Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Многие считали, что повышение процентной ставки ФРС США и ЕЦБ положит конец инфляции. Однако проведенный недавно анализ показал, что нынешняя инфляция драматичнее, чем предполагалось, пишет Die Welt. Возможно, понадобятся такие же жесткие меры, как 50 лет назад.
Франк Штоккер (Frank Stocker)
Пол Джексон (Paul Jackson) родом из рабочего класса. Когда он появился на свет в 1961 году, его отец был серьезно болен, семья остро нуждалась в деньгах, и вдобавок ко всему в 70-е годы началась сильная инфляция. "Я сам пережил то, что сейчас испытывают многие бедные люди", – говорит Джексон, который сегодня – главный стратег инвестиционной компании Invesco. И ему их нечем обнадежить. "К сожалению, центральные банки сильно запаздывают в принятии мер по борьбе с инфляцией".
В Великобритании, где живет Джексон, показатель инфляции только что преодолел отметку в 10%. В Германии она еще сдерживается такими мерами, как месячный проездной билет за 9 евро на все виды общественного транспорта и скидка на автомобильное топливо. Но когда сроки действия этих мер истекут, то уровень инфляции и в Германии может подняться на ту же высоту.
50 лет назад волну инфляции на последнем этапе смогли погасить только драконовскими мерами: тогда Федеральная резервная система США (ФРС) подняла процентную ставку до 20 процентов, что вызвало глубокую рецессию. Неужели и сегодня придется предпринять нечто подобное? Или на этот раз окажутся достаточными уже принятые и скорее легкие повышения процентных ставок в США и в еврозоне?
Последнее объясняется тем, что официальный индекс потребительских цен в 70-е годы в большинстве стран был значительно выше, чем сегодня. Однако это может оказаться иллюзией, как показывает недавнее исследование экономистов Марейна Бохауса (Marijn Bolhuis), Джадда Крамера (Judd Cramer) и Лоуренса Саммерса (Lawrence Summers). Ученые столкнулись с проблемой того, что раньше уровень инфляции вычисляли иначе, чем сейчас. Поэтому они пересчитали данные по современной методике и унифицировали их. И пришли к пугающему результату.
"Наш анализ показал, что нынешняя инфляция, прежде всего базовая, значительно ближе к верхним значениям прежних времен, чем свидетельствуют официальные данные", – пишут авторы. Базовая инфляция – это показатель, при котором цены на энергию и продукты питания не учитываются при подсчетах. Экономисты рассматривают базовую инфляцию как индикатор того, насколько подорожание уже распространилось.
Так базовая инфляция в США согласно официальным данным достигла апогея в июне 1980 года на уровне 13,6 процента. В настоящее время ее оценивают в 5,9 процента. Казалось бы, это намного ниже тогдашнего показателя. Но когда ученые подсчитали ее по новой методике, то получилось, что в 1980 году она составляла 9,1 процента. То есть, разница заметно сократилась.
"Сегодня нам нужен спад инфляции такого же масштаба"
Кроме того, благодаря прежней методике измерения спад инфляции, начавшийся в результате резкого повышения процентной ставки тогдашним шефом ФРС Полом Волкером (Paul Volcker), выглядел более внушительным, чем он был на самом деле. Вместо 11 процентных пунктов индекс потребительских цен снизился лишь на пять процентов. "Чтобы вернуться к базовой инфляции на уровень двух процентов, – пишут экономисты, – нам нужен сегодня спад инфляции того же масштаба, какого добился Волкер".
При подобном историческом сравнении нынешняя инфляция кажется более четко выраженной, чем предполагает большинство наблюдателей, и поэтому необходимо было принять более энергичные меры, чем до сих пор. Но главное – эти меры нужно было предпринять гораздо раньше. "ФРС США должна была отреагировать еще в середине 2021 года", – говорит стратег компании Invesco Джексон.
