Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Для американских рестораторов из-за безудержной инфляции настал сущий майонезный ад, сообщает Bloomberg. На примере увеличения стоимости этого соуса автор статьи анализирует, насколько в целом подскочили потребительские цены в стране.
Трейси Эллоуэй (Tracy Alloway)
Краски сгущаются
В прошлом году предприниматель Пит Стрейтс встретился с репортером местного издания обсудить проблемы рестораторов в эру после пандемии. Разговор о трудностях найма вскорости переключился на дороговизну майонеза. Сливочная приправа, посетовал Стрейтс, подорожала на 200 долларов в неделю.
Особых споров новость не вызвала. "Местные рестораны борются из-за инфляции вследствие пандемии", — говорится в статье. Но вскоре, после твита Республиканской партии в Северной Каролине, разверзся сущий майонезный ад. "Байденфляция ударила по Уинстон-Салему", — заявили республиканцы.
"Такого жирного шанса эти не упустят", — подумали скептические читатели, выхватили калькуляторы и уселись за расчеты: это сколько же майонеза расходует ресторан Стрейтса? Сам владелец от комментариев отказался, однако наши источники подсказывают, что у заведения такого калибра за милую душу уходит до 40 галлонов майонеза в неделю. Оказывается, он идет чуть ли не во все блюда.
Стрейтс и его ресторан оказались в эпицентре жарких споров о причине инфляции и ее масштабах. Опубликованные на этой неделе данные показали, что потребительские цены в США за июль подскочили в годовом исчислении на 8,5%. И хотя этот показатель оказался все же ниже, чем рассчитывали экономисты, он по-прежнему близок к рекорду за четыре десятилетия.
Расползание инфляции
Живучесть высокой инфляции удивила инвесторов и сбила с толку глав центральных банков. На председателя Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла обрушилась критика, когда в июне этого года он признал: "Лишь теперь мы поняли, как мало мы в сущности знаем об инфляции". И он оказался прав. Мерить скачки цен — задача сложная и подчас субъективная. Майонез — идеальный тому пример.
Хотя теперь уже мало кто сомневается, что продовольственная инфляция реальна, а люди вроде того же Стрейтса уже ощутили удар по кошельку, ключевой вопрос здесь: каковы масштабы бедствия? Когда в прошлом году мы углубились в майонезную инфляцию, то выяснили, что по данным индекса потребительских цен (ИПЦ) от Бюро статистики труда в июле 2021 года цены в годовом исчислении выросли примерно на 5,8%. По более конкретным данным индекса цен производителей (ИЦП), майонез подорожал в том месяце на 5,4%. Но с тех пор этот показатель был пересмотрен до 10,6% — а это вдвое больше, чем сообщалось тогда.
Что же все-таки происходит? И почему изменения цен на майонез — без которого в Америке не обходится ни один ресторан, закусочная или холодильник — так трудно отследить? Вот что мы узнали из очередной попытки разобраться в тайне Великой майонезной инфляции — и вот что она говорит нам об росте стоимости жизни в США.
Майонез у нас под носом
В последний раз мы пришли к нескольким выводам. Во-первых, что вокруг майонеза кипят бурные разногласия: врачи и чиновники от здравоохранения его ругают, а повара — наоборот, нахваливают. Во-вторых, современный майонез далек от первоначального рецепта из оливкового масла, яиц, чеснока и лимонного сока. Сегодня крупнейшие производители в качестве основного ингредиента вообще указывают соевое масло.В-третьих, что касается измерения американских цен, то есть масса нюансов.
Пожалуй, простейший способ определить стоимость майонеза — просто приглядеться повнимательнее. В ходе прошлогоднего расследования мы выяснили, что тогда ведро "сверхгустого" от Kraft Heinz Co продавалось на Amazon примерно за 77,20 доллара. Сегодня оно стоит уже 109,83 долларов — и по этой цене его предлагают лишь считанные поставщики. Ведро оригинального майонеза Kraft обойдется вам в 66,32 доллара против 51,99 доллара в прошлом году — иными словами, годовой рост составил почти 27%.
Еще можно ознакомиться с долгосрочными данными на Keepa.com, где отслеживаются цены на товары на Amazon и других крупных сайтах. Что интересно, так это что мощные колебания цен началась примерно в августе прошлого года и с тех пор так и не прекратились.
