Конфликт на Украине пускает под откос последний российско-американский договор по ядерному оружию

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений – это последнее оставшееся двустороннее соглашение, которое ограничивает ядерные арсеналы Вашингтона и Москвы. Однако конфликт на Украине пускает под откос и этот российско-американский договор, пишет Newsweek.
Том О’Коннор (Tom O'Connor)
Продолжающийся конфликт на Украине обострил отношения России и Соединенных Штатов до такой степени, что они достигли низшей точки со времен холодной войны. Этот опасный кризис в отношениях повлек за собой еще один новый вызов для хрупкого сотрудничества в области ядерных вооружений между двумя странами, которые имеют в своем распоряжении крупнейшие запасы оружия массового уничтожения.
Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) – это последнее оставшееся двустороннее соглашение, которые ограничивает ядерные арсеналы Вашингтона и Москвы. Взаимное недоверие и появление новых, более современных систем вооружения уже давно поднимают вопросы о судьбе этого соглашения, а прозвучавшее на прошлой неделе заявление Министерства иностранных дел России – что инспекции на местах, которые проводятся в рамках верификационного режима, предусмотренного соглашением, будут временно приостановлены, – стало зловещим ударом по будущему этого договора.
Инспекции уже были поставлены на паузу начиная с весны 2020 года из-за пандемии коронавирусной инфекции, которая в тот момент начинала свое шествие по миру. Однако недавно администрация президента Джо Байдена призвала к возобновлению этой практики – российское посольство в Вашингтоне назвало это предложение "вызывающим недоумение" из-за продолжающихся споров между сторонами, главным образом из-за решения Соединенных Штатов запретить прямые перелеты из России в рамках санкционного режима, который был введен в ответ на решение Кремля начать специальную военную операцию на Украине в феврале.
"Сохраняющиеся проблемы являются следствием антироссийских ограничительных мер, введенных Соединенными Штатами в одностороннем порядке", – сообщили представители посольства изданию Newsweek.
Администрация Байдена оспаривает такую интерпретацию происходящего. Представитель Госдепартамента США заявил в беседе с Newsweek, что "санкции и ограничительные меры США, введенные в результате действий России против Украины, не противоречат договору СНВ-3 и не мешают российским инспекторам проводить проверки в рамках СВН-3 в Соединенных Штатах".
"Соединенные Штаты ведут и продолжат вести переговоры с Россией по вопросу о возобновлении инспекций по дипломатическим каналам", –добавил представитель Госдепартамента.
Однако посольство России назвало эту позицию "вводящей в заблуждение" из-за споров по поводу рейсов не только в Соединенные Штаты, но и в страны, которые состоят в союзнических отношениях с Вашингтоном и которые решили последовать его примеру.
Какие страны переживут ядерную войну? Отвечают ученыеАналитики заключили, что даже если люди переживут первоначальные взрывы, ядерная зима и последующая гибель сельского хозяйства уничтожат 90% британцев, пишет The Times.
"Союзники Вашингтона закрыли свое воздушное пространство для транзитных рейсов и технических остановок российских самолетов, перевозящих наших инспекторов в Соединенные Штаты, – говорится в сообщении посольства. – Членам наших инспекционных групп и летным экипажам не дают транзитные визы. Американская сторона не сталкивается ни с одной из этих проблем. В результате Вашингтон обладает очевидным преимуществом. Без решения этих проблем возобновление инспекций невозможно".
В связи с этим, как заявили в посольстве, у Москвы "нет другого выбора, кроме как объявить о временной приостановке инспекционной деятельности на российских объектах, подлежащих проверке".
Договор СНВ-3, подписанный в 2010 году, является последней версией первоначального СНВ, подписанного президентом Рональдом Рейганом и его советским коллегой Михаилом Горбачевым в 1991 году, всего за несколько месяцев до распада Советского Союза.
Договор предусматривал сокращение для каждой из сторон развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок и с тяжелых бомбардировщиков, до 700 единиц; сокращение ядерных боезарядов на развернутых МБР, на развернутых баллистических ракетах, запускаемых с подлодок и тяжелых бомбардировщиков, до 1550 единиц; а также сокращение развернутых и неразвернутых пусковых установок до 800 единиц.
Важнейшим пунктом этого соглашения была договоренность о взаимных инспекциях, которые должны были гарантировать его соблюдение, особенно в тогда, когда обе страны занялись модернизацией и усовершенствованием своих арсеналов.
Хотя представитель Госдепартамента сообщил Newsweek, что подробности, касающиеся момента проведения последней инспекции на месте, являются "конфиденциальной информацией в соответствии с договором", он подтвердил, что, согласно оценкам официальных лиц США, "Россия соблюдает основные ограничения нового договора СНВ-3".
"Обе стороны продолжают предоставлять декларации с данными и уведомления в соответствии с договором", – добавил представитель Госдепартамента США.
Российское посольство, со своей стороны, сообщило, что Москва не намерена выходить из договора, который она назвала "золотым стандартом в области контроля над вооружениями", "играющим ключевую роль в поддержании стратегической стабильности и предотвращении гонки вооружений". В посольстве заявили, что приостановка инспекций "никоим образом не противоречит условиям СНВ-3 и не носит постоянный характер".
