Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Варшава все сильнее давит на Берлин и уже не в первый раз требует выплаты репараций за разорение и преступления во время Второй мировой войны, пишет Advance. У нее есть как минимум три причины, чтобы сейчас усилить напор на Германию.
Польша не отказывается от мысли о военной компенсации, которую требует от Германии за разорение и преступления во время Второй мировой войны. Уже озвучена и цифра. Правящая польская партия заявила, что ждет от Германии около 1,32 триллионов долларов. Лидер польской партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский сказал, что Варшава официально потребует от Германии выплатить эту сумму.
Германия — крупнейший торговый партнер Польши, и обе страны входят в Европейский Союз и НАТО. Кроме того, обе эти страны активно помогают Украине в текущем вооруженном конфликте с Россией. Хотя, судя по всему, это неважно, и даже напряженность текущего момента, когда все с тревогой ждут тяжелую зиму в Европе, не мешает Варшаве все сильнее давить на Берлин.
Польша не впервые требует военной репарации от соседней Германии. Однако Берлин уже несколько раз, как и сегодня, заявлял, что все финансовые компенсации за Вторую мировую войну урегулированы.
Тут стоит напомнить, что нынешняя цифра значительно больше той, которую правящая польская партия требовала от Германии в последний раз в 2019 году. Тогда речь шла о 850 миллиардах долларов. Также следует отметить, что "Право и справедливость" требовала от Германии компенсацию несколько раз с тех пор, как находится у власти (с 2015 года), но еще никогда польское правительство официально не направляло подобное требование.
Во время пресс-конференции Ярослав Качиньский заявил: "Эта сумма сформирована по самой ограниченной и консервативной методике, хотя она может быть и увеличена". Правда, сумма явно не "самая консервативная", поскольку, как я уже писал, еще три года назад она была почти на полтриллиона долларов меньше.
Так в чем же дело? Ясно, что "Право и справедливость" не думает, что Берлин вот так просто возьмет и "отсчитает" такую сумму. На самом деле шансы на то, что Германия вообще когда-нибудь что-то выплатит Польше, невелики, хотя, конечно, споры насчет этого могут продолжиться, учитывая размер ущерба, нанесенного нацистской Германией Польше.
На самом деле Варшава давит на Берлин, стремясь достигнуть других целей, а их несколько. Во-первых, "Право и справедливость" повышает собственную популярность у себя дома, когда снова вспоминает о немецкой агрессии. Во-вторых, Польша хочет еще больше настроить Германию против своего главного врага — России. Причем через Украину в качестве посредника. Иными словами, Польша хочет, чтобы Германия оказывала Украине более весомую поддержку. Но разве Берлин уже не отправляет деньги и оружие в Киев? Да, но если спросить правящий круг в Варшаве, то там скажут, что помогать можно еще активнее. Кроме того, ни Варшаве, ни тем более Киеву не нравится тот факт, что Германия все еще зависит от российского газа. "Северный поток — 1" сейчас остановлен, и, возможно, это форма давления со стороны России, но не секрет, что Берлин втайне надеется, что не сегодня завтра газ снова потечет по трубе.
Немецкий канцлер Олаф Шольц пытается снизить градус напряженности и говорит, что Германия справится с грядущей зимой вне зависимости от того, будет у нее газ из России или нет. Однако ключевые фигуры немецкой промышленности настроены не столь оптимистично, и тут даже неважно, на сколько Германия успеет заполнить свои газовые хранилища перед началом отопительного сезона за счет альтернативных источников.
Существует и третья причина давления Варшавы на Берлин, и она не касается кризиса вокруг Украины. Речь идет о ситуации, которая сложилась еще до начала российской спецоперации. Европейский Союз давит на польскую консервативную власть, постепенно усиливая нажим. Европейский Союз обвиняет "Право и справедливость" в том, что она подрывает демократию и "ценности Европейского Союза", пытаясь подчинить правосудие своей политической воле. В некоторые моменты ситуация обострялась настолько, что Варшава грозилась выйти из Европейского Союза. Вряд ли она всерьез намеревалась это сделать, поскольку Польша продолжает пользоваться преимуществами Европейского Союза. Однако все может измениться, если Европейский Союз "перекроет" Варшаве денежный поток.