Но такая нестабильность характерна не для всех сортов майонеза. Так, банка майонеза Duke’s объемом восемь унций подорожала за тот же период с 4,66 до 4,78 доллара — всего на 2,6%. Таким образом, если за отправную точку брать Duke’s, то ФРС весьма близка к целевому показателю годовой инфляции в 2%! Но, судя по ведрам Kraft, работы еще непочатый край.
Разумеется, мы шутим, но совершенно очевидно, что цены на товар конкретной марки и в конкретной таре не раскрывают всей сути продуктовой инфляции в Америке. Для этого и существует ИПЦ, который мерит совокупные изменения цен на широкий спектр потребительских товаров и услуг.
"Конечно данные ИПЦ неспроста отличаются от того, что вы можете наблюдать на Amazon, — сказал основатель Inflation Insights LLC Омаир Шариф (Omair Sharif). — ИПЦ зафиксирует, где люди делают покупки. Таким образом, по одному и тому же товару у них будет масса цен с разных торговых точек по всей стране, в том числе в интернете. Как цены из магазинов органической еды Whole Foods не отражают среднего потребителя, так и один Amazon не может считаться универсальной меркой".
Он отметил, что цены на продукты питания сперва оцениваются на местном уровне, после чего сводятся в единый национальный индекс. То есть цена на майонез имеет разное значение в зависимости в разных частях страны. Едят дома 10% чикагцев, 6,7% хьюстонцев и 8,4% нью-йоркцев. Однако на каждый из этих городов в национальном индексе приходится 2,9%, 1,8% и 7,1% — таким образом, вес "домашней еды" в Чикаго, Хьюстоне и Нью-Йорке составит 0,29, 0,12 и 0,60 соответственно.
Он отметил, что цены на продукты питания сперва оцениваются на местном уровне, после чего сводятся в единый национальный индекс. То есть цена на майонез имеет разное значение в зависимости в разных частях страны. Едят дома 10% чикагцев, 6,7% хьюстонцев и 8,4% нью-йоркцев. Однако на каждый из этих городов в национальном индексе приходится 2,9%, 1,8% и 7,1% — таким образом, вес "домашней еды" в Чикаго, Хьюстоне и Нью-Йорке составит 0,29, 0,12 и 0,60 соответственно.
"Общий коэффициент домашней еды в США в декабре 2021 года составил 8,165, — отметил Шариф. — Таким образом, на Чикаго пришлось 3,6% общеамериканского индекса, на Хьюстон — 1,5%, а Нью-Йорк — 7,3%. Иными словами, изменения цен на продукты питания не только по-разному сказываются на этих городах, но и по-разному влияют на национальный индекс в силу их удельного веса".
Таким образом, хотя мы и можем отслеживать изменения цен на отдельные виды майонеза, нам все же придется так или иначе свести воедино перемены внутри целой группы товаров. Словно сам соус, нам придется смешать разные продукты, точки продажи и модели потребления в единое целое.
Есть несколько способов, как это сделать. ФРС предпочитает такой показатель, как индекс цен на личное потребление (ИЦЛП), но его часто затмевает ИПЦ. (Расхождение между этими двумя показателями стоит отдельного исследования). Мало того, что ключевые выплаты вроде социального обеспечения и привязанных к инфляции казначейских обязательств приурочены к ИПЦ, этот параметр еще и подробнее отражает ценовые изменения.
Это потому, что в него входят сотни более узких индексов и более мелких позиций, которые позволяют отслеживать изменения в стоимости любых товаров, от неэтилированного бензина до комнатных растений — и, да, того же майонеза. Вроде бы. В ИПЦ он входит в более обширную категорию "прочие жиры и масла, включая арахисовое". Однако, как уже упоминалось ранее, в июле 2021 года этот показатель составлял 5,8% в годовом исчислении.
И с тех пор он рос не переставая, достигнув в июле 2022 года ошеломляющей отметки в 19,4%.
