Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ненависть Запада к России базируется на его нетерпимости, на убежденности в своем превосходстве над всеми, пишет "Политика". Там никогда не примут Россию как равную. Но у России есть свои цели развития и союзники, на которых Москва может положиться.
Поскольку западные кураторы президента Украины Владимира Зеленского настаивают на том, чтобы киевские власти не соглашались на переговоры с Москвой, единственный вариант закончить вооруженный конфликт — это победа одной из противоборствующих сторон. Судя по тому, что мы видим и знаем, победа будет за Россией, как говорит Драгана Митрович, профессор политологии Белградского университета, основатель и руководитель Центра исследований Азии и Дальнего Востока при университете и Института азиатских исследований.
Вооруженный конфликт, как она подчеркнула в интервью, продолжится до достижения целей, ради которых и началась 24 февраля специальная военная операция после того, как в январе Вашингтон окончательно отверг требование провести переговоры и дать гарантии безопасности Российской Федерации.
"Россия, будучи великой державой, сочла, что может и должна военным путем добиться необходимой ей безопасности и геополитической позиции. Цель — настолько подавить Украину, которая де-факто превратилась в часть системы Североатлантического альянса, чтобы с ее территории уже никто не мог угрожать России. Я предполагаю, что по замыслу Украину должны отрезать от Черного моря, выгнать из исторически русских областей, где, как и на Донбассе, из-за непродуманной политики Киева стало опасно жить этническим русским. Москва обязана защитить местное население", — говорит профессор Митрович.
Политика: Украине предъявят большой счет за политический путь, которым ее вели украинские руководители на протяжении десятилетий?
Драгана Митрович: Сейчас она расплачивается загубленными жизнями, утраченным миром и безопасностью своих граждан. Из вооруженного конфликта Украина выйдет, понеся большие территориальные и материальные потери, крепко зависящая от западных кураторов и финансистов. Большие сельскохозяйственные угодья уже проданы транснациональным корпорациям из Соединенных Штатов Америки, которые занимаются выращиванием генетически модифицированного зерна. За полученное оружие Киев обязан расплачиваться тем или иным образом. Откровенно говорится о том, что за счет зерна с Украины оплачиваются долги за помощь, которую Запад, как кажется, великодушно ей отправляет. Вообще после обретения независимости Украина не интересовала Запад как место для инвестиций, а ее сельское хозяйство планомерно уничтожалось. По экономическим причинам Украину покинули около десяти миллионов граждан.
Украина хочет все новых антироссийских санкций, но Брюссель ничем помочь не можетВ ЕС существуют опасения, что Венгрия полностью заблокирует новый пакет санкций против России, пишет Politico. Кроме того, цены растут, и политики боятся недовольства избирателей. О новый уже никто не хочет говорить, отмечают авторы статьи.
09.09.202200
— Своеобразной подготовкой к войне было разжигание ненависти по отношению к России и русскому народу?
— Это особенно трагичная сторона дела. Русофобия и ненависть ко всему русскому пестовались как часть идентичности новых украинцев, в том числе посредством школьных учебников и детских игр. Это совершенно ненормально, учитывая историю двух народов, их близость и смешение. Да, часть Западной Украины зиждется не на славянском единстве и культуре, не на антифашистской или советской традиции, а на идеологии нацизма. Этот котел ненависти к России доводили до кипения и украинские олигархи, которые очень любят русских потребителей, но их пугает российская политическая система. В ней государственная власть контролирует олигархов, а не наоборот. Конечно, помимо прочего, большое влияние оказывалось и из-за рубежа. Иллюстративный пример то, как Вашингтон влиял на Украину с помощью Вселенского патриарха, который прямо участвовал в расколе Украинской православной церкви. Так были разрушены духовные вертикали и связи, которые веками соединяли народы, делая их стабильными, крепкими и устойчивыми к нападениям извне и изнутри.
