Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западная поддержка Украины рискует сойти на нет из-за экономического кризиса, в котором виноваты санкции против Москвы, пишет TNI. Россия демонстрирует стойкость, чего не скажешь о европейцах. Они в ужасе от того, с какими лишениями им пришлось столкнуться.
Как это ни парадоксально, бедная и изолированная Россия лучше переносит возрастающие издержки от конфликта, чем богатые демократические страны Евросоюза.
Ключевым достижением Запада в противостоянии России является то, что он молниеносно сплотился в знак солидарности с Украиной, нанес Москве удар сокрушительными санкциями и поставил Киеву оружие на многие миллиарды. Но это достижение может оказаться под угрозой. Хотя политики вновь и вновь подтверждают единство Запада, а аналитики и обозреватели хвалят эффективность отправленного на Украину оружия, экономические невзгоды могут ослабить такую солидарность там, где она важнее всего – в Евросоюзе. Как это ни парадоксально, бедная и изолированная Россия лучше переносит возрастающие издержки, чем богатые демократические страны Евросоюза. Пришло время платить по счетам, и европейцы ужасаются, глядя на те лишения, с которыми они сталкиваются: мощный рост цен на энергоресурсы, нормирование, сокращение помощи бедным и надвигающаяся рецессия. Разногласия по поводу отправляемой на Украину помощи недавно привели к развалу итальянской правящей коалиции. Это плохое предзнаменование для остальных центристских правительств Европы. То трансатлантическое единство, которое ценой огромных усилий сформировали дипломаты, очень скоро может рассыпаться.
Такой пессимизм удивляет американцев, для которых издержки от конфликта минимальны, и чьи средства массовой информации с оптимизмом говорят о грядущей победе Украины. Большинство комментариев — о российских слабостях. Это экономический кризис, неудачи военных, политическая изоляция и так далее. Те, кто ратует за переговоры о прекращении военного конфликта, подвергаются презрительным насмешкам. Однако требования о решительном разгроме России становятся все более нереальными, так как баланс экономического и политического упорства и выносливости сдвигается в пользу Москвы. Да, ракеты Javelin и HIMARS в тактическом плане оказались эффективны, но они не изменили стратегическую картину на Украине. И в этом противостоянии Россия обладает преимуществами по ресурсам и стойкости, которые позволяют ей упорно и настойчиво делать свое дело.
Переоценка и недооценка России
Разве нам не рассказывали, что Россия не сможет противостоять экономическому могуществу Запада, что у нее экономика меньше итальянской? Но Россия не соревнуется с западными экономиками. Она просто стремится произвести столько оружия и выставить столько солдат, чтобы превзойти Украину, пользующуюся поддержкой западных военных. Разве не говорили нам, что санкции опустошат Россию и обвалят ее валюту? Но рубль сегодня сильнее, чем раньше. Да, российская экономика в 2022 году сократится на 6% или даже больше, но это ничто по сравнению с сокращением украинской экономики, которое составляет 45%. Кроме того, у авторитарной России больше возможностей выдержать это шестипроцентное снижение, чем у многих демократических стран Европы, которым предстоит пережить спад в 3%. Такое сокращение предсказывают последние мрачные прогнозы. Болезненная рецессия, вызванная нехваткой газа и бурным ростом сырьевых цен, очень сильно напоминает то, что пришлось пережить ЕС во время пандемии 2020-2021 годов и финансового кризиса в 2008-2009 годах. Важна не какая-то абсолютная мера экономической или военной мощи, а соотношение между Россией, Украиной и Европой в плане их способности и дальше приносить жертвы. Москва в этом отношении продемонстрировала такую стойкость, какую мало кто предвидел.
Неужели единство Запада по Украине вот-вот даст трещину?Общественное мнение в поддержку Украины на Западе ослабевает, пишет Spectator. Первые полосы СМИ чаще посвящены дороговизне жизни, чем военным операциям. В итоге важнейшая битва за Украину развернется в домах, на улицах и площадях по всей Европе, считает автор статьи.
16.08.202200
В недооценке России, а также в переоценке нашего влияния на нее нет ничего нового. Мы ставим себе в заслугу то, что в 1980-е годы активизировали гонку вооружений, которая обанкротила СССР и помогла выиграть холодную войну. При этом мы сбрасываем со счетов реформы Михаила Горбачева в период перестройки, хотя именно благодаря им за два года до распада Советского Союза закончилась холодная война. В 1990-е годы при Борисе Ельцине мы приветствовали триумф капитализма, хотя поспешная реализация разрекламированной Западом политики породила оргию олигархической коррупции, из-за которой миллионы оказались за чертой бедности. В 2000-х годах Владимир Путин добился успеха в возрождении России, но этот успех объяснили элементарным везением в виде высоких мировых цен на нефть, проигнорировав важнейшие реформы, которые привели к либерализации экономики, но одновременно вернули ключевые отрасли под контроль государства.