Большая банка данных
Однако, как мы обнаружили в прошлом году, стоимость майонеза можно рассчитывать и с точки зрения производителей. Для этого есть индекс цен производителей (ИЦП). Бюро по проблемам трудоустройства и статистики называет его "одной из старейших непрерывных систем статистических данных", которая восходит к решению Сената от 1891 года изучить влияние пошлин на цены на ряд сельскохозяйственных и промышленных товаров в стране и за границей.
В его исходную версию на основе данных от американских оптовиков вошли цены на сотни интересных и отчасти вышедших из употребления товаров. (Увы, майонеза в списке не оказалось, хотя в нем значатся другие товары первой необходимости, такие как "свиной почечный жир").
Перенесемся в сегодняшний день. Приправу для сэндвичей вы найдете в категории "Майонез, заправка и соус". На самом деле существуют десятки других индексов ИЦП, так или иначе связанных с майонезом, от "Приправ и заправок" до "Готовых соусов, исключая томатные" и "Жидких заправок для салатов".
Когда мы в последний раз просматривали эти данные, самой точной оказалась цифра из категории "Майонезы, заправки для салатов и соусы для сэндвичей": по ней цены в июле 2021 года выросли на 5,4%.
Однако сегодня там совсем иная картина. Теперь за июль 2021 года значится рост в 10,6%. Иными словами, майонезная инфляция почти удвоилась. Что же произошло?
И тут мы подошли, пожалуй, к самой недооцененной особенности индексов ИЦП.
Инфляция добралась до Америки: дешевые консервы стали роскошьюВедущий программы The Late Show на канале CBS Стивен Кольбер признал, что инфляция бьет по карманам американцев. При этом он высмеял то, как в магазинах Нью-Йорка борются с ростом числа краж. Там дешевые консервы стали помещать в защитные коробки.
04.08.202200
"Все индексы ИЦП подлежат пересмотру раз в четыре месяца", — объяснил Джозеф Коваль из Бюро по проблемам трудоустройства и статистики. Он отметил что, хотя скачок с 5,4% до 10,6% для общего показателя — большая редкость, в конкретных позициях такое случается регулярно. Это связано с тем, что данные основаны на добровольном ответе производителей на запрос о зарегистрированных ценах. И если часть ответов поступает с опозданием, цифра может меняться.
И это не единственное, что может привести к пересмотру ИЦП. На данных могут сказаться качественные улучшения продуктов, и любимый пример Коваля — это обычный холодильник. Люди начиная с некоторого возраста еще помнят старые холодильники. В них клали пару пакетов молока и все тот же майонез — вот и все.
Сегодняшний же холодильник — чудо техники, оснащенное полупроводниковыми чипами, выходом в интернет и массой беспроводных функций. Так что если измерять стоимость холодильника в 2022 году по сравнению, скажем, с 2002 годом, это будет принципиально иной продукт. Допустим, компания продает простые холодильники за 1 000 долларов. В следующем году она продает новую модель уже за 1 150, но при этом тратит 100 долларов на его совершенствование. В таких случаях Бюро по проблемам трудоустройства и статистики учтет качественную корректировку, а годовой ИЦП будет равняться примерно 5%, хотя общая цена выросла на 15%.
Маловероятно, что за последнее время в производстве майонеза произошли столь серьезные технологические сдвиги. Насколько мы можем судить, он остался прежним — ни жирность, ни гущина не изменилась. Чем же объяснить пересмотр ИЦП?
Коваль отмечает, что необработанные товары гораздо переменчивее промышленных. Компании могут пересмотреть цены в конце квартала, а их затраты меняются в зависимости от контрактов. И здесь важно отметить, что хотя данные по майонезу за июль 2021 года изменились, уже в следующем месяце никакого пересмотра не было.
"Спотовые цены — еще не вся вселенная цен, — сказал Коваль. — Можно ли считать спотовую цену определяющей для большинства товаров? А если у тебя контракт? А если ты строитель? Не будешь же ты покупать пиломатериалы каждый месяц на спотовом рынке!".
Майонез — продукт не совсем необработанный, но во многом зависит от ключевых товаров, таких как соевые бобы и яйца. И если вам интересно, есть ли у крупных производителей майонеза программы страхования от потерь, то да, есть. Крупные продовольственные компании вроде Restaurant Brands International Inc (владелец Popeyes и Burger King каждый год изводит майонез олимпийскими бассейнами) и Unilever Plc (производитель культового майонеза Hellmann's) пытаются сгладить скачки цен на сырьевые товары, договорившись заранее.
