Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Транспортировка энергоносителей – проблема, о которой часто забывают, пишет Oil Price. Спрос на танкеры растет после введения западных санкций против Москвы. Ситуация усугубится после того, как в силу вступит эмбарго на российскую нефть, которой вовсю запасаются многие страны.
Ирина Слав (Irina Slav)
В новую эру перебоев с энергией зачастую упускается из виду один немаловажный момент: транспортировка энергоносителей.
Спрос на танкеры растет с весны, когда Евросоюз ввел против России санкции, и в ближайшие месяцы, когда вступит в силу эмбарго ЕС на российскую нефть и топливо, эта тенденция лишь усугубится.
На этой неделе агенство Bloomberg сообщило, что судоходные компании торопятся заполучить в свои руки как можно больше танкеров ледового класса в преддверии эмбарго на сырую нефть, которое вступит в силу в начале декабря, и на топливо два месяца спустя.
Суда понадобятся для дальнейшей перевозки российской нефти и топлива на неевропейские рынки, отмечается в репортаже. ЕС больше их покупать не сможет, и в ожидании эмбарго европейские покупатели вовсю запасаются российской нефтью и топливом.
Конфликт на Украине и отклик ЕС уже вдохнули новую жизнь в мировой танкерный рынок, параллельно взвинтив стоимость фрахта.
С началом спецоперации 24 февраля спрос на танкеры резко подскочил и, вероятно, останется устойчивым в обозримом будущем — не в последнюю очередь потому, что предложение весьма ограничено, сообщил в августе телеканалу CNBC Тур Свелланн (Tor Svelland) из Svelland Capital.
За последние несколько лет танкеры почти не строились, и, поскольку отрасль не может переломить ситуацию в одночасье, предложение наверняка останется ограниченным — что, в свою очередь, взвинтит стоимость фрахта.
В начале августа агентство Bloomberg сообщило, что на мировом рынке танкеров наблюдается высочайший спрос более чем за два десятилетия. Со ссылкой на данные Clarkson Research Services сообщается, что средняя прибыль танкера для нефтепродуктов за две недели до 8 августа подскочила до 400 000 долларов — высшей отметки с 1997 года.
На сегодняшний день эта цифра, вероятно, еще выше — и продолжит расти, поскольку спрос на топливо в ближайшие месяцы превысит предложение. Рынок топлива и без того стеснен, но с вступлением в силу топливного эмбарго против России напряженность усугубится, а конкуренция за ограниченный танкерный флот усилится.
Скидки на российскую нефть за 3 месяца снизились в десять разПотолок цен на нефть сработает не против России, а против Запада, пишет "Нихон кэйдзай". Добыча черного золота осталась прежней, а доходы Москвы от экспорта энергоресурсов только растут. В этом ей "помогают" такие страны, как Индия и Китай.
15.09.202200
"Запрет ЕС на российские нефтепродукты с февраля 2023 года приведет к перекалибровке всей экосистемы нефтеторговли, — говорится в заявлении датской судоходной компании Torm. — Можно сказать, что эта перекалибровка уже началась".
При этом танкеры понадобятся не только для перевозки российского топлива и нефти в неевропейские пункты назначения, но и для доставки в Европу из-за пределов России — весьма вероятно, что из стран вроде Китая и Индии, которые будут перерабатывать российскую нефть в топливо ради собственного экспорта.
Помимо дефицита на танкерном рынке, мировой рынок топлива в ближайшее годы тоже ждет недостаток предложения.
Как сообщает агентство Рейтер со ссылкой на исследование S&P, причина тому — рекордный спад мировых перерабатывающих мощностей на 3,8 млн баррелей в день в период с марта 2020 года по июль 2022 года.
И если перерабатывающие мощности сократились, то спрос на топливо, напротив, увеличился на 5,6 млн баррелей в сутки. Это привело к значительному разрыву с предложением, ограниченным перерабатывающими мощностями. Согласно исследованию S&P, новые мощности с суммарным потенциалом до 2 млн баррелей в сутки должны быть введены в эксплуатацию к концу следующего года, хотя не исключены задержки.
Дальнейший рост мощностей уже маловероятен, так как нефтеперерабатывающие предприятия подозревают, что c переходом на новые источники энергии нефтеперерабатывающие заводы вскоре станут убыточными.
В сложившейся ситуации с точки зрения доступности топлива, в том числе ценовой, будущее не сулит ничего хорошего. С вступлением в силу нефтяного и топливного эмбарго ЕС у России появятся новые клиенты в Азии, Африке и, по данным Bloomberg, в Латинской Америке. ЕС же будет получать топливо с Ближнего Востока, из США и, как уже отмечалось, из Индии и Китая.
Из-за ограниченности поставок и очевидной премиальной надбавки не исключено, что крупные импортеры российского топлива (например, оба азиатских гиганта и Саудовская Аравия) поступят точно так же, как Пекин с российским СПГ — будут продавать его в Европу с солидной наценкой.
Между тем, на США обрушились свои трудности — в частности, нехватка газойля, дизельного и реактивного топлива. Для Европы это означает, что помощь Америки окажется сильно ограниченной: топлива на экспорт попросту не хватит. Кроме того, это может подстегнуть топливную дороговизну этой зимой еще сильнее.
Этой зимой танкерам и топливу светит подорожание, поскольку мир никак не обуздает инфляцию. Следовательно, ни танкеры, ни горючее в этой борьбе не помощники.