромную армию, которую нельзя игнорировать.
Более того, Индия всегда проявляла горячий интерес к собственным внутренним разработкам вооружения и техники. Хотя это был извилистый путь, а скорость создания отечественных деталей низкая, и в важнейшем оборудовании Индия по-прежнему была очень зависимой от других стран, эта страна все равно упорно шла по трудному пути отечественных НИОКР. Так были рождены многоцелевой истребитель Tejas, основной боевой танк Arjun и только что переданный на вооружение ВМФ первый индийский авианосец Vikrant. Но мало кто знает, что Индия всегда отставала в области стратегических бомбардировщиков и всегда хотела иметь их в своих воздушных войсках, но у нее ничего не выходило. И вот недавно в этой истории наступил поворотный момент.
По сообщениям местных СМИ, Индия в настоящее время ведет переговоры с Россией о покупке бомбардировщика Ту-160 и достигла предварительной договоренности, что означает, что, если переговоры между двумя сторонами в дальнейшем пройдут гладко, Нью-Дели получит стратегический бомбардировщик Ту-160. Это не только одним махом компенсирует недостаток этого типа самолетов в индийских ВВС, но и задаст очень высокую стартовую планку для стратегических бомбардировщиков Индии. Для России же это не только первый проданный за границу Ту-160, но и в целом первый прецедент экспорта стратегических бомбардировщиков, что имеет большое значение как для Москвы, так и для Нью-Дели.
Концепция стратегических бомбардировщиков фактически была впервые предложена Великобританией. Под влиянием Соединенного Королевства Индия с момента обретения независимости придавала большое значение разработке собственных бомбардировщиков. Первоначально у Нью-Дели были самолеты B-24. В 1950-х годах Индия закупила в Соединенном Королевстве еще 70 бомбардировщиков English Electric Canberra, но восемь из них были самолетами специального разведывательного типа, а четыре — тренажерными, и только 58 действительно обладали возможностью бомбометания. Во время Второй индо-пакистанской войны эти бомбардировщики сыграли важную роль, но со временем воздушные судна начали устаревать, и в конце концов в 2007 году Индия списала их все.
С тех пор все реактивные бомбардировщики Индии были списаны, и некоторое время в стране вовсе не было этого типа самолетов. Однако в 1984 году Индия закупила у Советского Союза восемь противолодочных самолетов Ту-142МК-Э. Эти восемь противолодочных самолетов были созданы на базе дальнего бомбардировщика Ту-95, но в то время у Индии не было возможности обменять их на Ту-95.
Habertürk (Турция): с Ту-160М Россия возвращается в годы холодной войныБомбардировщик Ту-160 был козырем в борьбе за влияние между НАТО и Организацией Варшавского договора времен холодной войны, пишет Habertürk. Автор статьи уверен, что появление модернизированной модели этого самолета, особенно в условиях нынешнего противостояния стран, изменит баланс сил в мире.
Из-за распада Советского Союза уже позже, в 2003 году России не хватало денег на военные расходы. Изначально она планировала экспортировать четыре бомбардировщика Ту-22М3 в Индию, чтобы пополнить военный бюджет. Но неожиданно на пути возникла Украина — в то время делилось советское наследие, и Киев заполучил в свои руки 29 Ту-22М3. В то время обстановка в Украине была хуже, чем в России, да и стратегического спроса на дальние бомбардировщики не было. Поэтому цена четырех Ту-22М3 едва достигала 120 миллионов долларов. Если бы Индия заплатила все сразу, то общая цена снизилась бы до 80 миллионов долларов. Таким образом, цена одного самолета Ту-22М3 была невероятно мала, не говоря уже о сразу четырех воздушных суднах. Для сравнения: в то же время цена одного истребителя F-16 была 30 миллионов долларов. Индия использовала это как предлог, чтобы снизить российскую цену. Москва посчитала такую стоимость неприемлемой и добровольно разорвала сделку, а Украина также не смогла продать свои самолеты из-за вмешательства Соединенных Штатов, поэтому количество стратегических бомбардировщиков на вооружении Индии с тех пор было равно нулю, и так было до недавних пор.
Со времени вывода из эксплуатации бомбардировщика Canberra в 2007 году Индия хоть и стремилась к разработке этого типа самолетов, но у нее ничего не выходило. Причина очень проста. Стратегические бомбардировщики всегда были первоклассным вооружением в разных странах, и существует лишь горстка стран, освоивших эту технологию, а экспорт еще более редок.
В настоящее время в европейских армиях также нет стратегических бомбардировщиков. В свое время у Соединенного Королевства трио бомбардировщиков, а именно "Вэлиент", "Вулкан" и "Виктор", получившие в авиационной литературе обобщенное название серия "V". Однако из-за ограничений срока эксплуатации все эти три самолета были сняты с вооружения в 1990-х годах, и с тех пор Великобритания не разрабатывала новые воздушные судна этого типа, а боевые задачи бомбардировщиков в европейских странах в целом взяли на себя истребители.
Хотя Соединенные Штаты имеют самый большой в мире парк самолетов и три стратегических бомбардировщика B-2, B-1B и B-52H, они не экспортируют их.
Несмотря на то, что Ту-160 был разработан в 1980-х годах, его характеристики не следует недооценивать. До того, как российский истребитель-невидимка нового поколения ПАК-ДА не поступит в армию, Ту-160 как крупнейший стратегический бомбардировщик в мире, по-прежнему будет важной частью сил стратегического ядерного сдерживания России.
Будучи сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком, Ту-160 может преодолевать системы противовоздушной обороны со скоростью 2,02 Маха, что даже превышает максимальную скорость полета многих истребителей. По ударным возможностям Ту-160 имеет боевой радиус до 8 тысяч километров, он способен нести 40 тонн боеприпасов, а согласно выступлению бывшего Главнокомандующего военно-воздушных сил Индии Арупа Раха на форуме The Chanakya Dialogues, ВВС Индии также получат гиперзвуковую ракету, которая может быть оснащена ядерной боеголовкой и которую может нести Ту-160. Однако в настоящее время Ту-160М, заказанный у ВВС России, все еще находится в производстве. Даже если соглашение о покупке будет наконец подписано, Индии, возможно, придется подождать, пока российские ВВС его завершат.
Хотя Ту-160 обладает передовыми характеристиками и также может представлять большую угрозу для Китая из-за того, что его можно оборудовать сверхзвуковыми ракетами, но и Пекин не лишен средств противодействия. Прежде всего потому, что хотя наличие Цинхай-Тибетского нагорья дает Индии естественные географические преимущества, если Ту-160 захочет влететь в нашу страну, ему придется преодолеть территорию не менее 2тысяч километров. Нью-Дели стоит признать, что даже если у них появится бомбардировщик Ту-160, то угроза для Китая по-прежнему будет невелика: во время полета самолет может быть легко перехвачен китайскими истребителями J-20 и др. А еще большую опасность для Ту-160 может представлять китайская система противоракетной обороны Hongqi-9.
Автор: Кафе боевых искусств (军武小咖)
Обсудить
Рекомендуем