— Разве у России не было возможностей создать на Украине симпатизирующую ей политическую силу?
— После распада Советского Союза Российская Федерация была слишком слаба, опустошена гангстерской приватизацией, разрушением институтов, находилась под экономической оккупацией Запада через МВФ и специализированные агентства ООН. Тогдашние лидеры были неспособны руководить страной и заботиться о ней, а тем более противостоять процессам на Украине. Возрождение началось после 2000 года, а особенно ярко проявилось во время второго президентского срока Владимира Путина. Похоже, нынешнее российское руководство поняло: что бы российские элиты, народ и лидеры ни делали для сближения с Западом, их никогда не примут в качестве равноправного партнера, и что все дальнейшие попытки — лишь трата сил и времени. В разные моменты Российская Федерация и Китай осознали, что в западном мире с его порядком им рады, только если они готовы служить ему и играть по правилам Соединенных Штатов Америки и их корпораций. Если же они захотят продвигать свои интересы или возвыситься так, что бросят вызов доминированию Соединенных Штатов Америки, с ними разделаются. Это, кстати, прописано во всех стратегических документах США.
— Можно ли этим объяснить антироссийскую истерию на Западе, которая иногда даже превосходит времена холодной войны?
— Ненависть Запада к России не связана исключительно с временами идеологического противостояния капитализма и коммунизма. В царской России тоже видели врага, как и в советской, и постсоветской, и нынешней. Дело тут в нетерпимости, основанной на убеждении Запада в своем превосходстве над всеми, кто является частью другой культуры, веры и идентичности. Поэтому и Россию на Западе преподносят как источник опасности любого рода, и почти все, что она делает или олицетворяет, клеймится как разрушительное или отсталое. Теперь президента Владимира Путина сделали воплощением этого зла.
— Как объяснить, что столь искаженным представлениям о России поддался почти весь западный политический истеблишмент?
— Когда-то от своих американских коллег я услышала, что после Карибского кризиса появилось много институтов по изучению России и кафедр советологии. Много денег выделялось на исследования. Но после распада Советского Союза и Варшавского пакта Россию как великую державу списали со счетов и перестали серьезно изучать. Специалистов заменили пропагандисты, и на основании их вымышленных теорий, которые потом распространялись по миру, и необоснованных выводов формировались политические стратегии. Немногочисленных из оставшихся специалистов, понимающих реальное положение дел, задвинули, или их просто не слышно за пропагандистской шумихой. Вот откуда столько разрозненных действий вроде введения санкций против России, которыми Европейский Союз сам себе нанес больше вреда: выросли цены почти на все товары, пострадали многие промышленные отрасли, возникла угроза дефицита продовольствия, энергоносителей и сырья.
— Может ли недовольство граждан европейских стран повлиять на изменение политики, которая толкает их в экономическую и социальную пропасть?
— Неясно, хватит ли европейским лидерам политической мудрости, смелости и решительности, а также свободы что-то решать, чтобы пойти подобным требованиям навстречу. Факт в том, что институты не способны полностью погасить недовольство, которое начнет изливаться уже в ближайшие месяцы, и это крайне опасно. На мой взгляд, социальные беспорядки и перевороты на Западе не в интересах России, ведь это может привести к опасным "решениям", особенно под влиянием Вашингтона. Возможно, сейчас это прозвучит парадоксально, но России нужны мир и стабильность для реализации своих целей развития.
— На кого из союзников Москва может положиться в достижении этих целей?
— Будучи евразийской и тихоокеанской державой, Российская Федерация, прежде всего, делает ставку на сотрудничество с Китаем. Причем не только в области безопасности, но и в экономике, образовании, спорте, культуре. Хорошие отношения она поддерживает со странами Средней Азии, входившими в состав Советского Союза, с Индией, Бразилией и Южно-Африканской Республикой в рамках БРИКС, а кроме того, со странами ОПЕК и членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). К ним примыкают и другие африканские и латиноамериканские государства, которые чувствуют, что их голос недостаточно уважают, и которые хотят такой международной атмосферы, в которой они могли бы продвигать собственные интересы. Чтобы добиться этого, данные государства должны создать параллельную систему, на которой они и работают. Но за короткий срок и без огромных ресурсов сделать это невозможно, как и без значительной доли в глобальной экономике. Реформировать же существующую систему изнутри нельзя.
