Как долгая и холодная зима заморозит западную поддержку Украины

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Кризис на Украине далек от завершения, боевые действия приостановятся, но не закончатся, считает автор The Hill. По его мнению, в случае заморозки конфликта сохранить единство в поддержке Киева Западу будет непросто.
24 августа 1991 года Верховный Совет Украины проголосовал за выход из Советского Союза. В этом году в День Независимости страны исполнилось полгода с начала российской спецоперации. Конфликт далек от завершения, а его исход ничуть не яснее, чем в начале.
И Россия, и Украина уже понесли тяжелые потери: первая показала себя гораздо хуже, чем ожидалось, а вторая — при массированной поддержке Запада — наоборот, значительно превзошла все ожидания. Поддержка Запада имеет решающее значение для стойкой обороны Киева и потенциальных контрнаступлений в будущем — и может стать краеугольным камнем долгосрочных перспектив страны.
В сложившейся ситуации ни у России, ни у Украины нет ни возможности добиться решающей победы на поле боя, ни благоприятных условий для начала переговоров. Таким образом, наиболее вероятен такой исход: боевые действия остановятся, но не закончатся. Это принципиальный момент. Легкость, с которой мы разбрасываемся словами "победа" и "выиграть", мешает осознать тот факт, что на оперативном и стратегическом уровне такой результат маловероятен — если только Россия не изъявит готовность израсходовать еще бóльшие средства и пролить еще бóльшую кровь, а Украина — пожертвовать независимостью.
Наша самая продолжительная война. Запад не стремится к тому, чтобы конфликт скорее завершилсяРоссия не собирается заканчивать спецоперацию на Украине, пишет Lidovky. Киеву не справиться без западной помощи, но она поступает в недостаточном объеме, считает автор статьи. Конфликт на Украине грозит стать одним из самых продолжительных в Европе.
На оперативном уровне и Москва, и Киев делают ставку на истощение. С наступлением зимы ожидается, что стороны продолжат боевые действия, но будут вести их с оборонительных позиций, одновременно проводя перевооружение и перегруппировку, в расчете возобновить конфликт весной. Здесь важнейшая проблема (помимо оружейных поставок и единства Запада) — несомненно, личный состав. Необходимость вывести украинских военнослужащих с линии фронта, обеспечить им оздоровительный отдых, обучить их и отправить обратно на передовую — насущная проблема для Великобритании, ее инструкторов и других. Запад может предоставить всю помощь на свете, но наделать новых украинцев он не в силах.
Политически и стратегически Москва при Путине едва ли откажется от своего убеждения, что Украина неразрывно связана с Россией. Украина, со своей стороны, не откажется от политической независимости и территориальной целостности — да и не должна. Российская коса нашла на украинский камень.
Сохранять единство в рядах европейцев и союзников вообще в существующих условиях становится все труднее — из-за целого множества взаимосвязанных факторов. Во-первых, каждая из сторон определяет для себя удовлетворительный результат по-разному. США и Великобритания готовы принять точку зрения Киева. Для Прибалтики, которая давно бьет тревогу об имперских замашках России, ничто иное, кроме катастрофического поражения Москвы, неприемлемо (сколь бы фантастически это ни было). Франция и Германия, похоже, хотят решить ситуацию быстро и за столом переговоров — и до унизительного поражения Путина и России предпочли бы не доводить.
Это если не рассматривать динамику и отдельные сложности. Хотя говорить о зиме в Европе еще рано, если ударят суровые морозы, многие наверняка потребуют вернуться к российской энергии.
Германия отделилась от Москвы энергетически и движется к экономической рецессии. Терпеть такую экономическую боль и дальше Берлин может и не захотеть — немцы и прежде смотрели на западную поддержку Украины скептически. Сентябрьские выборы в Италии вполне могут стать предвестником перемен в Европе. Турция же (вопреки недавним комментариям президента Реджепа Тайипа Эрдогана насчет принадлежности Крыма), пытается представить себя нейтральной стороной, добивается дипломатического решения и поддерживает отношения с Россией (возможно, даже помогает Москве обходить санкции), но при этом снабжает Киев оружием. В США предстоящие промежуточные выборы могут изменить расстановку сил в Конгрессе: приход к власти скептически настроенных республиканцев, которые не горят желанием поддерживать Киев, может возвестить о политическом сдвиге в преддверии президентских выборов 2024 года.
Не менее важно и другое. Если конфликт действительно прекратится, но не закончится, насколько устойчивым окажется западное единство? Если он примет тот же затяжной характер, что и после присоединения к России Крыма и Донбасса в 2014 году, продолжит ли Запад поставки оружия и боеприпасов? Учитывая внутреннюю динамику национальных государств, а также "заморозку" конфликта, сохранить это единство надолго будет непросто.
Проблема Запада – не Путин, а вся РоссияС тех пор, как Россия начала спецоперацию на Украине, в мире почти не обсуждаются провалы западной политики в регионе и вопросы мирного сосуществования с Россией — и это большая ошибка, пишет The Times. США и Европе пора прекратить воевать с Россией, необходимо найти точки соприкосновения, которые и будут гарантиями безопасности в мире.
Некоторые аналитики подозревают, что именно этого Путин и добивается: затянуть конфликт как можно дольше, создать как можно больше брешей в западной поддержке Украины и ими воспользоваться. Чем сильнее конфликт затянется, тем выше окажутся политические и экономические издержки, тем больше появится других, еще более насущных проблем и тем вероятнее, что Россия все же достигнет целей (как бы она ни передвигала их из-за украинского сопротивления), не считаясь с потерями. Так, недавно Москва исключила перспективу мирного соглашения, чтобы положить конец боевым действиям.
В любом случае, наметившиеся тенденции должны разжечь дискуссию о том, чего Запад добивается своей поддержкой Украины и что считать приемлемым результатом. Это не вопрос "победы" Украины, а того, какой исход для Киева и Запада достижим в военном отношении и допустим политически. Бесконечный конфликт наверняка ослабит западную поддержку — особенно если возникнут другие факторы давления. Чтобы обуздать общественное недовольство в ключевых странах – союзницах Украины, возможно, придется поумерить ожидания на политическом уровне.
Это тем более важно, потому что конфликт уже перевалил за полугодичный рубеж и вышел за пределы внимания большинства граждан (да и политиков), воплощенные в твите длиной в 240 символов. Если принять за отправную точку 2014 год, и если конфликт продолжится в 2023 году и затянется ещё, готов ли Запад поддерживать Украину ближайшие восемь лет или того дольше?
Обсудить
Рекомендуем