Европейский Союз уже несколько раз грозился отказать Польше в дотациях, если та не проведет необходимые изменения. Вообще на восточном крыле наблюдается явная тенденция к неповиновению Европейскому Союзу. Кроме Польши, Брюссель очень беспокоится и из-за Венгрии.
Таким образом, у "Права и справедливости" есть как минимум три причины, чтобы сейчас давить на Берлин.
Но должна ли Германия выплачивать Польше военную репарацию? Многие скажут, исходя из объективных и нравственных соображений, так и должно быть. Польша исключительно пострадала во время Второй мировой войны. Были убиты около шести миллионов поляков, включая три миллиона польских евреев. Кроме того, Польша была разрушена почти до основания после восстания 1944 года (тогда также были убиты около 200 тысяч мирных жителей).
Но платила ли Германия уже какие-то военные репарации Польше, учитывая, что Берлин беспрестанно повторяет, что этот вопрос с его стороны закрыт? На самом деле Германия ничего не платила, потому что в 1953 году Польша сама отказалась от своей военной репарации.
Как же так? В то время в Польше правила коммунистическая власть, а точнее Польша находилась под прямым влиянием Москвы и Советского Союза, хотя и не входила в его состав, но была советским сателлитом. Москва тогда надавила на Польшу, чтобы та отказалась от своей военной репарации. Зачем? Чтобы освободить Восточную Германию, которая также была советским сателлитом, быть может, более важным, чем Польша, от выплаты каких бы то ни было компенсаций.
Конечно, с точки зрения Берлина все это дела давно минувших дней, и то давнее решение полностью его устраивает. Но "Право и справедливость" утверждает, что решение коммунистической Варшавы нельзя считать легитимным, поскольку Польша якобы не могла провести переговоры о компенсации. Учитывая, какое влияние тогда Советский Союз имел на Польшу, вероятно, это правда. Так или иначе, но вряд ли Польше удастся добиться пересмотра того соглашения, поскольку это поднимет массу других претензий "покрытых нафталином". Например, Греция, вне зависимости, кто там у власти, грезит о получении от Германии дополнительной репарации.
Германия, разумеется, не забывает о том, что когда-то Польша, будь то под давлением Москвы или нет, формально отказалась от всех репараций. Сегодня Берлин повторил это. "Позиция немецких властей не изменилась. Вопрос о репарациях закрыт. Польша отказалась от дальнейших репараций давно, в 1953 году, и с тех пор она несколько раз это подтвердила", — заявили сегодня в немецком Министерстве иностранных дел.
Бывший польский премьер-министр Дональд Туск, лидер ведущей оппозиционной партии "Гражданская платформа", понимает, о чем идет речь. "Заявление Качиньского не имеет никакого отношения к репарациям. Речь тут идет о внутренней политической кампании, в ходе которой правящая партия хочет увеличить свою популярность", — сказал Дональд Туск.
В будущем году Польше предстоят выборы, и, судя по всему, предвыборная кампания уже началась, пусть и неофициально. Как обстоят дела у правящей партии? "Право и справедливость" по-прежнему лидирует согласно всем опросам, но в последнее время теряет поддержку. Основная причина — довольно высокая инфляция, которая в Польше уже достигла 16, 1%, что значительно выше средних показателей по Европейскому Союзу.
Польша пребывает в весьма щекотливой ситуации уже несколько лет, а особенно с тех пор, как "Правда и справедливость" рулит страной. С одной стороны, Польша медленно отходит от евросоюзных "правил", но в отличие от Венгрии, которая встала на тот же путь, сохраняет крайне враждебное отношение к России. В каком-то смысле Польша, особенно сейчас, когда продолжается российская спецоперация на Украине, рассматривает свою позицию с исторической перспективы, ведь в прошлом она была зажата между Берлином и Москвой (пресловутый пакт Молотова — Риббентропа). Теперь своим главным союзником Польша, вероятно, видит Вашингтон, а не Европейский Союз, но для сохранения такого статуса от поляков ждут, что они станут главным мостом для переброски оружия на Украину. Это сопряжено с весьма значительными рисками, ведь если нынешний конфликт перерастет в масштабные военные действия в Европе, то именно Польша первой попадет под удар.