Вместо этого ФРС промедлила до марта этого года и тем самым упустила драгоценное время. Европейский Центральный банк (ЕЦБ) ждал еще дольше и лишь в прошлом месяце впервые повысил процентную ставку. "Так как ФРС и ЕЦБ отреагировали слишком поздно, нам приходится сегодня действовать более агрессивно".
Но судя по всему, этого пока недостаточно. Об этом свидетельствуют так называемые инфляционные ожидания людей, которые выясняют в ходе соцопросов. Немецкий Федеральный банк опубликовал данные по Германии лишь 12 августа, и они шокируют. Согласно им немцы в ближайшие двенадцать месяцев не ожидают спада инфляции, а настроились на ее средний показатель на уровне 7-8%. Они думают, что даже в ближайшие пять лет она будут составлять около 5%.
Для Йорга Кремера (Jörg Krämer), главного экономиста "Коммерцбанка" – это сигнал тревоги. "Люди ожидают более высокую инфляцию из-за неверия в то, что центральные банки с ней справятся, – говорит он. – И в данный момент в это не верят многие". Причина – не только в промедлении при повышении процентной ставки. "В ЕЦБ было проведено кризисное совещание по поводу роста доходности итальянских государственных облигаций, – говорит Кремер. – Но до сих пор не было кризисного совещания об инфляции".
Он также считает, что процентные ставки должны повышаться и дальше, чтобы обуздать рост цен. В настоящее время ставка в ЕЦБ составляет 0,5 процента. "При 2,5 – 3 процентах ставка будет нейтральной", – говорит Кремер. При таком показателе денежная политика не тормозила бы и не подгоняла бы экономику. "Три или четыре процента необходимы, чтобы войти в антиинфляционный модус", – считает эксперт "Коммерцбанка".
Парадоксально, но на прошлых неделях на финансовом рынке возникла вера в то, что самое страшное в инфляции уже позади. Поводом для такого оптимизма стало легкое снижение индекса потребительских цен в США в июле. И вот теперь большинство инвесторов верят, что, хотя до конца года ФРС США еще несколько раз поднимет процентную ставку, но в следующем году она ее вновь понизит. И в том, что касается ЕЦБ, инвесторы также исходят из одного или двух повышений ставки, прежде чем и у европейцев дела вновь пойдут в гору.
Следствием этого станет то, что Германия в течение ближайших нескольких лет должна будет жить при высокой инфляции. "Инфляция укрепится и сама собой не исчезнет", – говорит он. По его словам, это ни в коем случае не означает гиперинфляции, но показатели в четыре-пять процентов могут стать нормой.
Однако так будет при условии, что все пойдет по-другому, чем 50 лет назад. И действительно многое указывает на то, что несмотря на всю схожесть между тем временем и нынешним есть много различий. "В то время инфляция была еще более обусловлена ценами на энергоносители", – говорит Пол Джексон. Это было вызвано повышением цены на нефть странами ОПЕК, но в принципе за этим стоял огромный спрос на энергию, вызванный взрывным ростом населения в мире после 50-х годов. Со временем этот рост сократился, и спрос соответственно снизился.
"Кроме того, тогда у трудящихся было больше эффективных возможностей для ведения переговоров с работодателями", – говорит Джексон. В 1970 году 32 процента трудящихся в Германии были членами профсоюзов, с тех пор это число сократилось вдвое. "Поэтому сейчас трудящимся значительно сложнее добиться индексации заработной платы, спираль заработной платы и цен вертится сегодня медленнее, чем 50 лет назад".
Но если повышение цен не будет компенсировано увеличением зарплаты, населению придется экономить. Люди не смогут позволить себе нынешний набор товаров и услуг. "Это в свою очередь приведет к снижению спроса, – говорит эксперт по капиталовложениям, – что вызовет рецессию". Таким образом, инфляция приведет к спаду в самой экономике.
Это будет происходить не так, как в конце 70-х годов, но не менее болезненно, особенно для рабочих, служащих и беднейших слоев населения.