Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Еврозона оказалась в опасном положении, пишет Spiked. Энергетический кризис уничтожает Германию, крупнейшую экономику региона. Несмотря на то, что с проблемами столкнулись многие страны, именно спад в Германии подчеркивает слабость еврозоны.
Энергетический кризис уничтожает самую сильную экономику Европы
Сабина Бепплер-Шпаль (Sabine Beppler-Spahl)
Этим летом в заголовках новостей в Германии главенствовали несколько надвигающихся кризисов – энергетический, так называемый климатический и более масштабный экономический. Однако есть еще одна набирающая обороты проблема, о которой мало кто сейчас говорит, и это кризис еврозоны.
Прогнозы для еврозоны довольно мрачны. На прошлой неделе евро опустился ниже паритета с долларом впервые за последние 20 лет. В июле уровень инфляции в еврозоне достиг рекордно высоких 8,9% и продолжает расти. В результате, как ожидается, уже в четверг Европейский центробанк поднимет ключевую ставку на 0,75 процентного пункта – это самое резкое увеличение ключевой ставки в истории ЕЦБ. В июне еврозона столкнулась с рекордным торговым дефицитом, который достиг 30,8 миллиарда евро. Это застало экономистов врасплох, потому что они ожидали, что торговый дефицит будет уменьшаться.
Очевидно, что у еврозоны серьезные проблемы, однако в Германии почти никто об этом не говорит. Если рассматривать ситуацию с позиций немецких правящих элит, причины вполне понятны. Во-первых, большая часть факторов, которые тянут еврозону к кризису, – это результат собственных скверных решений Берлина. Во-вторых, дебаты по поводу будущего еврозоны – это последнее, что сейчас нужно истеблишменту, выступающему за целостность Евросоюза.
Приведет ли экономический кризис в Европе, уже превращающейся в часть третьего мира, к глобальной рецессии?Европа превратила Россию в козла отпущения, пишет колумнист Forbes Кеннет Рапоза. Источник всех её бед — радикальная экономическая политика, направленная на отказ от ископаемого топлива. Сегодняшний кризис — результат политической ошибки, считает журналист.
07.09.202200
По сути, происходящее – это продолжение кризиса, который сейчас переживает Германия. Еврозона настолько сильно зависит от неё, что последствия тех экономических потрясений, с которыми Берлин сейчас сталкивается, скоро будут ощущаться по всему континенту. "Если падет евро, падет и Европа", – заявила бывший канцлер Германии Ангела Меркель на пике кризиса суверенного долга 2010 года. Теперь речь идет о том, что, если падет Германия, падет и вся еврозона.
Немецкие политики убеждают нас, что именно военная кампания России на Украине является причиной текущего экономического кризиса. Но это только часть общей картины. Причины кризиса гораздо глубже. Уровень инфляции в еврозоне, к примеру, рос с лета прошлого года (в январе он составил 5,1%, что намного выше целевого показателя Европейского центробанка в 2%). Что еще важнее, Германия уже много лет демонстрирует весьма вялые темпы роста. В 2019 году её ВВП увеличился всего на какие-то 1,1%. В следующем году преимущественно из-за ковидных локдаунов ВВП Германии сократился на целых 3,7%. Хотя в 2021 году её экономика снова подросла на 2,6%, темпы восстановления оказались намного ниже, чем ожидали экономисты.
Тем не менее, несмотря на эти давние проблемы, многие были шокированы, когда стало известно, что Германия впервые за несколько десятилетий зафиксировала дефицит торгового баланса. Последний раз это случилось в 1991 году, когда страна воссоединилась. Хотя дефицит счета текущих операций в размере одного миллиарда евро может показаться не таким уж и большим, это плохой знак для Германии, чей экономический рост в основном зависит от ее экспорта. Это в обязательном порядке повлияет и на еврозону. Как пишет Мэтью Линн (Matthew Lynn) в журнале Spectator, до этого года Германия была единственной крупной страной-участницей еврозоны с неизменно положительным сальдо торгового баланса. Поэтому неудивительно, что по мере того, как слабеет Германия, евро быстро теряет в цене не только по отношению к доллару, но и даже по отношению к швейцарскому франку.
В отличие от 1992 года, когда после падения Берлинской стены немцы были настроены в основном оптимистично и позитивно, сейчас они крайне пессимистичны. Немецкой общественности внушают, что ей нужно готовиться к тяжелым временам.Как написали авторы статьи в экономическом журнале Wirtschaftswoche, "нехватка сырья и материалов, бутылочные горлышки в энергетике, высокий уровень инфляции и рост процентных ставок – встречные ветра для экономики Германии сейчас сильнее, чем когда-либо прежде". Президент Центробанка Германии Йоахим Нагель (Joachim Nagel) предупреждает, что осенью уровень инфляции вырастет до 10% из-за стремительного повышения цен на газ и электроэнергию. Чтобы подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшем будущем, домохозяйствам посоветовали взять прошлогодние счета за электроэнергию и умножить общую сумму на 2,5.
Конечно, все перечисленные проблемы коснулись не только Германии. Но её спад делает внутреннюю слабость еврозоны все более очевидной. Нам много лет твердили, что кризис суверенного долга в странах еврозоны урегулирован. Но это не так. На самом деле он сейчас медленно охватывает все больше и больше стран.
В 2010 году кризис суверенного долга поставил евро на грань обвала. Большинство экспертов винили в этом страны, которые занимали слишком много денег, например, Грецию. Еще в 2009 году размеры её суверенного долга достигли 128% от ВВП.Но несмотря на все меры жесткой экономии, навязанные руководством Евросоюза, её долг только увеличивался.В прошлом году государственный долг Греции составил 200%. А после двух лет введения и отмены локдаунов уровень долга Испании и Италии тоже вырос до 120% и 155% от ВВП соответственно. В июне государственный долг Италии достиг головокружительной отметки почти в 2,8 триллиона евро.
Как Европе предотвратить перерастание энергетического кризиса в кризис экономическийЕвросоюз смог объединиться, чтобы справиться с экономическими последствиями карантина, введенного из-за пандемии. Энергетический кризис требует ещё больше решительных действий, пишет The Economist, так как он продлится не одну зиму.
04.09.202200
Очевидно, что еврозона оказалась в опасном положении. Тем не менее, еще слишком рано предсказывать ее крах. Европейские элиты, еще теснее привязавшие себя к Евросоюзу и его несовершенным структурам, сделают все, чтобы ее сохранить. Но по мере того, как в Германии разворачивается кризис еврозоны, вера общественности в дальновидность проевропейской элиты будет продолжать слабеть.
Политический истеблишмент Германии пытается винить украинский конфликт во всех серьезных проблемах, с которыми сейчас сталкивается Европа. Поступая таким образом, он пытается уклониться от ответственности за свои прошлые ошибки. В конце концов именно глупое решение отказаться от атомной энергетики, принятое Ангелой Меркель в 2011 году, повлекло за собой злополучную зависимость Германии от российского газа – и это стало одной из главных причин нынешнего энергетического кризиса.
Расплачиваться за прошлые ошибки придется простым гражданам. Но кто будет платить, если рухнет вся еврозона, особенно если ведущая экономика региона не в состоянии справиться со своими собственными кризисами? Это очень важный вопрос, на который нам очень скоро необходимо будет найти ответ.