— Можно ли предположить, что Соединенные Штаты Америки сделают все, чтобы помешать подобной "перегруппировке" и сохранить свое глобальное доминантное положение?
— В недавнем разговоре с представителями АСЕАН Госсекретарь Соединенных Штатов Америки Блинкен заявил, что Соединенные Штаты Америки не заставляют их выбирать сторону — американскую или китайскую. Он сказал это, понимая, что они, испугавшись американского давления, еще больше развернулись бы в сторону Китая, а для Соединенных Штатов Америки это поражение. Сталкиваясь с мощным и решительным отпором, американцы смиряются. Мы тоже должны об этом помнить, когда нам угрожают и говорят, что нельзя сидеть сразу на нескольких стульях одновременно. К нам относятся так потому, что мы несколько раз показали — мы поддаемся давлению. Когда часто демонстрируется подобная слабость, на нее и делается расчет.
Форум во Владивостоке: Владимир Путин оправдывает свой курс на АзиюРоссия продолжит разворот на Азию – так оценивает заявления Путина на Восточном экономическом форуме во Владивостоке обозреватель Le Figaro. По мнению читателей издания, политика России, нацеленная на укрепление связей с Китаем, резко ослабит экономику Европы.
09.09.202200
— Удивляет враждебность Японии.
— Япония заняла, на удивление, недружественную позицию в отношении России, хотя импортирует оттуда стратегическое сырье. Кроме того, две ее крупные корпорации участвуют в гигантском нефтегазовом проекте "Сахалин 2". Россиян покоробила позиция официального Токио, тем более что при премьере Абэ сотрудничество углубилось. В одном из последних интервью премьер Абэ искренне и смело сказал, что удивлен тем, что западные страны не прислушались к опасениям России за свою безопасность. Владимир Путин говорил с Абэ об этом каждый раз, когда они встречались, а это было 36 раз. В отличие от Японии, Южная Корея сохраняет взвешенную позицию из-за влияния Российской Федерации на Северную Корею. Остальные азиатские страны, как и подавляющее большинство африканских и латиноамериканских государств, в целом понимают и уважают позицию Российской Федерации. С ней их связывает экономическое, культурное и политическое сотрудничество, а вот с государствами Запада они связаны болезненными воспоминаниями. Что касается Австралии и Новой Зеландии, то они по определению являются в кризисе вокруг Украины частью так называемого политического Запада.
Тайвань — потенциальная горячая точка
— В начале прошлого месяца Китай провел военные учения в водах близ Тайваня. Неужели это предвещает появление еще одной горячей точки?
— Тайвань, безусловно, является точкой напряженности, где решается вопрос о доминировании в Тихом океане. Без этого доминирования Соединенные Штаты Америки перестанут быть державой номер один в мире. Поэтому США яростно отстаивают Тайвань во взаимодействии с союзниками и псевдосоюзниками в регионе. Если бы Пекин взял под контроль Тайвань, он прорвался бы в Тихий океан напрямую и распоряжался бы главными морскими путями как своими территориальными водами. Поэтому Тайвань важен и для одной, и для другой державы. Только для Китая он играет роль ввиду важнейших национальных интересов, так как Пекин считает его частью своей территории. Блокировав остров во время учений, Китай продемонстрировал, как может захватить Тайвань или задушить его экономически. Хотя, на мой взгляд, вооруженный конфликт не нужен ни Китаю, ни Соединенным Штатам. В данный момент они и не готовы и не хотят его.