Недооценив недовольство России односторонним характером внешней политики США, многие не сумели предугадать, что "аннексия" Крыма в 2014 году, ставшая ответом Путина на попытки ввести Украину в состав ЕС и НАТО, поднимет уровень его популярности выше 80%, несмотря на жесткие экономические санкции. Напротив, западные аналитики предсказывали, что эти санкции раздавят экономику России, особенно ее нефтяной сектор, который чрезвычайно важен для Москвы, так как увеличивает ее бюджетные поступления. Поэтому для многих стало неожиданностью то, что случилось потом. А случилось то, что Россия быстро проложила мощные трубопроводы в Китай и Турцию, построила в Сибири новый терминал СПГ и стремительными темпами соединила свою территорию с Крымом чрезвычайно важной для полуострова автомобильной и железной дорогой.
Парадоксы власти и изобилия
А поскольку многие недооценивали российскую стойкость и упорство, нет ничего удивительного, что они высокомерно рассчитывали быстро удушить Россию после начала военных действий на Украине. Справедливости ради надо сказать, что меры были приняты беспрецедентные. Санкции были введены против 1 000 с лишним физических лиц и их активов. Был прекращен экспорт в Россию многочисленных товаров, начиная с высокотехнологичного оборудования и заканчивая предметами роскоши. Сотни фирм прекратили свою работу в России и ушли оттуда. Что очень важно, российские банки были отключены от системы международных платежей SWIFT, а российские резервы на сумму свыше 600 миллиардов долларов оказались заморожены. Цель состояла в том, чтобы задушить российскую торговлю, однако оказалось, что Москва была к этому готова. Альтернативная система расчетов за экспорт и большие денежные запасы позволили ей выдержать санкционное давление гораздо лучше, чем ожидалось. Рубль на непродолжительное время обвалился, но потом восстановил свои позиции благодаря искусному использованию процентных ставок и мерам контроля за движением капитала.
Рубль также выиграл от резкого роста нефтяных цен и требований Москвы оплачивать поставки газа рублями, что повысило спрос на российскую валюту. Некоторые покупатели заупрямились, но крупные импортеры типа Германии и Италии быстро согласились. Как может слабая сторона, которую подвергают наказанию, диктовать условия торговли тем, кто ее наказывает? Европа хотела отмутузить Россию палкой ее зависимости от нефтяных и газовых доходов, но оказалось, что Путин ухватился за другой конец этой палки.
Вы уволены! Нет, я сам увольняюсь!
Историки увидят в этой энергетической войне между Европой и Россией пример того, как не надо использовать рычаги политического и экономического давления. Когда ЕС начал вводить против Москвы все более суровые санкции, было объявлено о планах отказаться от импорта российской нефти и газа. На этом уже давно настаивали ястребы из военного ведомства, и европейские центристы теперь согласились, увидев в отказе возможность искалечить российскую экономику и задушить ее военную машину, лишив ее денег от высокодоходного экспорта. "Прекрасно, — ответили русские. — Мы ускорим ваш переход к новым источникам энергии, сократив поставки газа прямо сейчас". На это ЕС в панике заявил: "Погодите, мы же не будем готовы искалечить и задушить вас, так как прекратить импорт газа мы намерены к 2026 году. Вы нас шантажируете!" Никогда не хватайте гранату и не размахивайте ею перед лицом своего врага, если не готовы ее применить. Она может взорваться прямо у вас в руке.
Следующая миссия Европы в поддержку Украины будет на внутреннем фронтеИз-за противостояния с Россией вокруг Украины стоимость жизни в ЕС неуклонно растет, а европейских потребителей энергии, вероятно, ждет тяжелая зима. Но авторы статьи в Bloomberg считают, что ради "укрепления морального состояния Украины" политическим лидерам необходимо призывать граждан к терпению.
17.08.202200
Опять же, очень важна степень незащищенности каждой стороны от перебоев в торговле. Глуп тот политический руководитель, который не оценивает сопутствующий ущерб от санкций для собственной страны. Он похож на плохого игрока в покер, который не учитывает, что соперник может увидеть его ставку и поднять ее. Европейцев подтолкнули к этому американские руководители, которым давно уже хотелось заменить российский трубопроводный газ американским СПГ, хотя ни у той, ни у другой стороны нет достаточного количества экспортно-импортных терминалов и газовозов. А теперь Европа похожа на начальника, причитающего: "Погоди, ты не можешь уволиться, я первый хотел тебя уволить!" Теперь, когда ЕС в срочном порядке ищет альтернативные источники газа и готовится этой зимой ввести нормирование, китайские и индийские обозреватели презрительно фыркают, слыша жалобы на то, что Москва прибегает к "энергетическому шантажу".