Так, Unilever, в своих последних результатах заявила, что 80% расходов на сырьевые товары во второй половине года покрываются за счет имеющихся запасов и закюченных контрактов, отметив, что, хотя этот метод снижает общую неопределенность, потребуется некоторое время, чтобы устойчивое падение спотовых цен полностью отразилась на затратах.
С майонезом веселее вместе
Так почему же майонез настолько подорожал?
По сравнению с прошлым годом динамика не изменилась. Рассмотрим, из чего складывается цена банки майонеза: стоимости основных ингредиентов, рабочей силы, транспортных расходов и наценки (или прибыль). Многие из них могли вырасти в постковидную эру, но наиболее значительный рост пришелся на ингредиенты.
Обрушившиеся одна за другой пандемии в принципе подхлестнули рост цен. Птичий грипп в США уничтожил порядка 30 миллионов домашних и диких птиц, в результате яйца подорожали в июле на 47%. А оптовые цены с марта 2020 года подскочили и вовсе почти на 185%.
При этом основные цены на сою за тот же период выросли на 75%, отчасти из-за вспышки африканской чумы свиней в Китае в 2018 году, которая уничтожила до трети местного поголовья. Пока страна восстанавливала свои стада свиней, спрос на корм вырос, рынок оказался под давлением, а цены подскочили.
Кроме того, соевые бобы, как и многие другие товары, подорожали из-за российской спецоперации на Украине — запасы растительного масла в принципе сократились. Компания Kraft особо отметила возросшую стоимость соевого масла в докладе о доходах за второй квартал, тогда как Restaurant Brands International отметила, что "цены на сырьевые товары привели к изменчивости в нашем бизнесе". Наконец, ожидается, что на урожае скажется жара и засуха в США и Европе.
"Цены на многие товары на мировых рынках подвержены колебаниям, и их нелегко устранить денежно-кредитными или налоговыми мерами, поэтому фирмы поспешили переложить возросшие затраты на рабочую силу, транспортировку и упаковку на потребителей, чтобы защитить свою прибыль", — объяснил Шариф.
"В случае с майонезом толчком стала цена на соевые бобы, которые продаются по всему миру. Их стоимость резко подскочила в 2021 году, когда китайское поголовье выздоровело от африканской чумы свиней, ранее достигнув антирекорда численности за последние 20 лет, — добавил он. — Кроме того, цены на подсолнечное поползли вверх из-за боевых действий на Украине. Я не уверен, что повышение ставок решит эти глобальные факторы".
Милтон Фридман как-то заметил, что инфляция — везде и всегда явление сугубо монетарное. Однако в случае с майонезом эта связь далеко не очевидна. Меры по борьбе с пандемией и экстренное покрытие дефицита ликвидности от Федеральной резервной системы, может, и повысили спрос на соус для сэндвичей, но увязать рост цен с ужесточением денежно-кредитной политики напрямую сложно.
Наконец, майонез подорожал не только в США. Best Foods, новозеландское подразделение Unilever пообещало в этом месяце поднять цены на майонез на 21%.
Даже в Японии, которая вот уже почти два десятилетия, наоборот, борется с дефляцией, Kewpie Corp — производитель майонеза в узнаваемых упаковках с очаровательными куклами — уже задрал цены, а в октябре грядет еще одно повышение. А в Великобритании на фоне Брексита один производитель сэндвичей посетовал, что майонез только за 2022 год подорожал на 80%.
И вот в чем корень проблемы: майонезную инфляцию можно мерить по-разному, однако ее эффект будет глубоко индивидуальным. Те, кто избегает жирной пищи, едва ли его почувствуют. А те, кто закупает его галлонами — например, британский производитель сэндвичей или владелец ресторана в Северной Каролине, пострадают гораздо больше.
В общем и целом, чем принципиальнее для вас тот или иной товар, тем чувствительнее для вас его дороговизна. И это одна из причин, почему удорожание бензина стоит столь остро: от этого напрямую страдают миллионы американцев. Это же касается продуктов питания и приправ к сэндвичам.