"Россия привержена соблюдению всех положений Договора и стремится как можно скорее возобновить его реализацию в полном объеме, – говорится в сообщении посольства. – Это единственное действующее соглашение по ядерным вооружениям между Россией и Соединенными Штатами".
Еще два ключевых соглашения, достигнутых между Вашингтоном и Москвой за полувековую историю усилий по ограничению распространения ядерного оружия, были расторгнуты. Два десятилетия назад президент Джордж Буш-младший вывел Соединенные Штаты из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, подписанного в 1972 году, сославшись на беспокойство в связи с якобы растущей ракетной угрозой после терактов 11 сентября. В 2019 году президент Дональд Трамп вывел Соединенные Штаты из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который запрещал все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования дальностью от 500 до 5500 километров, обвинив Москву в том, что она занимается созданием таких ракетных систем в нарушение договора.
У нас нет нужного ядерного оружия для сдерживания России и Китая?США находятся в незавидном положении, поскольку у них нет нужного оружия для сдерживания России от применения ядерных боезарядов малой мощности, пишет The Hill. Автор сетует на то, что главный недостаток американских ядерных сил — невозможность "дать убедительный ответ".
Президент России Владимир Путин, обвинивший Соединенные Штаты в намерении использовать противоракетные системы в Восточной Европе в наступательных целях, отреагировал на деградацию механизмов контроля над вооружениями времен холодной войны созданием более совершенного, способного нести ядерные заряды оружия, которое, как утверждается, может обходить даже самые современные системы противоракетной обороны. Некоторые из этих платформ уже поступили на вооружение, в том числе гиперзвуковая ракета воздушного базирования "Кинжал", которая, как сообщается, уже применялась на Украине.
Договор СНВ-3 чуть было не постигла такая же судьба, когда администрация Трампа оказалась продлить срок его действия, который должен был истечь в начале февраля прошлого года. Как утверждала его администрация, сторонам необходимо было заключить новый договор, который охватывал бы более усовершенствованные платформы и в котором участвовали бы и другие страны, главным образом Китай. Но Пекин отказался подписывать какие-либо соглашения об ограничении вооружений, сославшись на то, что его арсенал гораздо меньше арсеналов Соединенных Штатов и России.
Спустя всего две недели после вступления в должность и всего за два дня до истечения срока СНВ-3 Байден принял предложение Путина без всяких дополнительных условий продлить срок его действия еще на пять лет. Однако текущее обострение в российско-американских отношениях, особенно на фоне военных действий на Украине, которую Москва обвиняет в стремлении развернуть на ее территории натовское ядерное оружие – несмотря на эмоциональные опровержения Киева, – существенно усилило напряженность в вопросе ядерного оружия и поставило вопрос о том, смогут ли две державы, которым принадлежит примерно 90% мировых запасов ядерного оружия, и впредь сотрудничать друг с другом, чтобы ограничить его количество.
Отвечая на вопрос о будущем СНВ-3 во время брифинга в четверг, представитель Госдепартамента Нед Прайс (Ned Price) сказал, что Соединенные Штаты тоже продолжают "видеть ценность СНВ-3".
"Он так же ценен для нас сегодня – возможно, даже еще ценнее, чем когда-либо за все время его существования, – сказал Прайс. – Мы хотим, чтобы важнейшие параметры СНВ-3 соблюдались и в дальнейшем".
Он сослался на слова Байдена о приверженности Соединенных Штатов соблюдению условий СНВ-3, которые прозвучали ранее в августе на конференции в Нью-Йорке, посвященной анализу Договора о нераспространении ядерных вооружений. "Если Россия захочет действовать как ответственная ядерная держава, мы готовы начать переговоры о новой структуре, как только истечет срок действия СНВ-3 в ближайшие годы", – сказал Прайс.
Однако он добавил, что для достижения прогресса потребуется активное участие России.
"Как известно, у СНВ-3 есть два основных участника – Соединенные Штаты и Россия, – сказал Прайс. – Даже в моменты конфликтов и текущего конфликта в частности, мы до сих пор были в состоянии следовать общим целям, изложенным в СНВ-3, важным целям, касающимся прозрачности и сокращении вооружений – целям, которые так же важны сейчас, как и в тот момент, когда был подписан СНВ-3".
"Поэтому, что касается нас, мы собираемся продолжить делать все, что в наших силах, чтобы укрепить СНВ-3 и гарантировать соблюдение его ключевых положений".
В своем заявлении для издания Newsweek российское посольство тоже сослалось на комментарии Байдена, с которыми он выступил на конференции в Нью-Йорке, а также на высказывания Путина касательно необходимости соблюдать основные положения СНВ-3. В то же время представители посольства подчеркнули, что "мы не получили от Вашингтона никаких конкретных предложений касательно возобновления двустороннего диалога по вопросам стратегической стабильности".
"Между тем срок действия нового договора СНВ истекает через три с половиной года, – отметили в посольстве. – Опыт российско-американских переговоров показывает, что, даже если обе стороны продемонстрируют готовность, у нас остается крайне мало времени для выработки договоренности. Тем более, что по инициативе Вашингтона стратегические консультации, начатые в 2021 году, были заморожены".
"Что еще важнее, любое взаимодействие по вопросам контроля над вооружениями должно осуществляться на равноправной основе, с учетом взаимных озабоченностей и интересов", – добавили в посольстве.
Обсудить
Рекомендуем