Мнение Китая и Индии важно не только из-за того, что они относятся к большинству стран мира, которые отказались вводить санкции против России, но и потому что это самые крупные в мире страны, и они увеличили закупки российской нефти и газа. Это помогло Москве восполнить потери от снижения поставок в Европу. Более того, часть закупаемой в России нефти Индия перепродает на рынке Евросоюза. Точно так же, некоторые страны, гордо объявившие об отказе от импорта российского газа, до сих пор его покупают, только не напрямую, а через Германию, Италию и Францию. Еще более странными кажутся хвалебные оды новым обязательным целевым показателям ЕС по газовым хранилищам. Их называют "историческим шагом вперед" по отказу от российского газа, хотя достичь этих целевых показателей можно только за счет увеличения импорта газа из России.
После того как лидеры ЕС провозгласили курс на снижение зависимости от российской нефти и газа с целью сокращения доходов, которые идут на финансирование российской военной операции, Евросоюз наглядно показал, как сильно он зависит от поставок топлива из России. А резкий рост цен на нефть и газ увеличил российские доходы. Еще серьезнее могут оказаться последствия для самой Европы. В марте, когда она объявила эти меры, еврочиновники прославляли трансатлантическое сотрудничество и высмеивали Путина за то, что он, сам того не желая, укрепил единство Европы. Прошло пять месяцев, и теперь смеется Путин, наблюдая над усиливающимся отчаянием Европы.
Лето европейского недовольства
В последние дни миллионы европейских потребителей получили уведомления о существенном повышении тарифов на отопление и электроэнергию. А ЕС договорился на 15% сократить потребление газа. Но громкие заявления руководства Евросоюза не гарантируют согласия стран-членов, многие из которых против таких мер жесткой экономии, хотя они, как утверждают аналитики, необходимы, чтобы прожить зиму и пережить ее лишения и невзгоды. Некоторые государства по своим затратам и расходам просто на пределе и не смогут обеспечить работу нуждающихся в газе заводов и фабрик, если поставки еще больше сократятся. А у некоторых руководителей слишком слабые политические позиции, и они не могут требовать от своих страдающих граждан новых жертв. Кто-то упорно работал над диверсификацией источников энергии и недоволен, когда ему говорят сократить потребление и помочь тем, кто диверсификацией не занимался. А кто-то уже заявил, что не намерен делиться топливом с соседями, вне зависимости от их потребностей. Эти разногласия проходят по знакомой линии раскола Восток-Запад и Север-Юг и пробуждают старые недовольства, оставшиеся со времен долгового кризиса и кризиса беженцев.
США начинают уставать от затянувшегося конфликта на Украине?Даже близкие соратники Джо Байдена считают, что Америка может вскоре устать от тяжелого бремени военной помощи Украине, пишет The Economist. По мнению автора, будущее поддержки Штатами Киева зависит от трех факторов: промежуточные выборы в Конгресс, поддержка европейских союзников и успехи Украины на поле боя.
19.07.202200
В предстоящие недели некоторые факторы объединятся, создав взрывоопасную смесь таких разногласий. Один фактор — это жара, в буквальном смысле этого слова. Рекордно высокие температуры вызвали лесные пожары и нанесли урон сельскому хозяйству. К июню ущерб превысил 30 миллиардов долларов. Сильная жара тоже ведет к росту спроса на газ, так как увеличивается расход электроэнергии от включенных кондиционеров, а гидроэлектростанции из-за засухи не работают. Обмеление рек в Европе также создает перебои в работе атомных электростанций (из-за отсутствия охлаждающей воды), а грузовые и круизные суда встают на прикол (транспортной отрасли это обходится в миллиарды). Еще один экономический удар нанес китайский локдаун, введенный из-за коронавируса, потому что начались перебои в работе цепочек снабжения. Между тем начался новый всплеск нелегальной иммиграции в Европу, которая за прошлый год увеличилась на 80%. Многих мигрантов из Ирака, Сирии, Египта и прочих североафриканских стран в Европу гонит продовольственная нестабильность, которая усугубляется из-за дефицита зерна, вызванного войной. В таких условиях велика опасность возобновления трений между Северной Европой, дружелюбно относящейся к мигрантам, и исламофобскими восточноевропейскими государствами, которые и без того переполнены беженцами с Украины.
Освещающие трудности военного времени американские СМИ в большинстве своем игнорируют издержки, которые несет Европа из-за энергетического кризиса и конфликта. Они в большей степени сосредотачиваются на военной помощи Украине, по объемам которой США опережают Европу вдвое. Но если посчитать всю экономическую помощь Киеву, включая косвенные затраты, такие как поддержка пяти миллионов беженцев, то вклад Европы окажется намного больше. Европейцы недавно узнали, что за восстановление Украины им придется заплатить как минимум один триллион долларов. В общем и целом, затраты Европы на нее могут приблизиться к 10% годового ВВП Евросоюза. Это вызовет серьезные экономические и политические трудности даже в отсутствие тяжелого энергетического кризиса.
