Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Раньше это казалось немыслимым, но у Европы не осталось выбора, пишет FT. Нужно сделать все, чтобы Норвегия согласилась снизить цены на газ. Только так у европейцев останется шанс не замерзнуть предстоящей зимой.
С политической точки зрения снизить цены будет трудно, но в интересах Осло согласиться на это.
В текущем газовом кризисе появилось одно светлое пятно. Норвегия, демократическая, дружественная, надежная Норвегия, решила помочь Европе сделать так, чтобы там не погас свет. Она до максимума увеличила добычу, причем в ущерб собственной нефтедобыче, чтобы по мере возможности заменить импорт из России.
Но цены на газ продолжают расти. Они выросли в два с лишним раза с тех пор, как Россия в июне начала открыто сокращать экспорт. И теперь в Европе начался тихий ропот. Европейцы заговорили о том, что Норвегию пора попросить сделать больше на благо континента, причем сделать то, что раньше казалось немыслимым. Эта страна должна согласиться на снижение отпускных цен на свой газ.
Прежде чем из Осло зазвучат вопли протеста, а пуристы свободного рынка начнут жаловаться, стоит заметить, что это предложение ни в коей мере не является официальным. Но такое мнение в частном порядке высказывают матерые руководители нефтегазовой отрасли, а посему его стоит проанализировать.
Эти руководители приводят следующие доводы. Хочет Европа это признавать или нет, но она увязла в экономической войне в результате российской специальной военной операции на Украине.
Европа поддерживает Киев, но величайшей угрозой такой поддержке является то (и Владимир Путин это хорошо понимает), что энергетический кризис может перерасти в кризис экономический, и тогда западные избиратели отвернутся от Украины. Газовые цены сегодня не просто растут, но и превращаются в инструмент экономического давления.
Какие бы расчудесные газовые доходы ни получала сегодня Норвегия — а они просто умопомрачительны, потому что цены на газ эквиваленты цене на нефть в 400 долларов за баррель — глубокая рецессия в соседних странах и усиление России у границ ЕС отнюдь не соответствует стратегическим интересам Осло.
Конкретные цифры проливают свет на складывающуюся ситуацию. Большую часть газа Норвегия поставляет в Европу по трубопроводам. Эти объемы составляют около четверти газовых поставок на континент. В Британии доля поставок из Норвегии даже выше — 40%.
В мае норвежское правительство опубликовало прогноз о том, что его доходы от нефти и газа в текущем году приблизятся к ста миллиардам евро. В стране, где население составляет 5,4 миллиона человек, это около 18 000 евро на каждого жителя. То есть это больше общего объема государственных расходов Британии на душу населения в 2020/2021 году.
В преддверии зимы цены на газ вырастут еще больше! Газпром обнародовал новые прогнозыЕще до начала зимы цены на газ в Европе снова подскочат, пишет SuperExpress. Газпром опубликовал предварительный прогноз, согласно которому страны ЕС еще до начала зимнего периода будут платить за тысячу кубометров газа четыре тысячи долларов. И это не предел.
18.08.202200
С тех пор цены на газ удвоились, и теперь они в десять с лишним раз превышают средний ценовой уровень за предыдущее десятилетие. У Норвегии явно значительный запас наличных средств. В прошлом году доходы от нефти и газа были менее 30 миллиардов евро.
Если Осло согласится ограничить цены на уровне, эквивалентном 150-200 долларам за баррель нефти (это больше, чем Норвегия заработала в первой половине текущего года, когда государственная компания Equinor получала рекордные прибыли), для европейских экономик цена все равно будет болезненной, но сносной.
Долгосрочные инвесторы, вкладывающие средства в энергетический сектор страны, в том числе государство, внакладе все равно не останутся. Экономист Аслак Берг (Aslak Berg), работавший в норвежском правительстве и в Европейской ассоциации свободной торговли, рассказал, что с политической точки зрения сокращение цен будет неудобоваримым, однако Осло заинтересован в стабилизации европейской экономики и в оказании поддержки Украине.
"Целесообразный для обеих сторон вариант заключается в том, чтобы придерживаться долгосрочных контрактов, у которых цены значительно ниже сегодняшних спотовых цен, однако существенно выше среднестатистического показателя", — сказал он.
Такое решение не станет панацеей. Цены на европейских газовых рынках, скорее всего, останутся высокими, что привлечет необходимые континенту объемы сжиженного природного газа, предназначенного для Азии. Мешать обычным рыночным сигналам весьма рискованно. Но это, несомненно, поможет снизить затраты домохозяйств и промышленности и выручит их с приходом в Европу зимы.
Норвегия также меньше защищена от колебаний в мировой экономике, которые в этом году возникают из-за изменчивых цен на энергоресурсы. Это совершенно очевидно и весьма заметно. Ее фонд национального благосостояния в 1,2 триллиона долларов, много лет инвестирующий прибыли от добычи нефти и газа, в первой половине года потерял 14,4% от своего объема (это 174 миллиарда долларов). Это больше, чем получит государство от рекордных цен на нефть и газ.
Норвегия осознает, какие угрозы таит этот кризис для долговременного спроса на газ. Она стремится построить экономику будущего, в основе которой будет энергетика на возобновляемых источниках, таких как морские ветры и "голубой" водород. Для этого она нуждается в тесном сотрудничестве с соседями. Руководители крупных норвежских компаний откровенно говорят о том, насколько опасно выдвигать лозунг "Норвегия прежде всего".
Европе крайне важно не попасть в западню ресурсного национализма, потому что это будет на руку Путину. К Норвегии нельзя относиться как к спекулянту, нельзя забывать ее вклад в энергетическую безопасность Европы. Но как минимум стоит начать дебаты о том, можно ли вообще что-то сделать для снижения цен.
То, что Осло полностью открыл вентиль, получило должную оценку. Теперь в интересах Норвегии осуществлять поставки по таким ценам, которые помогут облегчить страдания европейской экономики.