Выдержит ли западная солидарность борьбу на истощение?
Общественное мнение в Европе склонилось к "антивоенному" большинству еще до того, как Россия начала сокращать поставки газа. Проведенный в мае общеевропейский опрос показал, что большинство считает более важной задачей договориться об урегулировании вместо того, чтобы и дальше пытаться победить Россию. С тех пор столь масштабных и авторитетных опросов не было, однако данные из отдельных государств — Греции, Испании, Италии и даже Германии — указывают на то, что все большее количество людей не согласно с курсом своих стран на вооружение Украины. Эти люди хотят, чтобы Запад подтолкнул Украину к прекращению огня.
В настоящее время руководство ЕС и НАТО в основном игнорирует эти расхождения во взглядах и призывает к терпению, которое поможет победить Россию. Но оно редко задумывается о том, что такую политику никто не проверял на предмет согласия избирателей. Многие недовольно ворчат, что неподотчетные избирателям высокооплачиваемые "брюссельские бюрократы", создали "фейковую солидарность", которая рухнет, когда экономическое давление усилится. Первый экзамен состоится в сентябре, когда Италия будет избирать новый парламент. Это вынужденные выборы, причиной которых стал крах предыдущего правительства, в котором произошел раскол по вопросу финансирования Украины. Опросы общественного мнения показывают, что победу одержит правая коалиция, чье руководство уже давно страдает путинофилией.
Германия сдается Путину… Зеленский загнан в угол, а Европа отдаляется от УкраиныУкраинский кризис пошатнул основы энергетической безопасности Германии, пишет Shūkan Gendai. Спасательный круг для страны – возобновление стабильных поставок газа по "Северному потоку". Украина против, но это вызывает все большее раздражение среди немцев. Уже 47% жителей Германии поддерживают отмену санкций против России в связи с энергетическим кризисом и инфляцией.
20.07.202200
Легко высмеивать Сильвио Берлускони и Маттео Сальвини, называя их путинскими марионетками. Но это отвлекает внимание от экономических трудностей, благодаря которым они могут прийти к власти. Важно проанализировать воздействие санкций на Россию, но такой анализ не может служить основой для "увеличения давления на Путина", если точно так же не проанализировать попутное воздействие этих санкций на Европу. Да, попыткам России заменить европейских покупателей своих энергоресурсов азиатскими мешает нехватка трубопроводных и портовых мощностей, но это не дает оснований для оптимизма и просто вводит в заблуждение, если не признать, что Европе точно так же не хватает танкеров и терминалов для замены российского газа другими источниками. Кто быстрее построит недостающую инфраструктуру — демократический Запад и его ориентированные на прибыль частные компании, или авторитарная Россия и Китай со своими осуществляемыми по приказу государства проектами?
Может быть, стойкость России иллюзорна, власть Путина слаба, а его армия не такая сильная, как может показаться. В этом случае, если Европа продержится до конца зимы, вознаграждением для нее станет триумф Украины. Но в равной степени возможно, что даже если ситуация на поле боя резко изменится, Россия все равно удержит под своим контролем значительную часть украинской территории и будет выжимать соки из Европы многомесячной высокой инфляцией и острым дефицитом энергоресурсов и сырья. Озлобленные рабочие уже проводят опустошительные забастовки от Британии и Норвегии до Германии и Испании. А усиливающиеся трудности могут привести к всплеску общественных волнений, которые будут сильнее тех, что начались из-за закрытия предприятий во время пандемии. Усилится национализм на волне антииммигрантских настроений и противоречий из-за распределения нагрузки. Это подорвет некоторые европейские государства и ухудшит отношения между ними. Трансатлантические связи в такой обстановке обветшают, а оказываемая Украине поддержка ослабнет.
Наверное, это самый пессимистический сценарий, но сегодня он более вероятен, чем еще несколько недель тому назад. Фокусируя внимание на слабостях России, мы также должны оценивать уязвимости Запада и угрозы политическому и экономическому благополучию Евросоюза. Сейчас усиливается понимание того, что конфликт закончится только тогда, когда пройдут переговоры и будет достигнута договоренность об урегулировании. Но инициативная политика на упреждение усилит влияние Запада, в то время как многомесячная неразбериха только подорвет его. Если поставлять все больше и больше оружия, это может привести к победе Украины. Но это может также вызвать еще больше разрушений, которые станут опустошительным бременем не только для Украины, но и для хрупкого Евросоюза.
Автор: Роберт Инглиш (Robert D. English)